Фриковая литература и куль-ра через призму времени
И вот, на этом переломном рубеже, нам неустанно продолжают навязывать всякого рода стереотипы, в том числе, и диктат англо-американской культуры, ее прививок и их последствий. От этого спаривания родился плод-мутант, пока еще науке неизвестный. Что с ним будет и как он начнет проявлять себя - никто не знает. Округлив глаза, народ смотрит и ждет. А что еще делать? Запретить уже нельзя, уничтожить - невозможно. Остается одно - совершенствовать , что видимо, и будут делать в ближайшие годы селекционеры сознания.
Наш странный век удивительно богат сенсациями, которые преподносятся огромным количеством пишущих и причисляющих себя к лику пишущих. Такого взрыва графомании еще не рождала история. Возможно, это знак Времени? И все бы ничего, если бы не одно но... Брынчать на инструменте и что-то подмурлыкивать может каждый,
но обладать совершенным слухом и мастерски воспроизводить звуки - единицы. И все же они есть. Уверяю - есть! Свидетельствую - есть!
В пику эпигонству, абсолютно нормальным и естественным считаю процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Когда на поверхности русской культуры видны лишь потери, засилье иностранных слов и терминов, навязывание чужеродных стилей и даже! - образа мышления, изнутри человеческого сознания совершается великая деятельная трансформация; постепенно человек отторгнет насильственно внедренное и оставит лишь самое необходимое и ценное.
Поразительно, но в большинстве случаев, как справедливо заметила поэт и публицист Светлана Замлелова, "талантливых писателей принято сейчас назначать и награждать, навязывая расхожие стереотипы читателям."
Серое чтиво стало модной тенденцией, сорность языка оригинальностью и достоинством произведений. Чрезвычайно горько сознавать, что подлинные таланты, которые действительно есть, слава богу, даже в наше двусмысленное время, очень тяжело пробиваются сквозь эти заторы. Мысль оскудела, идеалы стыдливо поникли перед засильем грубоматериальных желаний, чувства признаются только ниже пояса.
Очень понравилась реплика Владимира Николаевича Крупина:"Писатель бьется
в одиночку за всех подобно монаху, который в одиночестве за всех молится.
Если не обращать внимания на писателя, он зачахнет."
Что уж и говорить о той нравственной духоте, которая как ядовитое зелье, отравляет святой Исток жизни! Разве может человек процветать без тяги к прекрасному, без насыщения своих помыслов мечтой и стремлением к идеалу? Но ведь эту духоту стараются привить, как заразу, чтобы в ней чувствовали себя вполне комфортно и уютно. И ведь добиваются своего!
Душно, познавшим цель и смысл веры и мечты, вольготно - позерам
и стяжателям. Рудиментарность сознания, и это в нашей, некогда самой
читающей стране, достигла ужасающих размеров. Мы вытравили из читателя
способность мыслить! Сами писатели подчас не утруждают себя ни глубиной мыслей и чувств, ни художественными принципами того, что выводят на суд божий. Чем оригинальней, чем больше глянца и кича, тем и съедобней. А самое главное, форматный товар для рынка сбыта. Сейчас почему-то стало модным захваливать ничтожное, обольщаясь сладкими возгласами профанов. И не мудрено, ведь главное орудие тьмы - заразить народ летаргией, погрузить его в сытый пещерный сон, чтобы огонь духа еле тлел и не мог возмутить вялого обывательского благодушия. Бдительная сплоченная посредственность всегда стоит на страже поиска, чести, долга. А ведь именно на этих китах основана вся великая русская литература. Постоянное смирение братьев по перу со злом и жестокостью по сути оправдывает и то и другое. Когда некоторые современные поэты в погоне за изощренными виражами рифм, за которыми подчас лишь пустота и эклектичность общих фраз и скудных дум забывают об этом, литература вянет и тускнеет. Не может родиться ничего высокого там, где царствует усредненность. Пушкин высмеивал таких стихотворцев, у которых "чешется рука по пустякам." А безверие, как проклятие, служит достойным наказанием лишь себе самому, ибо, цитируя Белинского, "...в душе благодатной должен жить идеал." Очень горько, но если не поддерживать подлинное, чернуха все уничтожит. У нее на страже - полчища, у подлинного - единицы! Меня иногда до какого-то рвотного рефлекса раздражает, и притом уже давно, желание людей подтасовать разнородные понятия под один равновеликий знаменатель. Иными словами, смешать зерна и плевела в один временной котел и все уравнять! Как-то невозможно представить себе прекрасное, блаженно шествующее под руку с безбожным. И точно так же невозможно представить себе общество, исповедывающее высокие этические и культурные принципы, которое благодушно принимает как красоту, так и безобразие. Сейчас само понятие "культура" настолько обесценилось, что позволило вовлечь себя в совершенно фриковую ипостась под общим названием - "шоу-бизнес". То есть, люди, пишущие примерно такие вирши:" На горе трава, на дворе трава, я тебя люблю, ты всегда права... и т.д., и люди, творящие бессмертие, являются частью единого целого, частью единой фриковой системы ценностей. Проталкивая своим сногсшибательным "искусством" глупость и скудоумную пошлость, они возводят разрушительную, но весьма удобоваримую продукцию в ранг чуть ли не вечности, но это путешествие в вечность будет не дальше муравьиной горки. Художественная ценность разрушения может и должна существовать только во имя созидания! Во веки веков всегда побеждал гений! Но в нашем всеобъемлющем пространстве нынешних условностей, внешняя фриковая атрибутика антикультуры помноженная на абсолютную безыдейность и отсутствие какой бы то ни было морали, стало нормой и символом времени. Более того, она имеет множество поклонников и подражателей, словно грязное нефтяное пятно, которое растекается по великому океану мысли, уничтожая на своем пути и свет, и красоту, и само дыхание жизни.
Но думается, что вместе мы преодолеем эту болезнь, столько светлых, замечательных людей объединяют сейчас усилия, чтобы вывести литературу и в целом культуру и искусство на ту высоту, которую мы утратили.
А вот должно ли художественное произведение отражать время, вопрос совершенно не риторический. И ответ на него определенный: обязательно должно! Все мы - дети времени, и если не творить из времени, то откуда же? Однако, действительная принадлежность к определенной эпохе все же дает писателю право быть в этом мире странником, и его миссия или удел, если хотите, путешествовать вне всяких пространств и ограничений, и все же из ВРЕМЕНИ, предначертанном ему Судьбой.
И не надо бояться, что уйдя из мира, мы оставим после себя лишь пустое, продуваемое всеми ветрами, пространство. Ренессанс обязательно будет! К этому все идет. Грядет взлет Культуры и Духовности, всего Прекрасного, во имя чего столько красоты рождалось и жертвенности. То, что сейчас вроде бы скрыто и не проявлено, не означает, что его нет. Алмазы осели на дне. Когда пена перебродит, они засияют.
... Когда же проплывут свинцовые метели,
И вспыхнет, наконец, извечный жизни свет,
Под звон чудесных струй божественной капели
Родится на земле неведомый поэт...
Свидетельство о публикации №212113001608
С помощью Больших Премий и Конкурсов, результаты которых (очень корректно говоря) вызывают большое изумление?
И каким образом? При условии участия в них только через выдвижение номинаторами, издательствами и т.д., которые давным-давно ангажированы определённым кругом заинтересованных лиц?
Или через публикации на литературных и псевдолитературных сайтах и порталах, где талантливой литературе остаётся только один удел - быть похороненной под слоем "шлака"?
Что бы Вы могли реально предложить, кроме прозвучавшего декларативного заявления?
Поделитесь идеями...
Ведь не зря и Русский Букер приостановил свою деятельность в России ввиду отсутствия достойного материала для оценки.
Оставляю без оценки.
С почтением пан Тадэуш
Тадэуш Мотас 05.02.2020 15:49 Заявить о нарушении
Но где же эти творцы?
Тадэуш Мотас 06.02.2020 20:33 Заявить о нарушении
Наталия Мария 28.06.2020 18:46 Заявить о нарушении
Наталия Мария 28.06.2020 18:57 Заявить о нарушении
Но при условии безоговорочной поддержки этой самой "широкой общественности".
С почтением пан Тадэуш
Тадэуш Мотас 29.06.2020 11:48 Заявить о нарушении