Миниатюры - 9

(с) И.Ф. Горбунов

АЙВАЗОВСКИЙ (Сценка)

Черный купец сидел до одну сторону стола около чайного прибора и пощелкивал щипчиками, дробя куски сахару на более мелкие части. Рыжий купец помещался по другую сторону стола и просматривал газету, вздетую на палку.

 - Ну, что Кобургский? - спросил черный купец рыжего.

 - Да ничего сегодня про него не пишут. Второй день уж не пишут. Надо полагать, уж не отменили его. Да и пора. Надоел. Ну что ему мотаться в политическом гарнизоне. Побаловал, да и будет.

 - Да нешто это можно, чтобы отменить?

 - Отчего же? Бисмарк все может. Погоди, вот конгресс всех нот будет, так и совсем запретят. Из-за чего Бисмарк с Кальноки шушукались-то? Все из-за этого. "Надо, говорят, нам нашего молодца посократить. Достаточно ему мозолить глаза". Довольно. Уж ежели залез, то сиди и пей себе пиво с букивротами, а действовать не смей. Немец немца завсегда послушает.

 - Чего ему! Он теперь при генеральском мундире и при шпорах.

 - А вот конгресс нот порешит, так и шпоры спилят.

 - Уж хоть бы решали скорей. Куда его решат?

 - Да куда решить? Решат, я думаю, в Калугу. Этих всех в Калугу решают. Туда и Шамиль решен был. Баттенберга тоже в Калугу везли, да сбежал он с дороги.

 Рыжий купец опять углубился в чтение.

 - Пей чай-то. Чего тут? Остынет. Вон я кусочков сахару нащипал,- сказал черный купец.

 - А вот сейчас, только про Айвазовского юбилей дочту. Юбилей ему устраивают, - отвечал рыжий купец.

 - Какой это Айвазовский? Чем он торгует?

 - Живописец он, картины водяные пишет.

 - О-о! А я думал, наш брат купец.

 - Чего ты окаешь-то! Этому стоит юбилей сделать, хоть он и не купец. Главное дело, пятьдесят лет живописного рукомесла день в день выполнил, точка в точку. А это не шутка. Ведь за последнее время у нас все какие юбилеи бывали: семь лет, тринадцать лет, а то так и четыре с половиной. Четырехсполовинойлетний юбилей - нешто это можно. А тут пятьдесят лет! Говорят, он за это время одного полотна стравил столько, что щеколдинской фабрике в год не сработать.

 - Водяные картины, ты говоришь, он писал?

 - Только водяные. Вода, вода и вода. Вода и небесы - и ничего больше. И ведь в чем штука: только одну синюю краску и покупал. Разве малость белилами разводил.

 - Ну, водяные-то картины не мудрость. Вот ежели бы портреты.

 - Не мудрость! Нет, ты попробуй-ка пятьдесят лет подряд все одной и той же синей краской. Ведь он ею, может статься, миллион аршин полотна замазал. Да ведь не зря мазал, а надо тоже так, чтобы выходило что-нибудь. А у него было как. Вот поставишь ты его картину к стене, к примеру, а супротив ее утку пустишь, смотришь, утка-то в картину и лезет, на воду, значит, идет. Уток надувал.

 - Т-с... Ну, это действительно. А портретов он не писал?

 - Ни боже мой! Только одна вода да небесы. Да он и не умеет портреты... начал, говорят, раз с одного купца писать портрет, глядь, а вместо купца-то не то облизьяна, не то черт, а из пасти фонтал воды льется.

 - Скажи на милость!

 - Да. Кому уж бог какое упование дал. Другой вот способен только вывески для мелочных лавочек писать, чтобы фрукта была, хлеб, стеариновые свечи, а воду не может. А этот только воду да небесы. Третий и для мелочной лавочки не напишет вывески, а для табачной в лучшем виде. Дай ты ему турку с трубкой написать, либо арапа с цигаркой - напишет, а заставь воду - не может. Ты думаешь, воду-то легко, чтобы по-настоящему выходило?

 - Да что говорить!

 - А у Айвазовского как угодно. С мальчишек уж руку набил. И ведь что удивительно-то: надо тебе морскую воду - он морскую напишет, надо речную - речная готова. И видишь ты сейчас, что это речная вода, а это морская.

 - И на вкус? - спросил черный человек.

 - Чудак человек! Как же можно на вкус-то?

 - А ежели лизнуть по картине? Ведь морская вода соленая.

 - Ах, вот это-то! Так. Да кто ж его знает, может статься, в морскую-то воду он и прибавлял соли, только я его картины видеть видел, а лизать не лизал. Да ведь и не допустят до этого на выставке. Ну-ка, коли ежели вся публика начнет лизать картину? Что из этого выйдет? До дыр и пролижешь. А его айвазовские картины дорогие.

 - И фонтал может написать?

 - И фонтал. Глядишь - ну, вот живой, да и только. Такое уж ему от бога умудрение.

 - А болотную воду?

 - И болотную воду. Одно только - зельтерской воды он не мог ухитриться написать; сколько ни старался - не выходит, да и что ты хочешь!

 - Не далось?

 - Не может. Пробовал хоть стаканчик - не выходит, да и шабаш. Уж он и так и эдак - нет. Колодезная, ключевая - всякая выходит, а зельтерскую не может.

 - А кипяток?

 - Кипяток? Кипяток выходит, а самовар не выходит. И так он за пятьдесят лет к этой воде пристрастился, что только о воде и думает, только о воде и разговаривает. Жареного даже ничего не ест, а только варево. Каждый день только уха и уха - в том его и пища. От воды, говорит, я себе капиталы нажил, так ничего мне теперича кроме воды и не надо.

 - Капиталы?

 - При больших капиталах состоит. В Крыму, в Феодосии, у него большое поместье и тоже стоит на воде. Спереди море, сбоку река, а сзади фонталы ключевой воды бьют. Нынче он городу Феодосии пятьдесят тысяч ведер воды в день на водопровод подарил. "Нате, говорит, пользуйтесь". Гости к нему приедут, а он сейчас водой угощать.

 - Ну, это не больно вкусно.

 - Так-то оно так, но старичка уважают. Пьют. И ничем ты его не утешишь, как ежели из всех его кадок хоть по рюмке воды выпьешь.

 - А у него кадки в доме стоят?

 - Никакой мебели, а только кадки стоят, крышками прикрытые, и это взаместо стульев и столов. На кадках все сидят, на кадке с водой простую уху хлебают - вот и все угощение. Потом купаться. Сначала в морской воде все выкупаются, потом в речной и, наконец, в ключевой на загладку. Требовает. Коли уж, говорит, в гости пришел, то действуй по-нашему. В чужой монастырь с своим уставом не ходят.

 - И как это его умудрило насчет воды?

 - Видение было в юности. "Напиши ты, говорит, Ноев потоп, чтоб ничего не было видно, а только одна вода и небесы". Написал, и с тех пор вода, вода и вода.

 - Водку-то он пьет ли?

 - А то как без нее? Ведь она тоже вода. Ты водку от воды нешто можешь отличить. По виду ни в жизнь. Лизнешь - ну, дело другое. Водку он пьет. Да ты чего к водке-то подговариваешься? Не хочешь ли уж дербалызнуть? -- спросил рыжий купец.

 - Следовало бы за здоровье старичка. Как его?..

 - Айвазовский.

 - Следовало бы за господина водяного живописца Айвазовского.

 - Ну, вали!

 - Прислужающий! Насыпь-ка нам пару баночек хрустальной! -- крикнул трактирному слуге черный купец.


Рецензии
"Мотаться в политическом гарнизоне", - это потрясающее выражение. Это сногсшибательная литературная находка! Почитаешь, даже одну миниатюру И. Ф.Горбунова, и поймёшь, как полны его миниатюры литературных находок и счастливых догадок! Потрясающая догадка: Айвазовский писал одни море и небеса, потому-что не умел писать вывески для купеческих лавок и портреты купцов. Поразительно жизнейстокая философия. У тех купцов, которых представил читателям, в своей миниаютюре, И Ф.Горбунов. Желаю Вам, Кузьма, навсегда сохранить Ваше литературное мастерство, не меньшее, чем то мастерство, что проявлял Айвазовский в написании воды. И есть Вам,Кузьма, не только уху, и пить, не только воду, а всё, что вода есть! Да, очень интересную, жизненную "философию" представили Вы, Кузьма, или это всё-таки сделал И. Ф. Горбунов? Извините, Кузьма, если что не так написал. Не так хорошо, как некоторые художники написали бы вывеску для табачной лавки. Удачи Вам, Кузьма, как в собственном сочинительстве, так и в поисках, и в нахождении таких, как И. Ф. Горбунов, сочинитель, вроде бы, века девятнадцатого!

Светлан Туголобов   19.10.2022 09:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваш коммент, Светлан.
Конечно, жизненную философию представил Иван Федорович, а отнюдь не я.
Я, собственно, и разместил его миниатюры на своей страничке, в надежде, что ценители русского юмора, сатиры и проч. - прочитают и оценят этого, на мой взгляд, недооцененного человека (в разделе "И.Ф.Горбунов все миниатюры принадлежат именно ему. Кроме вводной)
С искренним уважением,

Кузьма Калабашкин   20.10.2022 12:13   Заявить о нарушении