Один-ноль

Один-ноль… (впечатление от встреч с учеными военными) Случилось мне как-то работать близ одного военного училища. На работу и с работы мне  приходилось ездить в одном автобусе с преподавателями этого училища –  немолодыми военными подполковниками и полковниками  - образованными людьми, интеллектульной элитой вооруженных сил.
Я невольно наблюдал за ними: едут, одеты строго по форме, в фуражках, сядут по 2-3 человека и по-военному громко общаются между собой:
     -А когда же у нас в городе цирк достроят? Долго строят, лет 15 уже – говорит один  полковник.
     -Строить цирк надо быстро! – говорит второй.   
     -Да, долгострой это неправильно,  такого не должно быть – подытоживает третий, первые двое соглашаются.
Увлекательный разговор ученых военных  продолжается:
-А я вот в автобусе ехал, так один молодой человек   за проезд платить отказался! Кондуктор ему говорит: заплатите! А он ей говорит: не буду! (Раздается общий гомон возмущения).
-Все должны платить за проезд! – заключает  второй военный. 
-Не платить  за проезд неправильно, так не должно  быть! -подытоживает третий. За этим следует общее бурное согласие.
-А вот еще со мной   на днях  было… -  начинает третий- смотрел я футбол, так футболисты так плохо играли, что игру закончили ничьей. Совсем играть  разучились! Играть надо хорошо, чтобы выигрывать. Плохо играть нехорошо и неправильно,  такого  не должно быть!
Верно! Верно! – поддерживают его  остальные… и т.д. и т.п. 
И так всю дорогу: тезис о негативном житейско-бытовом  происшествии; антитезис о должном  и правильном ходе вещей; в качестве завершающей декоративной детали – заключение о несоответствии  тезиса антитезису. Изо дня в день 40 минут разговоров: сделал плохо, надо хорошо, плохо - неправильно и нехорошо;   не по уставу - по уставу, надо по уставу. Или, исключая декоративное заключение:  плохо-хорошо,  нет - есть, ноль-один.  Ноль-Один, НОЛЬ-ОДИН!… двоичный код…
За все время их бесед ни  слова о чем-нибудь оторванном от обыденности, ни одного отступления от схемы разговора и образа мышления… все очень конкретно  и предсказуемо. Они  уверенно знают, что  хорошо, а что плохо, они не сомневаются, не останавливаются, чтобы рассмотреть причины явлений,  подробности и детали, они не заглядывают  во вчера и в завтра, они описывают все явления мира цифрами 1 и 0, сравнивая то или иное явление с существующим внутри каждого из них эталоном единицы - должного.

  Один раз, когда я возвращался домой после работы,  в автобус сел один из обычных пассажиров-полковников. Он почему-то был один, и, похоже, был поддатый. На нем помимо мундира была пафосная фуражка с  вздернутой тульей  и  темные очки, закрывавшие пол лица. По своему виду и важности    он походил на какого-нибудь  азиатского генерала-диктатора из дешевого американского фильма. Полковник деловито развалился на заднем сидении автобуса, развесив по штанинам яйца, придал себе вид, необыкновенной важности и, видимо оставшись вполне довольным принятым положением, широко раскрывая рот и причавкивая, принялся демонстративно жевать жвачку, свысока поглядывая на других пассажиров. Скажу вам, это   зрелище - чванливое ничтожество  в форме полковника!  Ему плевать на всех - он тут главный, он один знает, как правильно, где 1, а где 0! Он - один - победитель, остальные - нули! 1:0 в его пользу…один-ноль, один-ноль, один-ноль… Носитель  засушенного, между листами устава интеллекта,  хранитель  священного эталона единицы…  способный в двух цифрах воспринять все  многообразие вселенной…   (14.06.2012)


Рецензии