SOS

  - Я собрала вас, ребята, по очень важному поводу!
  - Да мы уж догадались. Когда ещё по цепочке собирали народ!
    Почти все из нашей группы явились на сигнал SOS. Мы стояли в вестибюле, перед аудиторией, там ещё занимались другие…
  - Ну, говори уже, что за SOS?
  - Ребята! Это катастрофа. Дети, маленькие дети спят под лодками в Гидропарке! Как это? Войны давно нет. Почему?! В конце концов, мы учимся в Педвузе, это не значит, что мы должны уметь научить детей математике или русскому или ещё чему-то, это не главное. Их научат тому, что нужно, главное ДЕТИ. Мы же педагоги.
   - Что ты предлагаешь?
   - Я взяла к себе одного мальчика шести лет…
   - Подожди, вот, у тебя уже и глаза на мокром месте. Как взяла? Откуда? Кто это разрешил или узаконил? Ты понимаешь, что ты делаешь? Какие у тебя будут неприятности?
   - Нет, я ничего не понимаю… я его из-под лодки вытащила. Я уже приходила к нему. Пьющие родители, он весь избитый. Я ходила с ним к врачу, сняла побои, может быть, мне удастся добиться, чтобы его отца и мать лишили родительских прав. Тогда можно будет взять его свидетельство о рождении и даже усыновить… Ему всего шесть лет! Я ему раньше приносила поесть, потом тёплые курточки, вещи. Он перестал меня бояться, а потом…
  - Да, успокойся ты! Что потом? И чем помочь?
  - Потом мы были у меня дома, у врача, потом он попросил: «тётя Лена, заберите меня к себе, я буду слушаться, я всё умею делать…»
  - Давай говорить всерьёз – не все могут забрать к себе ребёнка. Кроме того, родители, пусть и дурные и пьющие, будут его искать. Им же нужен «родительский капитал», понимаешь. Для того и ребёнок предназначен. Они ещё с тобой посчитаются, понимаешь?
  - Подождите! Не набрасывайтесь на неё. Она сделала то, что сделала, а кто может сделать ещё что-то – пусть больше или меньше? Лена! Там есть ещё дети? Где они точно находятся? В Гидропарке?
  - Они везде, даже между рельсинами метро, в углублении, где специалисты осматривают подвижную часто вагонов и в подвале дома, где проходят сантехнические трубы (я знаю, где этот дом…в знакомом мне районе, но таких домов масса!). Им нужно всё – еда, одежда, какие-нибудь тряпки, чтобы укрыться…
  - Да. Впору кричать SOS… Они идут на контакт?
  - Сначала им нужно просто сказать, что принесли поесть, переодеться…
  - А как твоя мама отреагировала на приёмыша?
  - Она смотрела на него и плакала… вот как.
  - Нам нужно не ходить туда группами, а по одному, иначе они будут остерегаться, потому что на них и так ведутся настоящие «облавы». А они наслышаны о порядках в детдомах, не хотят туда идти…
  - Ленка! Но ты решительная барышня, и кто теперь возьмёт тебя замуж, с ребёнком шести лет?
  - Кончай хохмить – какой замуж. Я возьму, если она согласится, конечно. Не в этом дело. 
- Чёрт! Надо заходить. После пары снова соберёмся. Идёт?

  - А ты, Ленка, не только решительная, но ещё и везучая – уже и жених есть.
  - Ну, брось, Иришка, он так… отшутился. Ладно, после пары встретимся возле шестой аудитории, где у нас будут занятия.
Возле шестой аудитории постояли немного, зашли, сели в ожидании педагога, а потом студентам  сказали, что у них свободная пара, педагог заболел. Все вздохнули с облегчением.
 – Давайте тихо посидим, всё обсудим. Нам просто повезло сегодня, что нет занятий.
 – Времени много, дважды по 45 минут, может просто поехать туда, в Гидропарк сейчас?
 – Нет. У нас ничего с собой нет, да и поиски займут время. Кроме того, мы же решили,   что группами не стоит туда ездить, чтобы не напугать детей…
 - У кого есть предложения, конкретные?
 – Мне кажется, что первым делом нужно спасать Ленку и её мальчика. Всё может кончиться очень плохо и для неё, и для пацана.
 – Социальная служба… у кого-то мама или отец там работают? Знакомые, знакомые знакомых? Думайте. Мы, желая самого лучшего, можем таких дров наломать!

                * * *

И социальная служба успела подсуетиться. Пока Лена была в институте, и ребята обдумывали положение вещей, так называемые родители мальчика Сергея уже подняли на ноги милицию, ребёнка тут же вычислили. Кто-то видел, как девушка приходила, кормила Сергея, кто-то описал Лену. Короче говоря, пришли забирать мальчика довольно оперативно.
Ленина  мама, Анна Ильинична заплакала.
  - Что ж вы делаете? Мальчик спал под лодкой! Он не нужен родителям!
Но тут социальная работница возразила с иронией:
  - Вы ошибаетесь. Он им очень нужен, они получают «материнский капитал» благодаря ему, это деньги, на которые можно пить!
  - Ну, вот видите, вы всё понимаете. Мальчику тут хорошо, Лена хочет усыновить его.
  - А сколько лет вашей дочери?
  - Двадцать один.
  - Прекрасно. Но всё должно делаться по закону. Сначала вполне обоснованное лишение их родительских прав, а уж потом усыновление. Понимаете, мы на вашей стороне. Знаем эту семью давно. Поможем вам.
Забегая вперёд, скажу, что всё так и случилось. Сергей уже совсем взрослый парень, «биологических» родителей не видит и не вспоминает о них. А Лена вышла замуж за сокурсника, того самого, который сразу же сказал, что и с ребёнком возьмёт её замуж, если она согласится. По-прежнему ребята-сокурсники, уже повзрослевшие,  помогают брошенным и сбежавшим из семей детям. А у Лены скоро будет ребёнок, братик Сергею.

                * * *

Примерно в то же время решалась судьба другой девочки-подростка. Вот как она сама рассказала, что с ней случилось:
    - Всё началось с того, что умерла моя маленькая сестричка. Ей было всего полтора годика. Я любила её, но мама уж очень носилась с ней. Врачи сразу же предупредили, что у неё какой-то неоперабельный порок сердца, вот мама и носила её на руках всё время. Я тоже частенько носила сестричку Алёнушку на руках. Я на самом деле любила её…
Но случилась беда. И тогда наступили просто чёрные времена для меня. Мне четырнадцать лет, я в восьмом классе. Училась я вполне нормально, на четвёрки и пятёрки. Но тут мне показалось, что мама меня ненавидит. Папа ушёл из семьи после смерти малышки, может быть, маме показалось, что я во всём виновата… Но почему? Потому что умерла малышка, а не я? Короче, мама стала пить просто ужасно. Каждый день у нас дома пустой холодильник, а мама сидит на кухне, непричёсанная, почерневшая, сидит перед кружкой…
Я пробовала говорить с ней.
  - Думаешь, мне не жалко Алёнку?
  - Закрой рот!
И всё криком, швыряет тарелки, бьёт посуду. А как-то вечером сидит, смотрю, у стола и плачет. Я к ней.
  - Мамочка, мама, я же не виновата! Пожалей хоть меня!
  - Вон с глаз моих, сука.
Боже мой! Таких слов я от неё никогда не слышала. Я пыталась после школы что-то варить, хоть картофельное пюре, хоть какие-то гренки. Без денег ведь не купишь ничего. В доме стало грязно, хоть я и пыталась убирать, подметать, мыть плиту…
Но мама все мои усилия встречала в штыки.
  - Думаешь, что ты королева?
  - Какая королева? Я в классе самая нищая.
  - Ах, тебе ещё наряды нужны! А заработать не пробовала! – кричала она истерически…
        «Нужны, конечно, нужны», – думала я. – «У нас же как принимают? Правильно – по одёжке. А где мне заработать? Идти на панель?»
       Я стала пасовать уроки в школе, нашла «друзей», которые ночуют, где придётся, в Гидропарке, под линией метро, под лодками. Они и меня с собой звали, но я ещё не перешла черты… Оценки сразу же «упали», мне стало всё как-то безразлично. Если раньше мне хотелось услышать похвалу от папы или мамы, то теперь – нужна мне эта учёба!
Маму вызвали в школу, а она не пришла. Тогда ко мне подошёл после уроков новый психолог школы Леонид Викторович. Он вообще-то на вид ничего, но я с ним никогда не говорила раньше. Да и причин для этого не было.  Мне психолог вообще-то ни к чему.
  - Давай поговорим, Ольга, – подсел он ко мне за парту, когда все вышли. Это был последний урок. – Что случилось с тобой?
  - Ничего. Просто плохо стало, – промямлила я.
  - Вижу. Это мы все видим, и учителя, и дирекция школы, и подруги твои… Да, знаю я, что в семье горе. Знаю. Вам бы в семье объединиться, а вы сделались врагами, как мне кажется.
  - Точно, враги. – И вдруг меня понесло. – Понимаете, мама меня ненавидит. Она начала пить, папа ушёл из семьи. Выходит, что я во всём виновата, и в том, что малышка умерла, и в том, что папа ушёл, и в том, что она пьёт, не убирает в доме, ходит в грязном халате, лохматая, злая, и кружка полная на столе… А мне куда деваться? Я сегодня в школе просто случайно, мне нравится история…
  - Ты пробовала говорить с мамой, пожалеть её, приласкать?
  - Конечно… Я и так, и сяк… А она только ещё хуже злится.
  - Понятно. А я кручу в голове варианты, думаю, как помочь и маме, и тебе…
  - Вряд ли. Уже полгода прошло с тех пор, как не стало Алёнушки. А мама… Работу бросила давно, теперь её сотрудники к нам не приходят. Стыдно, она пьяная, сердитая. Но не могут же все быть виноватыми в том, что девочка родилась с пороком…
  - Да, да. А я, кажется, придумал для тебя кое-что. Но мне нужно два-три дня, чтобы найти подходящее место. Потерпи, Оленька. Я тебя не брошу. Это точно. Какое-то время даже в школу ходить не будешь. Но никому не говори о том, что я что-то задумал. Идёт? Нет, не спеши. Я всё тебе расскажу потом. Мне нужно два дня. Итак, до встречи в среду, сегодня у нас понедельник. В среду здесь же после уроков. Хорошо?
  - Конечно. А если урока у нас тут не будет, я всё равно подойду к этому классу в час дня. Да?
  - Конечно. Беги. Надейся. До встречи.
В среду мы встретились, и я узнала, что Леонид Викторович задумал  «шоковую терапию» для моей мамы. Ну, чтобы я пропала вдруг на несколько дней, и она бы  очнулась и поняла, что осталась одна… Конечно, он понимал, что она будет волноваться, нервничать, искать меня. Но это и было нужно в такой ситуации.
Он определил меня в центр помощи подросткам, такой дневной стационар с психологическим уклоном. Меня там кормили, там же я спала в палате на одного человека. Короче, вполне нормально. Меня не донимали беседами, после первого же разговора психолог, симпатичная женщина, сказала, что мне помощь такого рода не нужна. Это я и сама знаю.
Что было потом, я точно не могу рассказать, но мама позвонила в школу, когда обнаружила, что меня нет дома. Прошло уже четыре дня с тех пор, как я не приходила ночевать домой. Директриса сказала, чтобы мама срочно пришла, потом она встретилась с Леонидом Викторовичем. Что он ей говорил, я тоже не знаю. Кажется, он дал ей два дня для того, чтобы она навела в доме порядок, приготовила обед и всё такое. Он сказал ей, чтобы не обращалась в полицию, иначе меня, её дочь, поставят на учёт как подростка из неблагополучной семьи, склонного к побегам…
И вот настал день, когда Леонид Викторович забрал меня из моего убежища, и мы вместе с ним пошли к нам домой. Я не успела переступить порог комнаты, как мама бросилась ко мне.
   - Оленька, девочка моя, – она просто кричала, – ты же не бросишь меня. Ты у меня одна. Прости меня, я так виновата перед тобой!
У меня слёзы на глазах, а Леонид Викторович ушёл. Я даже не сразу это заметила.
   - Мама, мама, теперь всё будет хорошо.
   - Ты больше не убежишь из дому?
   - Нет, мама, я тебе никогда не оставлю. Мы с тобой вдвоём остались.
   - Мне такие ужасы рассказывали, что подростки ночуют на улице, в парадных, возле батареи. Я пробовала искать тебя… Ты же девочка, могло случиться самое страшное. Как я виновата. Не бойся, я никогда тебя не обижу, я не пью. Посмотри, как в квартире чисто. Ты моя помощница…
Потом мы вместе с мамой плакали, потом обедали, потом мама спрашивала, как меня нашёл Леонид Викторович. Я сказала ей, как он меня научил, что у него много знакомых подростков, меня видели в одном районе. Он знает, где ребята прячутся, чтобы не попасть в милицию, а потом в детский дом…
  - Ты знаешь, мама, что в Пединституте целая группа ребят организовалась, они стараются помочь бродяжкам, носят им еду, тёплую одежду, некоторых забирают к себе домой, если родители ребёнка или подростка пьяницы, дерутся. Представляешь. Я видела этих ребят. Это как SOS для многих детей из таких семей. Наш психолог им очень помогает. Как хорошо, что мы с тобой опять вместе. Может быть, и папа вернётся.
  - Нет, я не прощу ему, что в самый тяжёлый момент он оставил нас… не прощу.
  - Мама, поедем вместе на кладбище…а?
  - Голубушка моя. Какая ты у меня замечательная. Конечно, поедем, завтра же. А меня на работе восстановили вчера, через три дня приступаю. Ой, доченька моя родная, что бы я без тебя делала?
Вот такая история….




   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.