Рерих и Финляндия - тёплые чары холодного севера

Рерих и Финляндия: тёплые чары холодного севера.

Наверно, самый философский художник России, Николай Рерих, оставил нам в наследие сотни завораживающих своей чистотой и мудростью полотен, вкупе с философскими же литературными творениями. Мы готовы познавать Рериха вновь и вновь, проникая в самую глубь его потаённых миров, замирая перед каждой картиной.
«Небесный бой», «Завет учителя», «Помни» - это энциклопедия мудрости, выраженная в цвете и композиции.
Возможно, кто-то не знает, но на Васильевском острове, за Горным Институтом, с видом на стапеля порта, стоит особняк М. Боткина, где Рерих не раз бывал, и в этом строгом, классицистического образца здании, располагается музей-институт Николая Рериха. Основой для музея стала коллекция племянницы Елены Рерих.
Выставка «Чары Финляндии» манит своим северным флёром. Для Петербурга это лесное государство – почти загородная дача. Мало кто может сообщить о том, что ни разу не был в гостеприимном Хельсинки. Конечно, абсолютно страстных любителей страны Суоми не так много, но Финляндия, тем не менее, - это явственно раскрытая книга для познавательного чтения.
В начале двадцатого века Россия прищурилась и в первый раз посмотрела на северного собрата, тогда входившего в её состав, с интересом и уважением. Русские писатели Горький и Куприн, например, хорошо общались с композитором Сибелиусом и архитектором Саариненом. У Горького вообще появилась интересная идея – открыть для русского читателя мир финской поэзии, и он начал активно привлекать для сотрудничества в этой сфере Блока и Брюсова.
Многое в отношении Рериха к Финляндии изменилось после знакомства с тогдашним художником-романтиком Аксели Галлен-Каллела, очень сходным Рериху по духу – его полные северной мистики полотна насыщены красками, символами и особой, задумчивой философией, глубокой, как финские озёра. Рождённый в городке Пори на границе Финляндии и Швеции, Галлен-Каллела таил в себе двойственность финско-шведского происхождения и острую глубину фольклорных сказаний, выразившихся в его поисках тем для иллюстраций к народному эпосу «Калевала».
На выставке в музее представлены как раз его эскизы к картинам по мотивам этой мощной литературной вещи. «Лицо матери Лемминейнена», «Лебедь Туонела», «Хлеб с камнем», «Куллерво идёт на войну», «Похищение Сампо» - чёткие чёрно-белые рисунки выхватывают для зрителя осколки древних сказаний. Сами картины на калевальские темы размещены в хельсинкском Атенеуме и собственном музее Галлен-Каллела в Эспоо.
Потаённая суть живописи финского мастера – в цикле жизни и смерти, показанной через умирание и воскрешение природы, переданные мистическим, чистыми и уверенными мазками. На выставке можно видеть и портрет Горького кисти Галлен-Каллела, и гордую «Одинокую сосну» - чтобы прочувствовать мощь художественного таланта мастера.
Ещё один мастер финского романтизма той поры, Э. Ярнефельт с его грозными «Ястребами» и «Осенним пейзажем с рекой» дополняет композицию финской мудрости в живописи.
Рерих встретил Аксели в 1917-м году в Петрограде. В то время как Галлен-Каллела искал темы для иллюстраций к «Калевале», Рерих находился в поиске тем и сюжетов для работ о викингах. Под вдохновением родились полотна «Заклинание» и «Рыцарь ночи», впитавшие в себя подлинно финский дух.
Многие будут удивлены, но Финляндия сыграла в жизни и творчестве Николая Рериха не меньшую роль, чем легендарные Гималаи. Поиск блаженного Белогорья, - страны мечты и тишины, - завёл художника в горы через лесистые и озёрные пространства Финляндии. На предложение Грабаря поучаствовать в создании «Истории русского искусства», Рерих отреагировал с восторгом – за короткое время он посетил несколько живописных финских городков, - Турку, Лохья, Иматру, и, конечно, Хельсинки.
Постоянно поддерживая контакты с Галлен-Каллела, он постигал туманную мощь финской природы, с её серебряными озёрами, северными сияниями и буйной мощью хвойных лесов, впитывая в себя благостную тишину и покой севера. Вот представленные на выставке картины «Отдых охотника» и «Дочь викинга» - на фоне прозрачного пространства озёр и камней, фигурки людей теряются, что подчёркивает уединённость и почти осязаемую тишину полотен.
«Лапландский замок» велик и мощен – это нагромождение камней, напоминающее жилище феодала, и тишина на картине перерастает в торжественную симфонию. «Святогор» высится над зрителем, подобно знаменитой гималайской скале, и от цветовых решений и мощных, уверенных линий пышет терпкой прохладой финского утра.
За время своего путешествия по Финляндии Рерих создал немало типично финских зарисовок – «Седая Финляндия», «Пунка-Харью» и «Нишлот. Олафсборг», к сожалению, представленных на выставке только репродукциями. Может быть, не всякому эти таинственные названия говорят истину, но вашему покорному слуге доводилось видеть эти места, столь поразившие Рериха, наяву.
Пунка-Харью – знаменитая ледниковая гряда, простирающаяся от Лаппеенранты до Савонлинны, и выглядящая как узенькая полоска суши между лениво распростёртыми в тиши лесов ледниковыми озёрами. Олафсборг – это и есть шведское название Савонлинны, древней крепости на острове, торжественно возвышающейся в Восточной Финляндии. Немудрено, что чары этих романтичных мест запали в душу Рериху.
Не только живопись воплотила в себя ощущение финской сказки – во время своих путешествий по Финляндии Рерих занимался и литературой. Он создал пьесу «Милосердие» и повесть «Пламя», - издания представлены на выставке из рижской коллекции, - а стихи из цикла «Цветы Мории», написанные в тот же финский период, может прочесть любой интересующийся и сейчас.
Вообще, поэзия Рериха, как и его картины, полна символов и неуловимой мистики. В «Цветах Мории» нет ни единого упоминания географии Финляндии, но, написанные в стиле заклинаний, стихи мощно воплотили в себе таинственный, могучий, чистый дух страны Суоми.
К созданию эскиза декорации к пьесе Метерлинка «Принцесса Мален» Рерих приступил с энтузиазмом. Немудрено – в произведении мастера символизма отчётливо сквозит та самая парадоксальность и мистический флёр, столь родственный Рериху и Финляндии. На картине «Двор замка», представленной на выставке из коллекции хельсинкского Атенеума, отлично передан мрачновато-торжественный дух пьесы о предательстве и человеческой подлости.
«Озеро», расположившееся рядом с этим эскизом, и хранящееся в художественном музее финского города Хяменлинна, напротив, нисколько не мрачное – оно свежее, прохладное и чистое, как финский воздух. На нём – всё та же чарующая тишина и покой. Сложное решение береговой линии успокаивает взгляд, умиротворяет сердце, рождает мысли о вечности.
Чем не Белогорье?
Вырезки финских газет, представленные в этом же зале, пестрят заголовками типа «Викинг и скальд», сравнивая Николая Рериха с древними воинами и поэтами одновременно. Выставки работ художника с успехом проходили в Хельсинки – мистический дух полотен русского романтика оказался родственен глубоким финским душам.
Путешествовавший, живший в Сортавале Рерих запомнит Финляндию на всю жизнь, как впитывает в себя волшебную сказку ребёнок. Финляндия будет всплывать в его памяти и в Америке, и даже на Востоке. Таинственная сила Севера, колыбель покоя, мудрости, вечной борьбы и вечной любви Бога и человека, - всё это наполнило картины Рериха, художника-философа, чтобы передать частичку этой мудрости нам, простым зрителям, пришедшим прикоснуться к истине и доброте.


Рецензии
Отличная статья!
Спасибо большое!
Еще раз - с наступающим!!! Всех благ!
С уважением,

Беларуски Куток   31.12.2012 12:02     Заявить о нарушении
Большое спасибо моим белорусским друзьям, с новым годом, всего самого хорошего!:))))

Доминика Дрозд   31.12.2012 18:47   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья! Очень приятно было прочитать Вашу статью. Особенно мне, одному из организаторов этой выставки. Счастье, когда в музей приходят такие вдумчивые люди с творческим восприятием. Чудно, что наша работа имеет такой отклик. Успехов Вам!

Ви Шур   21.03.2013 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.