Нравств. прогресс, его отражение в разных религиях

Разные религии так или иначе затрагивают вопросы отношения человека к человеку, человека к природе, а, следовательно, и вопросы нравственного порядка.

Вот пример: жестокость и убийство нравственность в общем и целом осуждает. Теперь посмотрим, как разные религии относились к этому нравственному императиву.

Архаические религии в большинстве своем допускали жестокость и убийство человека в виде человеческих жертвоприношений (таковы, например, религия древних индийцев, религия древних греков и римлян,  религия филистимлян-финикийцев, религия древних славян и германцев, религия индейцев доколумбовой эпохи).

Затем люди отказались от человеческих жертвоприношений. Это зафиксировано, в частности, в так называемых авраамических религиях, основанных на первых книгах Ветхого Завета (иудаизм, христианство, ислам). В них был провозглашен принцип «не убий» в виде одной из десяти заповедей Моисея. Символически отказ от человеческих жертвоприношений выражался в эпизоде, когда библейский Бог смилостивился над Авраамом и не допустил принесения им в жертву сына, заменив его бараном (Быт.22:1-19).  Ветхозаветный принцип «не убий» касался, правда, только своих, а к чужим (неверным) он не применялся как принцип. Чужих могли убивать, истреблять, брать в плен, превращать в рабов. Это касалось и своих, если они нарушали заповеди (око за око, зуб за зуб, смертная казнь за преступления).

Следующий этап:

Отказ от жертвоприношения животных. Люди осознали, что животных, как и человека, нельзя убивать, кроме как в целях самозащиты или для приготовления пищи. Этот отказ отражен в христианской религии. Жертвоприношение животных было заменено обрядом причащения (когда христиане символически вкушали тело и кровь Христовы в виде хлеба и вина).

Отказ от принципа «око за око, зуб за зуб» и провозглашение принципа милосердия и толерантности. Этот отказ также отражен христианской религии, в частности, в нагорной проповеди Иисуса Христа («Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но  кто  ударит   тебя  в  правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39), в притче «Христос и грешница» («кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8:2-11)).
      Конечно, провозглашение принципа милосердия и толерантности не означало автоматически его безусловного исполнения-применения. Но как некая цель-идеал этот принцип начал работать и постепенно претворяться в жизнь. Это выражалось, в частности, в отказе от мщения, мстительности, в нравственном осуждении мести, в замене жестоких способов наказания-расплаты на всё более мягкие и гуманные.

Современный этап:

Провозглашение принципа веротерпимости и, шире, свободы совести.
Провозглашение принципа «не убий» как универсального, не знающего исключений. Это выражается и в антивоенном движении, и в отказе от смертной казни как формы наказания за преступление.
Становление и распространение идеологии светского гуманизма.


Рецензии
Хорошо! Рассматриваю это, как вклад в доказательство, что история не крутится на одном месте а имеет лостаточно чёткое направление развития. кстати можно сделать интересные практические выводы. Например, как бы мы ни возражали против генномодифицированных продуктов и прочей химии, повидимому переход к ним неизбежен даже исходя из исторического развития морали.

Вадим Фомченко   01.12.2012 03:11     Заявить о нарушении
Спасибо!

Лев Балашов   01.12.2012 12:10   Заявить о нарушении