Совместное совещание писателей и литераторов Дона

27 октября 2012 года в Донской государственной Публичной библиотеке состоялось совещание РРО СП России под председательством руководителя СП ведущего прозаика Алексея Григорьевича Берегового, на которое были приглашены представители всех литературных объединений города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Повестка дня: катастрофическое снижение уровня литературного мастерства в самодеятельных коллективах, очень низкое качество некоторых выпускаемых ими коллективных сборников и альманахов и даже откровенный плагиат, допущенный в одном из периферийных печатных изданий. В президиуме находились члены Союза писателей России Г.В. Студеникина, И.А. Сазононова, Л.Н. Малюкова, И.Н. Кудрявцев, В.И. Чеботников.
Встречу открыл председатель правления РРО Союза писателей России А.Г. Береговой. В небольшом, эмоциональном докладе он осветил положение дел в некоторых литобъединениях области, остановился на низкопробных коллективных сборниках и альманахах, продемонстрировав их собравшимся литераторам. Свои слова он подкреплял цитатами из стихотворений, заострил внимание на случае прямого плагиата, когда одна женщина, прозаик из Волгодонска, член новочеркасского Союза писателей Дона, опубликовала в коллективном сборнике под своей фамилией (не будем её называть) несколько переиначенные два рассказа Антона Павловича Чехова. Ей почему-то показалось, что это её собственные произведения. Тем более, что книга, откуда она их перепечатала, стояла у неё дома на книжной полке без обложки. Нонсенс вызвал так же альманах матвеево-курганских литераторов «Южный меридиан». Как общеизвестно, таковых в природе просто не существует!
После председателя слово взяла доктор филологических наук, поэт из Таганрога, член правления Л.Н. Малюкова. Она говорила о низком уровне поэзии литераторов, о неумении работать над стихами. Напомнила словами Пастернака, что «стихи не пишутся – случаются».
Затем Алексей Григорьевич предложил высказаться участникам совещания, предупредив, чтобы говорили по существу, конструктивно, и не скатывались к мелким дрязгам и банальным выяснениям отношений. Проигнорировав пожелание руководителя, тут же попытался затеять склоку председатель новочеркасского Союза писателей Дона И.И. Снисаренко. Он доказывал собравшимся, что их, так называемый Союз писателей (по сути та же литгруппа) ничуть не ниже по уровню и статусу СП России, и предлагал партнёрские, равные отношения. И это не смотря на тот очевидный факт, что члены его «Союза» стремятся вступить в СП России, а вот обратной тенденции что-то не наблюдается. Были и другие горячие выступления. Так одна девушка, руководитель недавно созданного литобъединения Матвеев Курганского, Родионово-Несветайского и ещё двух ближайших районов посетовала, что приезжавший к ним с выступлением ростовский поэт Виктор Петров даже не поинтересовался, что они пишут, что издают, есть ли у них в коллективе талантливые литераторы. Она необоснованно предостерегла СП России в лице А.Г. Берегового не идти по пути В.С. Петрова, хотя пути их давно уже закономерно разошлись в разные стороны.
Были и деловые выступления, встреченные всеобщим одобрением. О проблемах детской литературы говорил литератор из г. Новочеркасска А.А. Чекулаев. Своими соображениями, как улучшить работу Лито, поделился выпускник Литературного института им. А.М. Горького, руководитель таганрогского литобъединения «Чайка»  А.Д. Калмыков. От ростовского музыкально-поэтического клуба «Окраина» слово взял В. Морж, согласившийся, что большинство ростовских литгрупп по сути представляют собой клубы по интересам. Выступали представители Шахт, Волгодонска, Новошахтинска, Дубовки, других районов. Критическое положение сложилось в г. Шахты: там более чем за двадцать лет не приняли в члены СП ни одного литератора.
Итогом совещания было предложение А.Г. Берегового заключить с литературными коллективами договоры о сотрудничестве. Предполагается, в порядке шефства, закрепить за каждым Лито профессионального писателя. Предоставить литобъединениям право рекомендовать для вступления в Союз писателей наиболее перспективных, талантливых литераторов.
Совещание такого уровня и масштаба проходит в Ростове впервые. И думаю – оно не последнее. С избранием нового председателя правления РРО СП России литературный процесс в городе и области заметно оживился. Времена застоя в Донской литературе канули в лету.


Рецензии
Павел, мне, конечно, трудно судить об описанной Вами ситуации со стороны, так как живу я очень далеко от Ростова-на Дону, но думаю, что ростовские "маститые" писатели по своим амбициям мало чем отличаются от своих коллег из Москвы. Несколько лет назад к нам в подмосковный Дмитров "высадился десант" из членов руководства Московской областной писательской организации.Гости приехали для того, чтобы принять в Союз писателей России наших местных литераторов. Двоих из них, действительно, приняли, причём, одним из новых членов СП. стал руководитель дмитровского молодёжного Лито, который уже в то время практически ничего не писал, а всё написанное им было создано задолго до Совещания, о котором идёт речь, а вторым членом Союза от Дмитрова стала одна наша поэтесса, у которой к тому времени была издана книга стихов. Об уровне её произведений я умолчу.
Иначе говоря, в число "профессиональных писателей", если можно так сказать, попали люди, в чьих литературных способностях можно, как минимум, усомнится. При этом, из 3 наших Литературных Объединений, которые существовали в Дмитрове на тот момент, в СП. были выдвинуты только 2 человека, а из членов ЛитКлуба, которым в то время руководил я, кандидатуры не было вовсе. Более того, мне лично никто из чиновников Управления культуры даже не сообщил, что будет мероприятие, так что я обо всём узнал совершенно случайно, причём, в сложившейся ситуации я оказался как бы "сбоку припёка", так как выяснилось, что мы все должны были заранее предоставить гостям из столицы свои тексты, но я-то этого не делал из-за своей неинформированности. Конечно, в связи со сложившейся ситуации к москвичам у меня никаких претензий не было, да и быть не могло,так как вина тут полностью лежит на местных "литературных начальниках" и "организаторах" от УК.
Другое дело, что когда я читал свои стихи, руководитель МОО СПР. Лев Котюков (кстати, известный поэт), слушал моё выступление, как мне показалось, весьма равнодушно и, судя по его реплике, сделанной постфактум, можно было сделать вывод, что он даже не понял смысл прочитанного. Ну да, кто я, и кто господин Котюков. Хотя у меня к тому моменту были публикации в ряде московских изданий и, если мне память не изменяет, я к тому моменту уже являлся Лауреатом Всемирного Конкурса поэзии в США. Может быть, и ни Бог весть какое достижение, но всё-таки... В связи со сказанным выше, я думаю Вам будет понятно то, что я в полемике между председателем Союза писателя Дона И.И.Снисаренко и руководителем РРО СП России А.Г. Береговым, скорее, на стороне первого, хотя, как писателей, я не знаю ни того, ни другого.

Виктор Байгужаков   12.06.2016 22:43     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо! Я во многом с вами согласен. Но главная беда современной Российской литературы в том, что она совершенно не нужна государству, как это было во времена Советской власти. И сейчас занятие литературой является не профессиолнальной серьёзной деятельностью, которая востребована и оплачивается из госказны, а стало чем-то вроде хобби. И даже бывший Союз Писателей СССР -- ныне Союз Писателей России, имеет официальный статус -- Общественной организации. Как и Союз писателей Дона, которого во времена Советской власти не было и не могло быть! И государству все эти общественные организации нужны не больше пятого колеса в телеге! Это печально, но это так.

Павел Малов-Бойчевский   13.06.2016 15:18   Заявить о нарушении
Насчёт того, что нашему нынешнему государству не нужна литература и, стало быть, писатели, Вы, Павел, полностью правы. Так ведь у нас сейчас многое стало ненужным. Я сам - шашист, Кандидат в Мастера спорта. В советское время, худо ли-бедно, можно было хотя бы изредка играть в каких-то шашечных турнирах, например, в Первенстве Московской области, и хотя расходы по поездке на эти соревнования мне и моим землякам никто и никогда не оплачивал, но однажды нам дали талоны на питание в столовой того города, где мы играли, что было хоть какай-то компенсацией. А если я теперь поеду куда-то играть, то все расходы мне придётся брать на себя, потому что Шашки из Вида спорта фактически стали хобби, хотя официально эта Игра (как и Шахматы) продолжает относится к спортивным дисциплинам.
Однако, вернусь к литературе. Сколько бы мы не сетовали о том, что было и что есть, но произошло то, что и произошло. А развитие литературы, как не крути, определяют всё же не Союзы писателей и даже не "маститость" того или иного автора, но прежде всего произведения. Есть в наше время талантливые прозаики и поэты? Разумеется! Я, кстати, нашёл подборку стихотворений И.И.Снисаренко и прочитал некоторые из них. Мне, в общем-то, понравилось. Да, пусть это не гениальная поэзия, но всё же вполне профессиональное стихотворчество, и то, что пишет поэт, мне оказалось близко. Что касается гениальности, то это вообще очень сложная тема. На мой взгляд, само время расставить то, что создаётся в литературе в данный момент, по своим местам, хотя, чтобы уже сейчас "отделить зёрна от плевел", нужна критика, но не ангажированная, при которой "превозносятся до небес" только свои, а объективная, то есть, профессиональная. Боюсь, что её-то в настоящий момент нет или почти нет.
Я тут недавно прочитал интервью с известным прозаиком Алексеем Варламовым. В своём выступлении он фактически выступает против интернета и говорит, что возможность авторам печатать свои книги уровень литературы не подняли. Можно подумать, что, когда в СССР государственные премии давали "бабаевским" и "кочетовым", книги которых выпускались огромными тиражами, это делало произведения сих авторов шедеврами. Так ведь нет же! Но в таком случае мысли, подобные варламовским, как минимум, неумные. Очевидно ведь, что, если бы не тот же интернет, я бы не смог прочитать ни публикацию того же господина Варламова, ни
ваш очерк, ни многое другое. Известно ведь, что до библиотек, тем более, до провинциальных, в наше время не доходит даже большинство литературных журналов, особенно, региональных, не говоря уж о сборниках стихов или современной прозе. Конечно, какой-нибудь "раскрученный" (как правило, благодаря тем или иным премиям) роман, и могут издать тиражом в 5 тысяч экземпляров, но это же для России - "капля в море". А поэзия так и вовсе не доходит...

Виктор Байгужаков   13.06.2016 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.