Теория теорий
Вот противоречие – есть ли мир (объект) без меня (субъект)? Или – есть ли я без мира? Ведь физиками доказано, что результат исследования зависит от наблюдателя. Познавая микромир, происходит процесс его изменчивости, начавшейся с «большого взрыва». Факт измерения воздействует на вселенную. Это лишь первый аспект проблемы. Вывод здесь заключается в несостоятельности игры. Отсюда процесс изучения – это уже не постижение истины, а увлекательное времяпрепровождение.
Теперь научную картину мира в виду ее относительности можно ставить на одни весы с другими картинами – религиозными и мифологическими. Образ космоса в сознании коряка или пигмея ничем не хуже христианского догмата или квантовой механики. Лишь бы человеки были хорошие. Ну а если среди Вас найдутся знакомцы с юнгианской концепцией, то для полноты следует напомнить об общих архетипических корнях всех картин мира, отчего природа психического сама по себе навсегда остается за гранью постижимого. Сплошная мистика. Короче говоря, поле для спекуляций велико. Затронем другой аспект теорий.
Я давно заметил, что одно из свойств теорий – их понятность и доходчивость. Скажем, если сразу дать два противоположных результата или взгляда, их несоответствие очевидно. Однако, подогнав под них хорошо скроенные теории, все как бы встает на свои места. И выходит, что доказать можно и то и это с равной силой. Ну например, корпускулярно-волновой дуализм. Одни эксперименты доказывают волновую природу света, а другие обнаруживают свойства частиц. Данное противоречие решается созданием фотонов – частиц волны. И вообще на микроуровне все совсем другое и непонятное – говорят физики. Даже пространство-время скукоживается и корчится в зонах повышенных гравитаций. Или вот. Теория Фрейда и теория Адлера. Для одного источник невроза – вытесненная сексуальность, для другого – комплекс власти. Почитаешь обоих – все обоснованно, все складно. С точки зрения естественных наук человек – млекопитающее животное, способное активно преобразовывать мир вокруг себя под себя. А вот для отдельных направлений психологии человек – животное с религиозным инстинктом. И действительно, ведь не каждые этносы активно преобразуют мир вокруг себя – все время забываем про тех самых пигмеев, или они уже не человеки? А если взять философский аспект во внимание или религию, то относительно природы человека вообще все путается.
А что касается философии? Тут сплошь одно абстрактное теоретизирование и создание картин мира. И Платон прав, и Аристотель прав, и Декарт прав, и Беркли прав, и Локк прав, и Юм прав. А Кант-то? Ну он уж совсем прав! А потом и Гегель прав и Маркс, но и Кьеркегор тоже прав. А Шопенгауэр? А Ницше? Еще как! Ну и конечно же великий Хайдеггер. Ведь все они правы, каждый по-своему. Это конечно не назовешь просто теориями, но картины бытия и мира, включающие в себя и теории тоже, красивы, стройны. Но все же не завершены до конца. Ни одна. Субъективизм приводит к идеализму, объективизм к материализму. Что-то среднее схватывает экзистенциализм, но это лишь на самом зачаточном уровне – где нет различения между субъектом и объектом. Что бы идти дальше надо выбирать что-то одно. Но это немного другая тема. Для нас важно понять, что именно стройность, логичность, непротиворечивость оправдывают теорию или философскую систему. Заметьте не истинность, а логическая последовательность и непротиворечивость. Вообще этот процесс теоретизирования и построение концепций похож на глобальную виртуальную игру. Надо сделать так, чтобы абсолютно все возможные факты и явления вписывались в одну концепцию. Смог? Значит, ты крут! Получи премию.
Вот именно с этих позиций мы можем окончательно и бесповоротно заключить то, что никогда спор или дискуссия между ученым и богословом не будут иметь решения. Это игроки из разных игр. При этом то, что они решают, относится не к игре, а к бытию. На ум пришла такая метафора. Представьте, огромное шахматное поле. На нем фигуры – спортсмены: атлеты, футболисты, хоккеисты, пловцы, теннисисты и т.д. Так вот попытка решить в какую игру все играют – это попытка футболиста с теннисистом понять правила шахмат.
Когда что-то непонятно и сложно, это раздражает. Правила игры понятны, а суть бытия, абсолютная истина скрыты. Похоже, любовь к понятливой гармоничной стройности просто заложена еще с пеленок. Когда детки составляют пазлы, кубики, решают логические задачки и т.п. Нейронные импульсы пробегают по давно налаженным путям, отражающим ход логики. А удовольствие, которое получает ученый или философ после работы – это забытое поглаживание по головке – мол, молодец, сыночек, правильно сложил.
Абсолютно исчерпывающее постижение «всего» рациональным разумом невозможно, ибо этот разум лишь часть этого «всего». А помимо него есть еще интуиции, чувства и прочие иррациональные начала. Их можно увидеть, но нельзя исключить. И даже если читатель захочет с чем-то поспорить, то это скорее не эффект противоречия или логической не состыковки, а просто состязательная потребность.
Само по себе стремление к соединению элементов, к получению чего-то понятного и стройного вытекает из практической целесообразности и здравого смысла. А они, в свою очередь, результат промыслово-трудовой деятельности. Веками люди делали предметы, вещи, орудия так – сначала берем это, делаем то, потом вот это, а то крепим сюда, затем подготовим вот это и соединяем с этим. Вот и получается то. Вещь в своей целостности готова. Ее можно использовать. Так вот теоретизирование – это такой же процесс только абстрактно-виртуальный. И нужен он для большего обобщения опыта, чтобы далее прогнозировать, конструировать, уже на бумаге и создавать, создавать, создавать…
Но, разогнавшись, этот процесс уже из практического стал описательным. Для чего нам знать от какой формы произошла лошадь в эволюции, или какой газовый состав звезды, или причины миграции этносов столетия назад? Хочется понять, из одного праязыка все остальные произошли или независимо и параллельно? Каким образом строились египетские пирамиды? Для чего древние построили Стоунхендж? Возможен ли искусственный разум? Кажется, расширение границ знаний приведет к постижению чего-то тайного и очень важного. И вот это «очень важное» уже из разряда чудес. Это уже из сферы абсолюта, оттуда, где обитает мечта о рае, о вечном кайфе. Да, да - иррациональная мечта о великом благе и всеобщем счастье. Поэтому в современном мире главные вопросы звучат в основном не «что?» и «как?», а «за чем?», для «чего?». На переднем плане духовного измерения возникают вопросы смысла. Однако источник смыслов где? Во вне? В инопланетянах? В большом взрыве? Или все-таки внутри человека? Нам снова должны объяснить, в чем смысл или может как-нибудь сами?
Вот, господа хорошие, сложное блюдо для переваривания. И называется - оно смысл человеческой жизни. Но об этом потом. Обязательно.
Свидетельство о публикации №212113001665