Геополитическая кормушка

Еще пару недель назад погода в городе-герое Минске стояла замечательная, несмотря на бесповоротно вступившую в свои права осень. Прохладный осенний воздух вкупе с неуверенно пробивающимися солнечными лучами вызвали непреодолимое желание прогуляться в парке Горького, что в самом центре города. Но не запах шашлыка, струящийся вдоль Свислочи и не «наглые» белки, выскакивающие на тропинки и «требующие» корма привлекли сегодня внимание посетителей парка. Пара молодых людей прихватили с собой сдобный батон и спустились к каналу   постоянному, круглогодичному пристанищу уток.
Зеваки, собравшиеся на мосту через канал, могли лицезреть удивительную картину взаимодействия человека с живой природой. Утки, практически со всего водоема, слетелись к созданной для них человеческими руками «кормушке» (имеется ввиду место, а не некое сооружение). Прилетели даже те, которые не могли увидеть происходящего действа, но узнали о нем по каким-то своим, не известным людям каналам получения информации.
Вели себя утки достаточно раскованно, оглашая веселым гоготанием окрестности. Удивительное зрелище представлял собой селезень, достаточно высоко подпрыгивающий в воздух с места в попытке достать лакомство прямо из рук. За несколько минут слетелись десятки уток. К ним присоединились многочисленные голуби, одинокие вороны и даже шустрые воробьи.
В сотне метров, возле самой Свислочи, другой молодой человек собрал свою ватагу птиц. Однако вокруг него уток практически не было. Окружали его, в основном, голуби и немногочисленные воробьи. Подойдя поближе все стало ясно. Вместо сдобного батона у молодого человека был пакет с семечками.
Остановившись между этими двумя «кормушками» я столкнулся с мыслью о том, что что-то мне все это напоминает. Внезапно пришло осознание того, что есть тут много схожего с взаимоотношениями государств и даже целых регионов.
Действительно, анализ государственных долгов стран мира показывает, что они уже давно уподобились уткам из городского парка, выпрашивающим, или, по крайней мере, никогда не отказывающимся от, прямо скажем, подачек. Равно как в парке не осталось свободолюбивых и независимых от кормушек птиц, так и на политической карте мира не существует полностью не зависимых государств, независимых от своих соседей, импортеров, экспортеров, других участников международных экономических отношений. Возможно, как во время теплого лета даже городские утки способны прокормить себя сами, так и государства могли бы процветать в период стабильности. Но в условиях продолжающегося в мире кризиса, навряд ли, какая-либо страна обойдется без помощи из-за рубежа в виде кредитов, основная масса которых для большинства государств заведомо безвозвратна.
Возникает логичный вопрос: кто же те добрые люди, которые кормят уток в парке и кто «подкармливает» государства-доноры возле геополитической «кормушки»? Если ответ на первую часть вопроса достаточно очевиден, то вторая его часть нуждается в серьезном осмыслении.
Есть определенные центры силы: США, Евросоюз (в лице Германии и Франции), Китай, Россия, Япония и т.д. Отношения между государствами несколько сложнее, чем в городском парке. Многие сверхдержавы сами должны другим еще больше, чем они тратят на своих сателлитов, пристроившихся к ним как к кормушке. Лишь Китай, Япония и Россия являются теми странами, которые должны другим меньше, чем другие должны им.
А вот дальше все происходит точно так же как и в парке. Вокруг «центров силы» или попросту государств, которые для проведения своей внешней политики готовы выделять денежные средства за поддержку своих идей другими, как правило, более мелкими странами, собираются сателлиты, готовые за прямое (в виде дешевых кредитов и инвестиций) либо косвенное (в виде льгот и преимуществ) финансирование, всецело поддерживать на мировой арене кормящую их руку (своего защитника, благодетеля, одним словом протектора). Число сателлитов их «размеры» зависят от величины того ломтя каравая, с которым протектор выходит к созданной им кормушке. Если это будет сдобный батон, то можно собрать даже сытых уток, которые на семечки и близко не посмотрят. А если размеры безвозвратных (то есть которые в итоге придется простить) средств будут измеряться сотнями миллиардов долларов США как в Греции, Польше и многих других странах, то сразу же вспоминается тот селезень, который за такой сытный кусок оказался готов забыть про горделивую походку вразвалочку и сумел подпрыгнуть с места на двух лапах.
А где же место Республики Беларусь в этом геополитическом парке? Судя по тем сравнительно незначительным размерам внешнего финансирования наша страна является скорее воробьем. Соответственно вести себя она может только как воробей.
Воробей, при правильном поведении, тоже может быть сыт и доволен. Для этого достаточно просто не мнить себя крупной вороной или жирным селезнем, правильно определять свою роль и место возле геополитической кормушки.
Многие оппоненты действующей власти предлагают обратить свой взор на Запад. Следует признать, что у европейской кормушки раздают, конечно, очень смачный батон, но нас там никто не ждет. Когда рядом уже полно уток, голубей и ворон, воробью иногда перепадают небольшие куски, но угроза получить клювом более крупной птицы уже на порядок выше. Поэтому даже ради небольших крошек приходится проявлять чудеса ловкости.
Основная же кормушка для воробья оказывается при раздаче семечек. Там уток нет вообще, ворон очень мало, единственными конкурентами являются голуби. Справедливости ради стоит сказать, что голуби конкуренты слабые, достаточно неповоротливые, рядом с которыми проворному воробью ужиться совсем не сложно.
Уже на выходе из парка четко стали видны перспективы развития Республики Беларусь. В ближайшее время (при нынешнем составе тех, кто «подкармливает» других) наша страна вынуждена будет следовать за Российской Федерацией, несмотря на сравнительную скудность российской финансовой поддержки, по сравнению со средствами, получаемыми нашими европейскими соседями от той же Германии. С другой стороны, воробей вовсе не обязан есть только семечки, и если подворачивается ситуация, когда можно ухватить крошки хлеба, думающий о своем будущем пернатый, никогда не откажется. Поэтому финансовой помощи любой страны или организации Республика Беларусь всегда рада.
Возникает вопрос: а как же гордость? Зачем нам ездить и выпрашивать кредиты, торговаться за энергоносители, уговаривать купить наши трактора. Можно, конечно же, и нашему воробью отказаться от кормушки, перейти на подножный корм. Только что получится в итоге? В итоге получится очень гордый, но очень голодный воробей.
Выходя из парка, я вновь обернулся и увидел, что прибежали дети и начали гоняться за птицами. Птицы разлетелись, те из них, кто уже успел сытно покушать – разбежались, поэтому дети быстро охладели к погоне за недосягаемыми пернатыми. Сразу же после исчезновения нарушителей спокойствия птицы начали слетаться обратно, отчетливо осознавая, что тем, кто первыми вернется к кормушке, достанется больше корма.
Покинув парк я полностью осознал, что тоже самое происходит и за его пределами. Какие бы процессы не происходили в странах, регионах, на всей планете в целом, также как птицы в городском парке, все государства, несмотря на уровень экономического развития, социокультурные особенности, стремятся к своей геополитической кормушке. При этом каждый сам решает, что ему лучше – клевать семечки, но уверенно, надежно и без каких-либо унижений, или гнаться за вкусно пахнущим, но уже начавшем черстветь на прохладном осеннем воздухе куском батона, при этом расталкивая более слабых и заискивая перед более сильными.


Рецензии