Арсений Тарковский и Слава КПСС

Тарковский и Слава КПСС

В первые годы советской власти отношение поэтов к этой самой власти было откровенным
 и честным, например Сергей Есенин писал о Ленине если не с любовью, то с уважением,
 Владимир Маяковский и вовсе видел в Ленине кумира. Но в уже тридцатых годах,
с укреплением власти большевиков, ситуация резко изменилась и власть хвалить
стало выгодно,а кому-то и необходимо.
Персональным олицетворением власти стал Иосиф Виссарионович,
 а потому в хвалебных виршах он упоминался чаще других.
В числе дружного хора певших дифирамбы в честь лучшего друга детей и физкультурников,
 мы с некоторым удивлением встречаем знакомые имена,  и Анну Ахматову,
---
И Вождь орлиными очами
Увидел с высоты Кремля,
Как пышно залита лучами
Преображенная земля.

И с самой середины века,
Которому он имя дал,
Он видит сердце человека,
Что стало светлым, как кристалл.

Своих трудов, своих деяний
Он видит спелые плоды,
Громады величавых зданий,
Мосты, заводы и сады.

Свой дух вдохнул он в этот город,
Он отвратил от нас беду, —
Вот отчего так тверд и молод
Москвы необоримый дух.

И благодарного народа
Вождь слышит голос:
«Мы пришли
Сказать, — где Сталин, там свобода,
Мир и величие земли!»
---
21 декабря 1949 года

Пусть миру этот день запомнится навеки,
Пусть будет вечности завещан этот час.
Легенда говорит о мудром человеке,
Что каждого из нас от страшной смерти спас.

Ликует вся страна в лучах зари янтарной,
И радости чистейшей нет преград, -
И древний Самарканд, и Мурманск заполярный,
И дважды Сталиным спасенный Ленинград

В день новолетия учителя и друга
Песнь светлой благодарности поют, -
Пускай вокруг неистовствует вьюга
Или фиалки горные цветут.

И вторят городам Советского Союза
Всех дружеских республик города
И труженики те, которых душат узы,
Но чья свободна речь и чья душа горда.

И вольно думы их летят к столице славы,
К высокому Кремлю - борцу за вечный свет,
Откуда в полночь гимн несется величавый
И на весь мир звучит, как помощь и привет.
-----
 и Бориса Пастернака,
 
Я понял: все живо.
Векам не пропасть,
И жизнь без наживы —
Завидная часть.

Спасибо, спасибо
Трем тысячам лет,
В трудах без разгиба
Оставившим свет.

Спасибо предтечам,
Спасибо вождям.
Не тем же, так нечем
Отплачивать нам.

И мы по жилищам
Пройдем с фонарем,
И тоже поищем
И тоже умрем.

И новые годы,
Покинув ангар,
Рванутся под своды
Январских фанфар.

И вечно, обвалом
Врываясь извне,
Великое в малом
Отдастся во мне.

И смех у завалин,
И мысль от сохи,
И Ленин, и Сталин,
И эти стихи.

Железо и порох
Заглядов вперед
И звезды, которых
Износ не берет.

 ----
 
 и даже, как ни удивительно,
Осипа Мандельштама.
---


Если б меня наши враги взяли
И перестали со мной говорить люди,
Если б лишили меня всего в мире:
Права дышать и открывать двери
И утверждать, что бытие будет
И что народ, как судия, судит, —
Если б меня смели держать зверем,
Пищу мою на пол кидать стали б, —
Я не смолчу, не заглушу боли,
Но начерчу то, что чертить волен,
И, раскачав колокол стен голый
И разбудив вражеской тьмы угол,
Я запрягу десять волов в голос
И поведу руку во тьме плугом —
И в глубине сторожевой ночи
Чернорабочей вспыхнут земле очи,
И — в легион братских очей сжатый —
Я упаду тяжестью всей жатвы,
Сжатостью всей рвущейся вдаль клятвы —
И налетит пламенных лет стая,
Прошелестит спелой грозой Ленин,
И на земле, что избежит тленья,
Будет будить разум и жизнь Сталин.

1937 г.
---

Успел прогнуться перед Сталиным и делающий первые шаги в литературе Евгений Евтушенко,
и здесь мне хотелось задержаться особо. Он являет собой типичнейший пример
 придворного литератора, чутким флюгером улавливающего малейшие изменения
 направления ветров власти.
В 1952 году выходит первая книга стихов Евтушенко «Разведчики грядущего»,
Украшение которой стало вот это произведение обесмертившее юного,
но не по годам смышленного, автора на века,

«Я знаю:
Вождю
бесконечно близки
мысли
народа нашего.
Я верю:
здесь расцветут цветы,
сады
наполнятся светом.
Ведь об этом
мечтаем
и я
и ты,
значит
думает Сталин
об этом!»

«Я знаю:
грядущее видя вокруг,
склоняется
этой ночью
самый мой лучший на свете друг
в Кремле
над столом рабочим.
Весь мир перед ним —
необъятной ширью!
В бессонной ночной тишине
он думает
о стране,
о мире,
он думает
обо мне.
Подходит к окну.
Любуясь столицей,
тепло улыбается он.

А я засыпаю,
и мне приснится
очень
хороший
сон."

Те, кому положено, приметили усердие без лести преданного молодого человека
 и реакция свыше последовала незамедлительно.
В том же 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР,
 ( даже минуя обязательную ступень кандидата в члены СП).
Много позже Евтушенко, как бы в оправдание, напишет,
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно
в Союз писателей,  в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу.
Но я знал ей цену.  И я хотел писать по-другому».
 — Евтушенко,  «Преждевременная автобиография».

Блеск. Но  времена меняются и довольно скоро полоумный кукурузник объявил
 что тов. Сталин не оправдал высокого доверия  Любимой Партии и молодой
Евтушенко торопливо и непринужденно совершает кульбит,


«Нет, Сталин не умер.
Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли
из Мавзолея
его.
Но как из наследников Сталина
Сталина вынести?!
…Велела
не быть успокоенным
Родина мне.
Пусть мне говорят:
«Успокойся!» —
спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина живы ещё на земле,
Мне будет казаться,
что Сталин — ещё в Мавзолее».

И тотчас возлюбил Евгений, наш, Александрович вечно живого,
как тогда казалось, тов. Ленина,
 «Люблю тебя, отечество мое, за твоего Ульянова Володю, за будущих Ульяновых твоих»
  (из поэмы «Казанский университет», написанной к столетию Ленина.)
И пошло поехало,- «Погибну смертью храбрых за марксизм», «Не умрет вовеки Ленин и
 коммуна не умрет»,  «Считайте меня коммунистом», и даже, о боги,
 - «Коммунизм для меня самый высший интим»!
 
 Когда началась катастройка и захватившие власть демократы начали крушить как заводы,
 так и историю,  Евтушенко и тогда успел отметиться, вот этим громким стишком.
 
 Ещё не поставленные памятники
 
Ещё не поставленные памятники
                шагают по тундре ягельной,
до вечномерзлотной крови
                вминая колымский снег,
и передают
                из рукава в рукав
                по старой привычке лагерной
слепленную
                из газет тридцать седьмого
самокрутку -
                одну на всех.
Ещё не поставленные памятники
                кайлами откапывают
                погибших товарищей,
скульптурами ставших от холода
                внутри безымянных могил,
и лесоповальной, смерзшейся
                почти что мраморной варежкой
стучат по ночам во все двери
                тех, кто о них забыл.
Кровавые слёзы убитых
                в металле ещё отольются.
Якир с пьедестала протянет
                гранитную руку стране.
Поставим памятник всем,
                кто азбуку революции
пальцем с выдранным ногтем
                дописывали на стене!
Памятники грядущего,
                вы сами на нас наступаете.
Я слышу чугунную поступь.
                Я слышу бронзовый глас.
Не может быть перестройки
                без перестройки памяти
и без постройки памятников
                тем, кто построил нас.
Сейчас ваше время, памятники,
                время мрамора честного.
Ото всего оболганного
                навек отлипает грязь,
и скрипка когда-то раздавленная
                маршала Тухачевского
срастается по кусочкам,
                мраморной становясь!
1987
 
 Конечно, памятника лютый палач русского народа Иона Якир не дождался и надеюсь
 никогда он свою   кровавую руку с пьедестала не протянет...Но...
Кому следует, а они при любой власти на посту, заметили это животрепещущее
проявление лояльности и согласно Википедии, Евгений Александрович,
из 11 полученых от государства наград и премий, восемь заимел уже
после разрушения СССР.  Заработал-с...
 Но хватит о Евтушенко.
 
Принято считать что Арсений Тарковский вовсе не писал о "славе КПСС" поэтому
 его так долго и не печатали.
Что тут сказать? Ну, во-первых, положа руку на сердце надо признать что печатали, и много.
Переводы печатали и в Союз Писателей СССР он был принят в 1940 году,
будучи признаным мастером перевода.
(Кстати,одним из его знаменитых переводов стала работа над поэмой азербайджанского
 поэта Разула Рзы,  с незамысловатым, но очень полезным, названием - «Ленин».)
Во-вторых, стихи о Ленине Тарковский все таки писал, по крайней мере одно-то точно было.
Биографы Тарковского, сквозь зубы признают, что в злополучной книге сданной в печать в
 1945 году, было стихотворение с упоминанием Ленина. Они оправдывают появление этого
 стиха необходимостью присутствия в книге идеологически правильного стиха-"паровоза",
 который должен был вытянуть за собой всю книгу. Почему этого не случилось,
мне не совсем понятно.
Принято считать что Тарковский, что называется, - попал под раздачу,- с выходом
 пристнопамятного "Постановления ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”"
Вот, кстати и оно.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
О журналах "Звезда" и "Ленинград"
14 августа 1946 г.

               
     № 274. п. 1г — О журналах "Звезда" и "Ленинград".             
     ЦК ВКП(б)    отмечает,    что    издающиеся   в   Ленинграде
литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся
совершенно неудовлетворительно.
     В журнале   "Звезда"   за   последнее   время,   наряду   со
значительными  и  удачными  произведениями  советских  писателей,
появилось  много безыдейных,  идеологически вредных произведений.
Грубой  ошибкой  "Звезды"  является  предоставление  литературной
трибуны  писателю Зощенко,  произведения которого чужды советской
литературе.  Редакции  "Звезды"  известно,  что   Зощенко   давно
специализировался  на писании пустых,  бессодержательных и пошлых
вещей,   на   проповеди   гнилой   безыдейности,    пошлости    и
аполитичности,  рассчитанных  на то,  чтобы дезориентировать нашу
молодежь и отравить  ее  сознание.  Последний  из  опубликованных
рассказов Зощенко  "Приключения  обезьяны"  ("Звезда",  № 5-6  за
1946 г.)  представляет  пошлый пасквиль  на  советский  быт  и на
советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских
людей  в  уродливо карикатурной форме,  клеветнически представляя
советских    людей    примитивными,   малокультурными,   глупыми,
с   обывательскими   вкусами   и   нравами.  Злостно  хулиганское
изображение   Зощенко   нашей   действительности   сопровождается
антисоветскими выпадами.
     Предоставление страниц  "Звезды"  таким  пошлякам и подонкам
литературы,  как Зощенко,  тем более  недопустимо,  что  редакции
"Звезда"   хорошо   известна  физиономия  Зощенко  и  недостойное
поведение его во время войны,  когда Зощенко,  ничем  не  помогая
советскому  народу  в  его  борьбе  против  немецких захватчиков,
написал такую омерзительную вещь  как  "Перед  восходом  солнца",
оценка  которой,  как  и  оценка всего литературного "творчества"
Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик".
     Журнал "Звезда" всячески популяризирует  также  произведения
писательницы  Ахматовой,  литературная и общественно-политическая
физиономия    которой     давным-давно     известна     советской
общественности.  Ахматова  является  типичной  представительницей
чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.  Ее стихотворения,
пропитанные  духом пессимизма и упадочничества,  выражающие вкусы
старой     салонной     поэзии,     застывшей     на     позициях
буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве
для искусства",  не желающей идти в ногу со своим народом наносят
вред  делу  воспитания  нашей  молодежи и не могут быть терпимы в
советской литературе.
     Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в  журнале, 
несомненно,  внесло элементы идейного разброда и дезорганизации в
среде  ленинградских  писателей.  В  журнале   стали   появляться
произведения,  культивирующие  несвойственный советским людям дух
низкопоклонства перед современной  буржуазной  культурой  Запада.
Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом
и разочарованием в жизни (стихи Садофьева и Комиссаровой в № 1 за
1946 г.  и  т.д.).  Помещая эти произведения,  редакция усугубила
свои ошибки и еще более принизила идейный уровень журнала.
     Допустив проникновение в журнал чуждых в  идейном  отношении
произведений,   редакция   понизила   также   требовательность  к
художественным  качествам  печатаемого  литературного  материала.
Журнал  стал заполняться малохудожественными пьесами и рассказами
("Дорога времени" Ягдфельдта,  "Лебединое озеро" Штейна и  т.д.).
Такая неразборчивость в отборе материалов для печатания привела к
снижению художественного уровня журнала.
     ЦК отмечает,  что особенно плохо ведется журнал "Ленинград",
который   постоянно  предоставлял  свои  страницы  для  пошлых  и
клеветнических выступлений  Зощенко,  для  пустых  и  аполитичных
стихотворении   Ахматовой.  Как  и  редакция  "Звезды",  редакция
журнала "Ленинград" допустила  крупные  ошибки,  опубликовав  ряд
произведений,  проникнутых  духом низкопоклонства по отношению ко
всему иностранному.  Журнал напечатал ряд ошибочных  произведений
("Случай   над   Берлином"  Варшавского  и  Реста,  "На  заставе"
Слонимского).  В стихах Хазина "Возвращение  Онегина"  под  видом
литературной  пародии  дана  клевета на современный Ленинград.  В
журнале "Ленинград" помещаются преимущественно  бессодержательные
низкопробные литературные материалы.
     Как могло  случиться,  что  журналы  "Звезда" и "Ленинград",
издающиеся   в   Ленинграде,   городе-герое,   известном   своими
передовыми революционными традициями,  городе,  всегда являвшемся 
рассадником  передовых  идей  и  передовой  культуры,   допустили
протаскивание  в журналы чуждой советской литературе безыдейности
и  аполитичности?  В  чем  смысл  ошибок  редакций   "Звезды"   и
"Ленинграда"? Руководящие работники журналов и, в первую очередь,
их редакторы тт. Саянов и Лихарев, забыли то положение ленинизма,
что  наши журналы,  являются ли они научными или художественными,
не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются
могучим   средством  советского  государства  в  деле  воспитания
советских  людей  и  в  особенности  молодежи  и  поэтому  должны
руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского
строя,  —  его  политикой.  Советский  строй  не  может   терпеть
воспитания  молодежи  в духе безразличия к советской политике,  в
духе наплевизма и безыдейности.
     Сила советской  литературы,  самой  передовой  литературы  в
мире,  состоит в том, что она является литературой, у которой нет
и  не  может  быть  других  интересов,  кроме  интересов  народа,
интересов государства. Задача советской литературы состоит в том,
чтобы помочь государству правильно воспитать  молодежь,  ответить
на ее запросы,  воспитать новое поколение бодрым,  верящим в свое
дело,  не  боящимся  препятствий,   готовым   преодолеть   всякие
препятствия.
     Поэтому всякая    проповедь   безыдейности,   аполитичности,
"искусства для искусства" чужда советской литературе,  вредна для
интересов советского народа и государства и не должна иметь места
в наших журналах.
     Недостаток идейности у  руководящих  работников  "Звезды"  и
"Ленинграда"  привел также к тому,  что эти работники поставили в
основу своих отношений с  литераторами  не  интересы  правильного
воспитания    советских   людей   и   политического   направления
деятельности литераторов,  а интересы личные, приятельские. Из-за
нежелания  портить  приятельских  отношений притуплялась критика.
Из-за  боязни  обидеть  приятелей  пропускались  в  печать   явно
негодные   произведения.  Такого  рода  либерализм,  при  котором
интересы народа и государства,  интересы  правильного  воспитания
нашей  молодежи приносятся в жертву приятельским отношениям и при
котором  заглушается  критика,  приводит  к  тому,  что  писатели
перестают    совершенствоваться,    утрачивают   сознание   своей
ответственности перед народом, перед государством, перед партией,
перестают двигаться вперед.
     Все вышеизложенное   свидетельствует  о  том,  что  редакции
журналов "Звезда" и "Ленинград" не справились с возложенным делом
и   допустили   серьезные   политические   ошибки  в  руководстве
журналами.
     ЦК устанавливает, что Правление Союза советских писателей и,
в частности,  его председатель т. Тихонов, не приняли никаких мер
к улучшению журналов "Звезда" и "Ленинград" и не только  не  вели
борьбы  с  вредными  влияниями  Зощенко,  Ахматовой и им подобных
несоветских  писателей   на   советскую   литературу,   но   даже
попустительствовали  проникновению  в  журналы  чуждых  советской
литературе тенденций и нравов.
     Ленинградский горком  ВКП(б)  проглядел  крупнейшие   ошибки
журналов,  устранился  от  руководства  журналами  и  предоставил
возможность чуждым советской литературе людям,  вроде  Зощенко  и 
Ахматовой,  занять руководящее положение в журналах.  Более того,
зная отношение партии к Зощенко и его "творчеству", Ленинградский
горком (тт.  Капустин и Широков),  не имея на то права,  утвердил
решением горкома от 28.I.  с.г.  новый состав редколлегии журнала
"Звезда", в который был введен и Зощенко. Тем самым Ленинградский
горком  допустил  грубую  политическую   ошибку.   "Ленинградская
правда"   допустила  ошибку,  поместив  подозрительную  хвалебную
рецензию Юрия Германа о творчестве Зощенко в  номере  от  6  июля
с.г.
     Управление пропаганды  ЦК  ВКП(б)  не обеспечило надлежащего
контроля за работой ленинградских журналов.
     ЦК ВКП(б) постановляет:
     1. Обязать  редакцию  журнала  "Звезда",   Правление   Союза
советских  писателей  и  Управление  пропаганды ЦК ВКП(б) принять
меры   к   безусловному   устранению   указанных   в    настоящем
постановлении  ошибок  и  недостатков  журнала,  выправить  линию
журнала и обеспечить высокий  идейный  и  художественный  уровень
журнала,   прекратив   доступ   в  журнал  произведений  Зощенко,
Ахматовой и им подобных.
     2. Ввиду      того,      что      для      издания      двух
литературно-художественных  журналов  в  Ленинграде  в  настоящее
время не имеется надлежащих условий,  прекратить издание  журнала
"Ленинград",  сосредоточив  литературные  силы  Ленинграда вокруг
журнала "Звезда".
     3. В целях наведения надлежащего порядка в  работе  редакции
журнала "Звезда" и серьезного улучшения содержания журнала, иметь
в журнале главного редактора и при нем  редколлегию.  Установить,
что  главный  редактор  журнала  несет  полную ответственность за
идейно-политическое направление журнала и качество публикуемых  в
нем произведений.
     4. Утвердить   главным   редактором  журнала  "Звезда"  тов.
Еголина А.М.   с  сохранением  за   ним   должности   заместителя
начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б).
     5. Поручить  Секретариату  ЦК рассмотреть и утвердить состав
редакторов отделов и редколлегии.
     6. Отменить решение Ленинградского горкома от 26 июня с.г. о
редколлегии журнала "Звезда", как политически ошибочное. Объявить
выговор второму секретарю горкома тов. Капустину Я.Ф. за принятие
этого решения.
     7. Снять  с  работы  секретаря  по  пропаганде и заведующего
отделом  пропаганды  и  агитации  Ленинградского   горкома   тов.
Широкова И.М., отозвав его в распоряжение ЦК ВКП(б).
     8. Возложить    партруководство    журналом    "Звезда"   на
Ленинградский обком.  Обязать Ленинградский обком и лично первого
секретаря  Ленинградского  обкома и горкома тов.  Попкова принять
все  необходимые  меры  по  улучшению  журнала  и   по   усилению
идейно-политической работы среди писателей Ленинграда.
     9. За   плохое  руководство  журналом  "Ленинград"  объявить
выговор тов. Лихареву Б.М.
     10. Отмечая,  что  журнал  "Звезда"  выходит   в   свет   со 
значительными  опозданиями,  оформляется крайне небрежно (обложка
имеет неприглядный вид,  не указывается месяц  выхода  очередного
номера), обязать редакцию "Звезды" обеспечить своевременный выход
журнала и улучшить его внешний вид.
     11. Возложить на Управление пропаганды ЦК  (т. Александрова)
контроль за выполнением настоящего постановления.
     12. Заслушать  на  Оргбюро  ЦК через 3 месяца отчет главного
редактора "Звезды" о выполнении постановления ЦК.
     13. Командировать  т. Жданова  в Ленинград  для  разъяснения
настоящего постановления ЦК ВКП(б).

Опубликовано с незначительными изъятиями:: Правда. 21 августа 1946.
  ---
 
  Не совсем понятно, это потому что Арсений Тарковский был не просто автором неких
 "безидейных произведений",   как например упомянутый в постановлении Зощенко,
но и заслуженным героем-фронтовиком,    орденоносцем потерявшим ногу на войне.
Это в те времена дорогого стоило...
  Так или иначе, но готовый типографский набор был рассыпан и книга не увидела свет.
  Самое любопытное в этой истории это то, что стишок-"паровоз" материализовался вновь
в 1962 году,   в первой изданной книге стихов "Перед снегом",  биографы стыдливо пишут,
мол дескать, - он не сам,   издательство потребовало,- и добавляют вдогонку, -
" Требование было выполнено,   чего Тарковский стыдился всю оставшуюся жизнь..."
 
  А теперь хорошо бы предъявить моему читателю вышеупомянутый стишок-"паровоз",
но к сожалению,   я пока не нашел в интернете стихотворения с упоминанием Ленина,
все вычищено чисто-чисто,  есть, правда, возможность купить саму книгу "Перед снегом",
 она продается кое-где, например тут,   http://www.libex.ru/, но цена, увы, мягко говоря,
на большого-большого  любителя...
 
  А на фото, обложка первой книги Арсения Тарковского.
 


Рецензии
Геннадий, благодарю за публикацию, за собранный факт материал, за вдумчивую
интерпретацию давних событий, характеризующих эпоху и взаимоотношения власти и народа, условно, поэты-жертвы идеологии, как и весь народ, впрочем, им было труднее, чем простым обывателям.

Бесценный материал.

Мандельштам круче всех, кажется даже, наконец, поняла тех, кто ставит его выше других поэтов.

Дочитаю при случае остальное.

С признательностью, поклоном и пожеланием всего доброго!
З.Ч.

P.S.
Еще поняла, что Е.Евтушенко-это памятник времени. Он был, на мой взгляд, ближе к народу, не было и у него, как у большинства, в детстве, юности среды, в которой бы можно было своим умом доходить до истины, цепляя по крупинкам нужную инфу, вот ему и приходилось колебаться с линией партии.
Мне это очень понятно, хотя я и не заглатывала с жадностью и без разбора все, что ни попадя, но шевелить извилинами начала, хорошо помню, после празднования Дня Победы в 1975-ом году в г.Новокузнецке.
Прекрасно помню день похорон Иосифа Виссарионовича в г.Сталинске(новокузнецке), была я тогда ученицей четвертого класса женской школы и смотрела на происходящее, как бы, со стороны, не находя для себя никакой роли, потому, наверное опоздала к общему сбору у школы в день похорон и не попала на площадь перед заводом, где был громадный памятник вождю, позже сгинувший в одну ночь.
З.Ч.

Зоя Чепрасова   03.03.2019 06:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.