Власть взлелеяла сепаратистов
www.alatooexpress.foxi.biz
Его называют самым загадочным человеком в Кыргызстане. Близкий и давний друг Чингиза Айтматова и в то же самое время сам - выдающийся писатель современности, книги которого изданы на многих языках мира и нашли достойную оценку среди самых известных авторитетов и критиков в мире. Однако больше всего этот наш выдающийся земляк прославился как миротоврец, в этом плане превосходя всех известных наших аксакалов и общественных деятелей.
Впрочем, вы сами можете оценить по этому интервью, кем на самом деле является Рустам Рахманалиев?
- Я узбек по нациоанльности, -говорит он, - но всегда буду оставивать интересы кыргызского народа, потому что живу среди этого народа и испытываю к нему искреннюю любовь и уважение. И поэтому мне ли не противиться этой очевидно глупой и опасной идее по созданию так называемой узбекской автономии на юге страны и придания статуса офицального языка узбекскому.
То, что русский язык имеет официальный стаутус в Кыргызстане можно понять и объяснить тем фактом, что русский является одним из официальных языков ООН, наряду с английским, китайским, француским, арабскими и некоторыми другими мировыми языками.
А что из себя представляет узбекский, чтобы придавать ему в Кыргызстане статус официального?
Конечно, этого делать не только нельзя, но и недопустимо вести разговоры и спекуляции на эту тему.
-Почему вы в этом так уверены?
-Дело в том, что кыргызский язык очень похож на узбекский, так что узбек свободно может учиться, получать знания и общаться на кыргызском языке. Какая надобность в том, чтобы делать узбекский официальным на территории Кыргызстана? Может быть кто-то боится, что со временем узбекский может выйти из употребления. Но этого тоже не происходит, к тому же совсем рядом с Кыргызстаном располагается большая страна Узбекистан, где узбеский является государственных языком.
Представьте, каково было бы узбекам в Узбекистане, если бы в один день проживающие в этой стране кыргызы попросили официаьного статуса для кыргызского и даже более того, стали выдвигать претензии по созданию кыргызской автономии в Андижанской или Кокандской областях Узбекской Республики.
Нет, нет и еще раз нет. Я был и остаюсь самым решительным противником так называемого узбекского нациоанализма, который несет проблемы прежде всего самим уэбекам. Нет никакого основания для того, чтобы поднимать эти надуманные и высосаные из пальца проблемы.
-Почему же эти идеи оказались такими популярным среди определенных слоев узбекской интеллигенции?
-Они никогда не язвлялись узбекской интеллигенцией по определению. Я имею в виду Кадыржана Батырова, Инамжона Абдрасулова, Алишера и Даврона Сабировых и других представителей элиты, которая ради своих политических и прочих корыстных целей, взяла в заложники около миллиона узбеков, проживающих в Кыргызстане.
Это очень богатые и влиятельные люди, но умеют думать только о своих интереах. И я хотел бы еще раз обратиться к кыргызскому народу, что эти лидеры не имеют никакого отношения к узбекскому народу, чтобы кто-то наделил их правом говорить от их лица, отстаивать их интересы. И они должны понести заслуженное наказание за то, что было содеяно их руками на юге Кыргызстана. До тех пор, пока они остаются на воле и даже начинают уже верить сами, что являются жертвами этой трагедии, никто не может гарантировать, что подобное не повторится еще раз.
-Как вообше появились такие личности на политической арене нашей республики ?
-Говорить об этом трудно, легче промолчать, но нельзя скрывать правду, если мы хотим, чтобы такие трагедии больше повторялись на кыргызской земле. Все эти лидеры выросли, сделали карьеру в стране, стали депататами Жогорку Кенеша. Как такое оказалось возможным?
Разве не было ясно с первых дней, что это за личности? Взять того же самого Кадыржана Батырова.
Кто поддерживал и растил его, давал ему возможность развиваться? Как вообще криминальные авторитеты и бандиты приходят к власти?
Я знал с самого начала, что он за человек, однако он всегда ощущал за собой поддержку кыргызских властей, и в результате все больше и больше чувствовал себя лидером узбекской диаспоры.
Первая моя стычка с ним произошла в начале далеких 90-х годов прошлого века, когда Батыров настолько вошел в роль узбекского лидера, что обратился напрямую ко мне с такимми словами: «Помогите мне открыть узбекский универстит в городе Джалал-Абаде, которому я бы хотел присвоить имя своего отца? Я знаю, что у вас хорошие отношения с Чингизом Айтматовым, и вы можете без труда посодейстовать решению этого вопроса?»
Я сразу же ответил ему, что эта нелепая и опасная затея. Во-первых, его отец не являлся академиком или даже ученым, чтобы иметь право на такую честь, чтобы его имя было присвоено вузу. Во-вторых, я сказал прямо, что нет надобности в открытии узбекского университета в Кыргызстане, потому что узбеки могут поступать во все существующие вузы в Кыргызстане, а кто хочет получать высшее образование на узбекском языке, то для этого существуют вузы в городах Узбекистана, расположенных по соседству с Кыргызстаном и даже вокруг его южной половины. Я также сказал ему прямо, что безусловно, узбеки, проживающие в Кыргызстане, нуждаются в помощи, но только не в такой форме .
Таким образом мы разминулись с Батыровым, однако он не отступил от своей идеи и нашел других покровителей и помощников в реализации своих планов. Мне известно, что он нашел понимание у Мисира Аширкулова, который тогда работал государственным секретарем. Пришедший на его смену Осмонакун Ибраимов также всячески поддерживал Кадыржана Батырова. Благодаря усилиям и опеке этого политика Батыров стал своим парнем в Белом Доме.
Вообще, надо сказать прямо, что многие высокопоставленные чинвники в Белом Доме стали дружить с Кадыржаном Батыровым, можно сказать жили за его счет, потому что он был весьма богатым человеком и мастером по части подкупа элиты. Вот так и получилось, что Батыров, этот криминальный лидер, руками высокопоставленных кыргызских чиновников был высоко поднят, чтобы затем нанести удар по кыргызскому народу, как и по узбекскому тоже.
О чем это все говорит? О близорукости кыргызской властной элиты, которая в погоне за сиюминутной выгодой не брезговала ничем. Ведь тот же самый Осмонакун Ибраимов знал, что за тип был этот Батыров, однако стал его покровителем и доверенным лицом, готовым предать интересы своего народа ради личной корысти.
Вряд ли высокопоставленные чиновники в других странах нашего региона пошли на такие поступки и подлости, на какие осмелились наши кыргызские чиновники, которые были призваны блюсти интересы кыргызского народа и государственности.
-Можно ли было избежать межнациональных столкновений на юге Кыргызстана, даже если сепаратисты и подливали масла в огонь своими необдуманными призывами?
- Для этого достаточно было эффективной работы СНБ респуболики. Ведь эта организация призвана соблюдать интересы страны, знать все о сепаратистах и их планах. Ошские события не свалились как снег на голову. Прежде чем юг страны был охвачен неконтролируемыми и страшными процессами, шла «долгая подготовительная рабта»: проходили тайные встречи, стычки, оформление и выдвижение экстремистских мыслей, призывов и лозунгов. В какой-то момент эти псевдолидеры узбекского народа почувствовали себя вершителями человеческих судеб, что им все дозволено и что кыргызская власть и народ недостойны уважения. Правоохранительные органы и спецслужбы должны были адекватно отреагировать и изолировать от общества таких лидеров. Они же не сделали этого, заняли выжидательную позицию, можно сказать пошли на поводу у экстремистов.
-Известно, что в первые дни этой трагедии кыргызский народ проиграл в информационной войне. Во всяком случае, многие информационные агенства мира получили однобокую информацию о том, что происходило на юге страны. Говоря прямо, кыргызский народ предстал в образе жесткого варвара и насильника, тогда как узбекская диаспора выглядела жертвой насилия. Почему это произошло?
-Этому есть очень простое объяснение. С самых первых дней трагедии в Москве собрались самые богатые и влиятельные представители узбекского бизнеса. Узбеки - большой народ, всего в мире насчитываются около 35 милллионов представителй моей нации, которая имеет разветвленную сеть своих диаспор во многих странах мира. Поэтому эта организация и без помощи государства способна на очень многое. Она может победить в любой информационной кампании.
Однако истину невозможно скрыть, и она всегда остается истиной, даже если весь мир будет говорит тебе обратное.
Я тоже принял участие на памятном совещании узбекских лидеров в Москве, которая поисходила во дни Ошской трагедии.
Я призвал тогда все проблемы решать мирными методами и отказаться полностью от насилия.
Признаюсь честно, волна антикыргызской пропаганды была столь сильна в мире и Москве, что многие узбеки обращались ко мне со словам - «Рустан аке, вы же достойный представитель узбекского народа, мы гордимся вами, неужели и вы будете скрывать правду и не защитите узбеков в такой момент?»
Я сказал им тогда твердо:
«Давайте, будем говорить кратко и по существу. Я 20 лет дружил с Чингизом Айтматовым и теперь вы предлагаете мне выступить против его народа. Я никогда не смогу пойти на такие шаги... Даже если вы растерзаете меня на этом месте! Я хорошо знаю кыргызский народ, эта уникальная нация и вам надо глубоко изучать его психологию и образ мысли, прежде чем делать опрометчивые выводы...»
Теперь уже не важно, выяснять кто кого больше убивал, важно разобраться с мотивами поведения и той и другой стороны, наказать виновных, кто разжигал этот огнонь или трусливо выжидал, что будет дальше.
В любом случае, я был и всегда останусь миротворцем. Кто бы мне ни звонил в те страшные дни, я прежде всего говорил - не берите в руки оружие! Если еще раз возьмете нож, ружье или автомат, то насилие будет продолжаться и его все труднее будет погасить.
«Никогда не забывайе, что мы живем на кыргызской земли, что бы вам ни говорили некоторые наши псевдоисторики и ученые. Да, кыргызы и узбеки, близкородственные народы, и эта вражда абсолютна нелепа, но как более многочисленный народ региона узбеки должны проявлять боьшую степень толерантности и терпимости и бороться с узбекским шовинизмом и сепатаризмом в Кыргызстане».
«Я еще раз говорю, дорожите своей дружбой и соседством и родством с этим древним и прекрасным народом, история самого Узбестана и узбекского народа неразрывн связана с историей кыргызов. Фактически, мы есть один народ и надо дорожить этим фактом, а не идти на поводу у наших общих - внутренних и внешних - врагов, которые хотят навсегда рассорить кыргызов и узбеков».
(перевод, газета «Акыйкат»)
Свидетельство о публикации №212120100401