Моё футбольное или почему я болею за наших

Как-то недавно, одна прекрасная девушка, при этом очень даже неглупая, с недоумением меня спрашивала: «Как ты можешь вообще сидеть и за кого-то там «болеть»?! Как это? Что это, вообще?! Я понимаю – пойти в театр – там жизнь, там события, там играют актёры! А это что такое – сидеть… и вот… болеть!... Не понимаю!»

Что ей ответить, я тоже не понимал. Надо было сказать про что-то такое, идущее изнутри, когда я переживаю за игру команды, по факту состоящей из людей, которых я не знаю лично. Вернее, я-то их всех знаю по фамилиям, именам и лицам, это они не знают ни меня, ни остальных миллионов, таких как я. Но они точно знают то, что за них болеют эти десятки миллионов незнакомых им людей, и среди них – я, и это связывает меня лично с этими игроками – поэтому я переживаю. Но тогда не было времени или настроения ей это объяснять. Может быть сейчас хоть прочитает, и проникнется… Как же так получилось…

Не так уж и много застревает в памяти из детства, но тот июнь я запомнил хорошо. Был 1988 год – год Чемпионата Европы по футболу, проходивший в Германии (ещё тогда Западной), и именно тогда я стал болельщиком.

Мне было двенадцать лет – возраст, когда ребёнок становится подростком, и  уже хоть что-то начинает переваривать в голове и запоминать. И именно тот Чемпионат я первый раз осознанно смотрел и первый раз почувствовал, что такое болеть за свою команду. Болеть за наших.

Тогда у моего поколения появились свои футбольные кумиры – наверное, у каждого поколения подростков они есть. Я верю, что Пеле, Яшин, Блохин, Беккенбауэр и Платини были великими и талантливыми футболистами. Но я их не знаю – они не из моего времени. А нашими кумирами тогда были голландцы. Мы твердили их имена как какие-то священные заклинания: Гуллит, Куман, Райкаард, Ван Бастан…

А попали тогда наши не куда-нибудь, а в финальную игру Чемпионата Европы, и вышли не на кого-нибудь, а на тогдашнюю великую сборную Голландии. Собственно, и сборная СССР тоже была не лыком шита. Достаточно только назвать фамилии Дасаева, Михайличенко, Протасова… В начале чемпионата наши тогда выиграли сначала у будущих чемпионов – голландцев, а потом у англичан и итальянцев. И вот в финале, когда наши во второй игре проигрывали голландцам 2:0, и когда Беланов не забил пенальти в ворота Голландии,  и мой отец, с криком отчаянья упал на пол вместе с креслом – я стал понимать, что такое «болеть за наших», и что такое красивая игра в футбол.

С тех пор наши футболисты провели множество игр, и меня, как болельщика, радовали не часто. За все двадцать два года (отсчитывая от того, памятного ЧЕ-88) это было всего лишь два раза. Первый раз в 1998 году, когда сборная России сенсационно выиграла у чемпионов мира французов, у них дома, на битком набитом стадионе «Стад де Франс». Второй раз опять же, на Чемпионате Европы в 2008 году, когда наши дошли до полуфинала, разгромив в четвертьфинале тех же голландцев.

В десятилетние же перерывы между этими двумя феерическими матчами, наши смотрелись не очень-то здорово – где-то выигрывая, где-то проигрывая, но, в общем, всегда, даже побеждая, играли как-то натужно. Но я всё равно продолжаю за них болеть. А за кого же ещё болеть-то? Наши же! Это откуда-то изнутри.

И я верю, и знаю, потому что сам был свидетелем, что наши парни, наши футболисты рано или поздно, но могут принести мне радость своей игрой и своей победой. И может потому эта радость так велика, что она так редка?... И какая забавная закономерность (только сейчас пришло в голову, когда пишу эти строчки): 1988-й, 1998-й, 2008-й… Согласно этой периодичности, в следующий раз наши должны порадовать в 2018-м - в год, когда Чемпионат мира будет проходить в России.
 
Подожду. Поболею…


Рецензии
Здравствуйте!
Вы написали это в 2012 году? Прогноз оказался точным! Парни порадовали. Даже не обидно, что уступили хорватам, потому что это была хорошая игра. Ну а везение - это везение, его спрогнозировать не получится. Самое главное, делать то, что в твоих силах. В 2018 году они это сделали.

С уважением

Лидия Курчина   09.07.2018 13:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.