Метр аркан - метр баран

       Был на исходе июль.  Мы находились в базовом лагере на альпийских лугах Коман Суу. Рядом возвышались пик Ленина, пик Цюрюпы и ещё целый ряд красивейших снежников. Базовый лагерь жил своей жизнью и мы ожидали возвращения группы альпинистов, ушедших ещё вчера на закладку промежуточного лагеря на высоте 6100м.

       Уже перевалило за полдень, когда кто-то крикнул:
- Наши идут!
       Все сразу, побросав свои дела, стали высматривать маленькие точки людей, идущих по склону.  По мере их приближения росло наше недоумение, а вместе с тем и тревога. Идут ребята с полными рюкзаками, чего в принципе быть не может! Мало того, так они ещё и в руках несут по одному, по два больших булыжника.  Все смотрят на меня, поскольку я в лагере единственный врач. Положим, свихнуться каждый может, но не могут же они так бодро и радостно шагать с таким грузом!

       Когда они подошли, то всё объяснилось. Оказывается, что они на высоте 4300м наткнулись на целые заросли грибов, что после тушёнки, и ещё раз тушёнки, было просто счастьем. Когда мы взвесили грибы, то оказалось, что самый большой из них был весом в семь с половиной килограмм. Какие грибы? Дождевики. Если гриб разрезать, и он будет белым, то всё в порядке и его можно варить или жарить. Если гриб на срезе желтоватый, то значит он начал спороносить, а, следовательно, не годен к употреблению. Такие грибы у нас зовут “баньками”, наступишь на него, и он взрывается облаком спор. Самыми большими из годных грибов были весом до двух-трёх килограммов.

       Набрали дикого лука, намечалась шикарная жизнь! Поделились с командами Перми и Омска.

       Погода в тот день стояла чудесная. Приготовили праздничный обед. Кто-то заметил, что к лагерю приближается на лошадях трое пожилых киргизов. Встретили. Накормили. Правда, от грибов они отказались, а вот тушёнка – за милую душу!  Сидим, пьём чай с “дунькиной радостью”. Пора и о деле поговорить.

       Киргизы, хоть и говорят по-русски лучше, чем мы по-киргизски, но всё же не так бойко. Мы довольно быстро догадались, что им нужна верёвка. Это добро у нас имеется. Переговоры ведёт капитан команды. Сидит по-турецки, степенно слушает.
- Аркан бар?
- Аркан бар. Метр аркан – метр баран.
Киргизы в замешательстве.  Переговариваются между собой, Пьют чай и минут через пять повторяют вопрос:
- Аркан бар?
- Бар. Метр аркан – метр баран.
Киргизы в панике! Как измерять верёвку в метрах – это понятно, а вот как измерять баранов метрами и во сколько это им обойдётся?!

       Мы, молодые и в меру бестолковые, слушаем диалог, временами кивая головой и глубокомысленно произнося:
- Да-а, однако, метр баран.
Тут к нам подходит наш начспас, Дмитрич. Мастер спорта, да и постарше нас. Постоял. Вникнул. После чего, цыкнув на нас, велел прекратить этот балаган и выдать людям просимое. Дали мы киргизам две бухты верёвки по сорок метров, конфет и лепёшек в дорогу. Обе стороны, довольные друг другом, распрощались.

       Ещё один памирский день, полный разных событий, тихо клонился к вечеру. Лагерь затихал. Наступала ночь. Удивительная ночь, полная звёзд и особенного очарования, которое бывает только высоко в горах.
Завтра новый день. Напряжённая работа. Все разошлись по палаткам.

       Спокойной ночи, милые друзья.


Рецензии
Представил весь цикл в виде тоненького сборника: на четной странице картинка, на нечетной - стихотворение! Ну или наоборот. А что? Ведь сборник можно сделать вручную, дорого обойдется только распечатка на цветном принтере. Но и тираж-то будет эксклюзивный! Это я с тонким прицелом заполучить экземпляр, если, конечно, наши тягныбоки не сделают мне секир-башка за то, что пишу и розмовляю на собачей (=русской) мове. А вообще - изумительная находка: стихотворение с иллюстрацией, да еще с такой, что можно назвать произведением искусства, хотя это всего лишь фотография. Совершенно особое впечатление при чтении!

Николай Аба-Канский   20.02.2014 13:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.