Церковь

                Ц Е Р К О В Ь

История церкви учит Божьей правде.
Человек не может приобрести церковный опыт без Божественного присутствия.
Слова церкви помогают людям узреть Божью правду.
Семья – это малая церковь.
Церковь – это единомыслие людей.
В каждой груди есть свой алтарь.
Грех раскола не смывается даже мученической кровью.
Церковь – это общество верующих.
Церковь – это вместилище Духа Святого.
Церковь не в брёвнах, а в рёбрах.
Церковь хоть и не от мира сего, но от него зависима.
Церковь состоит из людей.
В судьбе каждого храма – судьба России.
История Церкви – это прежде всего история подвигов её великих сынов.
На крови избранных и верных стоит Церковь.
В церковь сходил – душу освободил.
Церковь – храм Божий.
В церковь идти, свои грехи нести.
В церковь ходить, в Бога милости просить.
Дурака и в церкви бьют.
Красиво, как в церкви.
В церковь со злом в душе не ходят.
В церкви крестились, в церкви венчались и отпевать будут.
В церкви нет привилегированных мест – а если есть, то они принадлежат самым убогим.




Слово «роща» в переводе с древнегреческого, обозначает – церковь.


Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
              Эразм Роттердамский

Не жаль мне, не жаль мне
     растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне
     разрушенных белых церквей!..
                Николай Рубцов

В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,
Светят лампады печально и скудно,
Темны просторного храма углы;
Длинные окна, то полные мглы,
То озарённые беглым мерцаньем,
Тихо колеблются с робким бряцаньем.
В куполе темень такая висит,
Что поглядеть туда – дрожь побежит!
С каменных плит и со стен полутёмных
Сыростью веет: на петлях огромных
Словно заплакана тяжестью дверь.
             Н.А. Некрасов  «Свадьба»

     Васятке казалось, церковь была тут всегда, с первого дня творения. Отец сказывал, срубили её на Боровом озере ещё два века назад. А до неё, значит, тут всё равно храм стоял. Может, даже с берестяным кружевом на луковке.
     …В те времена в сёлах полагалось, как правило, по две церкви – холодная, летняя, венец – шатром, и маленькая зимняя – с трапезной.
     В трапезной собирались односельчане, чтобы вершить свои мирские дела, а по праздникам здесь устраивались церковные пиры – братчины. Церковь стояла нарядная, как девушка в красный день, в сарафане с каймой. Даже дверь зачастую украшена была яркой, травной росписью…
                Т. Кудрявцева «Возьми свой крест и иди»
       (Картины из жизни новомученика, Митрополита Петроградского и Гдовского святого Вениамина)

     На Руси во все века Православная Церковь зависела от власти. В европейских странах были случаи, когда папа римский проклинал короля, и король босой по снегу шёл к нему, чтобы вымолить прощение. На Руси уже в древние времена, после смерти Великого князя Ярослава Мудрого, его сыновья сместили с престола первого русского Митрополита Иллариона – человека высокообразованного, написавшего великую книгу «Слово о Законе и благодати». Митрополитом поставили они вместо Иллариона грека.
     И всё же в каждой школе, в каждой гимназии России день начинался с молитвы, с обращения к Господу; священники на уроках учили закону Божиему. Казалось, так будет всегда, и другое невозможно.
     Но когда к власти пришло новое безбожное правительство, оно не просто отделило государство от Церкви, оно объявило войну Богу и Церкви…
     Историки подсчитали, что только за один 1918 год новая власть закрыла 26 монастырей, 94 храма. Её представители убили 102 священников, 14 диаконов, 94 монаха. Но это было только начало.
     Такие унижения, преследования, казни Церковь испытала только в первые века, когда вся сила Римской империи была направлена против христиан. Патриарх понял, что главное – сохранить Церковь. И в безбожном государстве отделённая от него Церковь может оставаться Православной. У государства – сила, злоба, оружие. У Церкви – истина и стойкость…
     Однажды к Патриарху тайно пришёл сын старинного знакомого. Он сказал, что уходит из Москвы, чтобы воевать на стороне белой добровольческой армии против большевиков и просил благословения.
     - Я не могу дать вам благословения, - ответил Патриарх тихо, - Я понимаю ваши обиды и, может быть, унижения, я и сам их постоянно испытываю, но не хочу, чтобы Церковь вмешивалась в политику. Политическая вражда – не место для Церкви. Иначе Церковь перестанет быть внутренне свободной.
     И когда русские города занимали то красные, то белые, Патриарх постоянно напоминал священникам канонические правила и заветы святых апостолов: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры. Уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь вашему человеческому начальству в делах внешних, подчиняйтесь велениям советской власти, если они не противоречат вере и благочестию. Но помните – Богу, по апостольскому наставлению, вы должны повиноваться больше, чем людям»
                В. Воскобойников «Великое служение»
                (Патриарх Московский и Всея Руси Тихон)

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам

Нет ему пути далёкого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого.
И у царственной Невы.

Ходит с образом и книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо по ходу звенит.

Ходит в зимушку студёную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещёную
На посильные дары, -

И дают, дают прохожие…
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы божии
По лицу земли родной…
              Н.А. Некрасов «Влас»

     Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? – Церковь Православная! Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освещая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жалости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь православная!

     Православная Церковь – соборная совесть народа. Она, как заботливая мать, воспитывала в нём его лучшие черты. Она сурово обличала его грехопадения и давала силы восстановить утраченное. «Кто жаждет – приди ко Мне и пей», - возглашала Церковь словами Священного Писания и щедро поила пришедших и уверовавших живой водой евангельской правды.
                Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН
                «Битва за Россию»


Рецензии