Беги без оглядки!

В страшные годы гражданской смуты в России пришла к раву Йехезкелю Аврамскому одна мать и попросила, чтобы рав помолился.
- За кого?
- За моего сына, – и женщина горько заплакала. И что-то начала говорить, но слезы ее душили, и рав не понял ни слова. Пока она, наконец, не отдышалась и сказала еле слышно: - Помолитесь, чтобы он умер.
Рав схватился за сердце: да что ты говоришь, сумасшедшая! Как можно желать такое сыну? Он у тебя что, злодей (ндБ)?
- Он у меня праведный мальчик. Но они пришли и хотят его забрать.
- Да кто они?
- Русские. Красные. Комиссары.
- В армию?
- Ну да. В их армию. Чтобы он воевал и погиб. Чтобы он убивал людей, ндБ.
- Так чего ты хочешь – чтобы его не убили? Или чтобы он не убил?
- Чтобы он не убивал. Лучше умереть, чем убить… К нам пришла повестка. Грозятся его забрать. Он у меня единственный. Светлая голова и добрый, каких мало. Боюсь, что в армии он станет преступником, как они все там. И оставит Тору, ндБ! Лучше пусть Всевышний заберет его душу в чистоте, прежде чем он станет преступником, как эти люди… Он тоже так думает. Так мне и сказал – иди к раввину, пусть помолится за меня, не хочу жить.
И тут рав Аврамский предложил:
- Давай сделаем так. Я буду молиться, и ты будешь молиться, и он будет молиться – чтобы не стал преступником и чтобы остался евреем Торы.
Как выяснилось, женщина боялась не за то, что он попадет в красную бандитскую армию, а за то, что он там станет комиссаром – потому что был умен не по годам.
Так и сказала: они сначала свою войну выиграют, а потом продолжат убивать своих же. Я вижу!
Эту историю рав Аврамский рассказывал своим ученикам. И объяснял, что в Торе написано про сыну-обжору, который обижает родителей (бэн сорэр уморэ) и которого эти родители сами берут и ставят перед старейшинами города, а те присуждают его к смерти. Своими руками ставят перед судьми! Это означает, что идут в суд вопреки своей любви к сыну. Ибо, если он потеряет свою душу, идя по плохому пути, – это намного хуже, чем если он потеряет свою жизнь.
Вывод: надо бежать от злодеев. Без оглядки.
** **
Мы благословляем своих сыновей перед субботой – чтобы Он сохранил их, как сохранил Эфраима и Менаше. Но чем отличались дети Йосефа от детей остальных сыновей Яакова? Тем, что первые были дома, а вторые – в Египте, в плохом окружении
Хафец-Хаим привел пример. У них в городе Радин была миква, которую грели зимой тем, что доливали туда кипяток из отдельного бака, под которым разводили огонь.
Однажды Хафец-Хаим пришел в микву и спросил, теплая ли в ней вода. Балан сказал, что он только что плеснул туда воду из бака.
Но вода была холодной. Хафец-Хаим спросил, в чем дело. Балан указал на бак. Хафец-Хаим попробовал рукой воду в том баке – она была теплая.
Раввин объяснил: если в баке кипяток – вода в микве будет теплой. А если в баке теплая вода – миква останется холодной.
Так и с воспитанием! – Человеку трудно стать лучше, чем его окружение. – Это самое главное правило.
Поэтому приближайся к праведникам и мудрецам Торы. И удались от злодеев и глупцов.
** **
По уроку "Отдалиться от плохого влияния" на недельный раздел Ваишлах.
** **
Осталось только выяснить: понимаем ли мы что такое "злодеи" и "плохое влияние"? (Потому что, если не понимаем, то бежать, собственно говоря, уже некуда.). Больше статей читайте на моём сайте:  http://pyatigorsky.net


Рецензии