25. 11. 2012 - У нас в ЛМ Н. А. Ягодинцева

Сегодня у нас Н.А.Ягодинцева. Встречи с ней всегда интересны и информационно насыщены. Завтра, в Доме актера её творческий вечер. Но там не задашь вопросы, которые хочется задать. Вот и будем задавать их сегодня.
Разговор начался с её вступления. А оно о значимых для литературы и поэтов и писателей событиях. Это Южно-Уральская литературная премия и ежегодные Бажовские чтения.  О сроках, условиях участия.
А дальше – о событии, имеющем отношение в сегодняшнему дню – Дню матери.
В Тобольске выпущен 2-х томник «Слово о матери: Антология сибирской поэзии»
Нина Александровна входила в редакционный совет издания и подробно о нем рассказала.
Редактором и составителем издания является поэт из Омска Юрий Перминов.
Объединяющая тема издания – образ Матери. Книга  напечатана в Италии (г. Верона) тиражом 5 тыс. экз. В оформлении антологии были использованы работы сибирских художников.
В антологии опубликованы стихи более пятисот поэтов, чьи судьбы были связаны с Сибирью, среди них Александр Одоевский, Иннокентий Анненский, Сергей Наровчатов…
Южный Урал представляют в антологии известные мастера поэтического слова: И. Аргутина, А. Белозерцев, Н. Година, Л. Кулешова, Б. Ручьев, К. Скворцов, Л. Татьяничева, М. Шанбатуев, К. Шишов, Н. Ягодинцева и др.
Кстати, Нина Александровна рассказала, как наших поэтов не хотели печатать в антологии, что Челябинская область – это не Сибирь. Пришлось обратиться к истории, найти карты, когда Челябинск был уездным городом Исетской провинции и входил в состав Оренбургской губернии.
Тема матери раскрыта в поэтических произведениях многопланово: это образы Богородицы, родной земли, женщины-Матери, даровавшей жизнь.
«В этой книге заключена соборность. Взять и прочесть ее, как «Мурзилку», невозможно, потому что эта книга, как бесконечный поезд. В нем едешь и узнаешь родные места, поселки, где когда-то бывал, людей, с которыми встречался. Здесь все: поэзия, живопись, графика и удивительный вес, но не только физический, а еще и вес духовной наполненности», - говорит поэт и соавтор антологии Александр Зуев.
Нина Александровна передала антологию в дар ЧОУНБ.
На литературных курсах у неё в этом году одни девушки, сильная команда.
Из Миасса, Златоуста… Но когда записалась девушка из Омска, говорит она, я поняла, что что-то сделала правильно.
Год «урожайный» -   вышло три сборника её стихов. В Санк-Петербурге, Германии и на Алтае в Барнауле.
О книге, которая вышла в Германии:
Наши эмигранты – люди творческие, остались без языка, без культурного поля, и стали делать проекты: Русский   Steel  ( о нём нам рассказывала Н.Крупина), «Карманная книга».
- Когда я увидела эту книгу, я поняла, что скоро она будет у каждого в кармане в Европе.
В первой серии вышло 8 книг. В этой серии их гораздо больше. А дальше она рассказала, как поставлено издательское дело в Германии. У нас после выхода и презентации книги всё затухает. У них по-другому. Делается макет, выпускается немного экземпляров, рассылается по  выставкам и каталогам. Потом идут заказы. 1-й год заказов мало, 3-5-й год – пик. Издательства не прогорают, т.к. печатают только под заказ.
Есть сайт, на котором отмечается, где в данный момент в мире читается книга. Есть модуль, где автор пошагово сам выполняет издательские шаги, а они только печатают. Штрафы за ошибки платит автор.
Нет неликвидов, широкая сеть информации о выходе книги.

В чем отличие литмастерской Ягодинцевой и Н.Бодрова? Ягодинцеву я называл диктатором (это Бондарев о себе), но шел с возвышенным чувством, а теперь иду как домой.
- Не надо сравнивать и ставить оценку. Задачи разные. У меня по Литмастерской сформировался тот педагогический опыт, который позволил стать руководителем семинаров в Барнауле, Омске, также летом в июне на совещании молодых писателей буду руководителем семинара. Для меня это была лаборатория, откуда я вынесла жесткий литературный опыт, который оказался конкурентоспособным в Российском масштабе. А для вас литмастерская – это общение единомышленников.  Разный подход: к профессионалам жестко – что делаем, куда готовим и т.д., к единомышленникам – доброжелательно.

Дальше она рассказала о судьбах книг на Алтае, в Барнауле, и у нас.
- В Челябинске печальная и недальновидная ситуация. Автор берет свою книгу и сам идет по библиотекам и точкам. На Алтае министерство культуры закупает книги для библиотек.

Ваше мнение об альманахе «Пришельцы»?
- Явление, которое надо растить. Альманах – это всегда срез сегодняшнего состояния литературы. Явление достойное и перспективное. Надо выходить дальше, на Россию, на международный уровень. Перспектива с точки зрения растущего умения. Хорошая обложка. Грамотно сделанная.  У меня есть лекция  «Коды обложки поэтической книги».

Неприемлемая черта характера?
- Стараюсь принимать всё.

Нужно ли не писать плохо? Как убить в себе графомана?
- Легко. Как заметили, что выражения, ходы стали входить в привычку – начав с нового, сворачиваем на проторенную дорожку – бей себя по рукам. В стихе, говорят, первые 4 строки – талант, следующие 4 строки – это умение работать. Штампы – нормальный ученический период. Говорит не то, что хочет, а что ему привычно. Нельзя давить в себе творческую энергию – она сожжет изнутри.

Степень жесткости рецензии?
-К самым способным – жестко, не готов – мягко, совсем не готов – промолчать. Между профессионалами такие битвы!

Творческая энергия материальна?
- Я на эту тему диссертацию защитила. Творческий человек осмысливает себя в космическом масштабе. Слово – знак, инструмент, в него вкладываем свою психическую энергию. Она идет в мир и там проявляется. Речь – это формула действия. Все перевороты начинаются со лжи, слухов, паники. Напугать – и делай, что хочешь.

Пушкин, история, творчество.
- Пушкин сначала историю изучил, а потом «Капитанскую дочку» написал.
Зачем? Создал символический ряд. Для него Пугачев, пугачевский бунт – олицетворение стихии. Эпиграф: «Береги честь смолоду». Смысл: Будь честен – и стихия тебя пощадит.
(разное поведение при бедствиях: Лос-Анжелес – мародерство, Япония – нет).

Детская литература – какой должна быть?
- В первую очередь – нравственной.
Есть произведения зомбирующие  (покупайте – и получите…, конец света) и есть программирующие (на успех) – кроме тебя никто не может сделать. Всё должно быть такое – идет и делает.  Это разные вещи.

Разногласия в теории с Лурье – по технике безопасности поэтического труда.
- Это отношение многих литераторов. Но я на это не обращаю внимания. Пишу с 14 лет. Насмотрелась. Под удар первыми попадают самые талантливые, т.к. они самые беззащитные. И поняла, что должны быть какие-то правила, алгоритм. Существует мифология, мифы, которые нас убивают.  Литмастерская – это 15 членов Союза писателей, Литмастерская – это 15 студентов. Чувствуя ответственность, я обязана предупредить, хотя бы о том, что я знаю. Поэтому сделала попытку обобщить.    «Поэтов ведет бог» (Изварин). Но всегда ли они слышат бога?  Я обязана давать технику безопасности. Но каждую ситуацию приходится решать с нуля.

Авторство – что это такое? Закон? Что является объектом?
- Вообще, это западная выдумка. У нас авторство долго вообще не обозначалось. Автор был просто проводником.  В договоре важно только одно – исключительное или неисключительное право. Исключительное право передает права на произведение полностью, и автор уже больше не хозяин его.
- Литературное поле – это поле диалогов. У Пушкина много слов и оборотов из других, современных ему, авторов. Но у него они чувствуют себя гораздо лучше. Что является объектом? – всё зыбко, неопределенно.
Есть искусство, и есть творчество. Можно до какой-то вершины не дойти.
Поэзия – мощное реабилитирующее средство, когда случается что-то трагическое. Поэт рождается, когда в обществе трещины.
 Соревноваться надо с самим собой. Косоглазие вредно.

В заключение  Нина Александровна, прекрасный исполнитель, спела несколько своих песен.

Спасибо! До новых интересных встреч!


Рецензии
Отлично! Как хорошо, что вы у нас есть... Так мы и Альманах когда-нибудь сдвинем...

Юрий Васильев   01.12.2012 20:23     Заявить о нарушении