Маршрут часть третья - лирическая

Утро выдалось промозглым. Небеса заволокло серыми тучками. Мало-помалу стало накрапывать. И полило … тут же обнаружилась обязательная особенность. Ни у кого, кроме меня не оказалось дождевиков. По, совершенно разнообразным причинам))). Народ было затеял обычный срач. А мне пришлось тягать валежник. Делать всёрно было нечего, уж лучше, чем слушать порядком поднадоевшую пургу. Прежние бойцы расположились по диаметральным палаткам – и обменивались грозовыми разрядами на расстоянии. Я тягал еловые ветки, и палил пионерский костёр. Нормальная походная жизнь! Вскоре яростное пламя перебороло сыпь с небес и занялось ровным гудением. Костёр меня всегда завораживал. Я его могу часами молча глядеть. Молча не дали. Как-то незаметно одиночество было нарушено. Кто-то извлёк водочку. Мы свершили пару тостов. И смелые добровольцы, невзирая на тяготы, льющиеся с небес, затеяли ОБЕД. Жизнь обретала смысл! Ну, а уж когда еда созрела –  и друзья, и прежние враги заполонили мою палатку. Вот так так! Ещё пару тостов – и мы уже весело потешались над вчерашними злоключениями. Смаковали подробности. «Красный городок» и вечерняя «битва титанов» –  стали казаться чем-то далёким, и забавным. И «титаны» наши, всё ещё посверкивая остаточной статикой, устроились друг возле дружки. Как немного людям нужно для счастья! Всего-то днёвка и дождик. Уютная палатка. Затеялись умные беседы. И не хотелось думать о грустном. Но я не первый раз был на маршруте … и вспоминалось. Много чего вспоминалось. И шторма, и штили. Если честно, в чём-то я завидовал этим ребятам. Вырванные из привычного ГОРОДА, они окунулись в неизвестность. Немногие потом рискнут ещё раз. Наобещают писать друг другу – но конечно же, писать не будут. Но не забудут. И, вряд ли ещё когда вот так вместе, соберутся. Но этот – ПЕРВЫЙ раз врежется в память намертво. Сам-то с младенчества выросший на Волге, я воспринимал походность как должное, как карму. Город блазнил обустроенностью, и вырваться из его цепких объятий не всегда было просто. Но первые свои походы я помню чётко, до мелочей! Это влилось в кровь незыблемой вакциной. И никакая городская инфлюэнция была не в силах превозмочь. Достаточно опустить пальцы в поток, или прикоснуться  к огню. Таким образом, я молча лежал у верхнего борта собственной комфортабельной палатки, изредка поддерживая тосты. И пребывал я далеко-далеко отсюда. Во времени, да и пожалуй – в пространстве. Мерный гул костра за бортом, гомон девичьих и мужских голосов сливались в одно. Тихий шелест дождя … жизнь продолжалась. И здесь я позволю себе несколько лирических отступлений. Это не итоги. Рановато ещё. Просто неспешные выводы. Вспомнилось изящное эссе Феликса Квадригина «На байдарке». Прикупил я эту книженцию уже имея некоторый опыт. Но всё равно почерпнул немало, несмотря на стёбный стиль изложения, коего старался придерживаться здесь и сам. Вспомнил и Виктора Викторовича Конецкого – зачитывался до корочек. И помнится, хотелось тогда самому вот так же чуть отстранённо … взирать. Однако приобретение сего – РУНА OTHAL –  таили в себе и подводные камни утрат. Не войти дважды в реку – тут не передёрнешь карту!. Умудренный опытом, я мог реально наслаждаца «битвой титанов» и экзерцисами собственного матроса, но в самсару сию, как в детство путь был закрыт. «Впереди – лишь ЧИНВАД!». Эх, нет гитары! Сейчас она бы была в самый раз. А не взял я её по той же самой причине – востребуют «Изгиб гитары жёлтой», или на худой край – «Какой прекрасный ливень» ))). Мне это – до оскомины. Как дети. Дочка моя по сотне раз просила рассказать одну и ту же сказку, наизусть повторяя вместе со мной. А к новым относилась с опаской. Ей простительно, она маленькая была. Потому и не взял я тогда гитару … Кузьмина и дома послушаю. Ведь рядом был, по сути – тот же детсад. Впечатление, которое могло возникнуть у благодарного читателя о моей многоопытности – не совсем истинно. На всякого мудреца, как известно … И самое время вспомнить как я сам, только-только из вооружённых сил, тогда ещё СССР впервые попал на маршрут. ЛЮБЫЕ КОМАНДЫ мне претили! Мы, с другом – изломали порядочно копий на эту тему – он сидел на капитанском мостике, но в армии не служил. Так что ныне я прекрасно понимал свою напарницу ))). А совершенное неумение грести заставляло нас осваивать расстояние вдвое большее географического по причине зигзагообразного движения. Байдарка никак не желала двигаться прямо. И мы периодически – таки два молодых крепких парня – на полном ходу ныряли носом то в один берег, то в противоположный. Как я, вынимая скарб наружу, встал в полон рост – и секундой позже уже хлебал забортную воду. Ныне всё это вспоминалось с улыбкой. Позже друзья из гребной секции обучили основам поведения на воде. И я, с щедростью делился приобретённым опытом, буде у попутчиков такое желание. Проблемы возникали только у женщин. Сколько не брал их на борт – ни одна так и не взяла в толк, что от неё требуется. Непреодолимая сложность заключалась в том, что женщина брала весло в руки, как младенца – ну инстинкт у них такой! И нежно прижимала к груди. Так и пыталась грести. Получалось плохо. И тогда, дабы увеличить производительность выполняемого действия, фемина начинала ускорять скорость вращения лопастей. До полного изнеможения. Изнеможение настигало  через полминуты. Вдобавок сильно кружилась голова – поскольку с методичностью часового анкера она отслеживала периодическое погружение лопастей в воду. Последовательность такого рода действий совершенно изматывала бедное существо, и ей уже было не до окружающих красот. Поэтому я также вполне понимал необходимость постоянных «тайм-аутов» особы из экипажа «титанов». Собственная матрос(ка) меня практически не напрягала, ибо толка от её гребли не могло быть никакого, с чем я заранее, ещё до выхода на маршрут, согласился. Но и позволить ей загораца  не мог – по причине собственной меркантильности – чего ради я буду возить пассажиром чужую тётку на собственной байдарке? Совершенно безынтересная забава. ЗЫ ))). Многочисленные походы убедили меня в нецелесообразности, и даже пагубности  подобного альтруизма. По той же самой причине не делюсь дождевиками, спальниками, и прочими удобными вещами – если оные были не взяты из-за халатности. Это вопрос принципиальный. Однажды я профукал «пенку» в самом начале марша. Местное население мгновенно её приватизировало. Так что мне пришлось каждый божий день настригать стог сена, дабы не спать на голых камнях. И хрен мне кто помог, и никто не поделился. Ну-да мой касяк(((.  Собирая собственную команду, всегда педантично проверяю рюкзаки, с особым пристрастием –  у женщин. В результате место освобождается наполовину, и его заполняют уже вполне необходимые вещи. Здесь командовал не я. А дождей на марше видимо не предусматривалось. Так-то …  Как-то мы с другом, по-началу туристической деятельности за всё взялись по научному. Первый расчёт калорий на день пути обескуражил – выходило по полтора килограмма сухого продукта челу. Мы сочли этакое перебором, и наполовину урезали … В результате сошли с несложного похода на половине пути злые и голодные. Больше не экспериментировали. В сей раз народ посчитал, что и три кило на десять дней с каждого будет через край. Вроде того – «мы что, жрать туда едем?». Мои взывания к рассудку и опыту сгинули втуне. Самые осторожные взяли – пять.  Я же загрузил отдельно себе по кило сала, халвы, и колбасы. И мне не стыдно было хавать это в одно лицо. Как говорили в армии – «не доходит через голову – дойдёт через туловище». Впрочем, послушай меня народ тогда – «Красный городок» так бы и остался для нас только географическим названием на карте. А так – столько неизгладимых впечатлений! Если ты, мой любезный читатель полагаешь сие – жадностью, сразу же смею уверить – ошибаешься. Глупость – наказуема. А воинственная неумность – наказуема вдвойне. Мне ли – старому туристу жалеть снедь? Сам отдавал в край последнее отцу с сыном двенадцати лет, когда их на марше обокрали местные(или НЕ местные). Я видел глаза отца, накатывающие слёзы – залезли на утёс, ну, очень хотелось сыну показать всё красоту!      Показал …. Впрочем, сын увидел большее – как люди умеют помогать. Не разучились. Не один я там был, остальная ближайшая туристская братия тоже скинулась. Когда однажды сгорел лагерь – и вернулись ребятки к ровным дорожкам гитарных ладов … среди пепла. А до ближайшей населёнки километров двадцать, и документы тоже сгорели – какой дурак их в гору потащит? И так же скидывались. А вот здесь – «своих» мне было не жалко. Вернее – не было у меня к ним чувства жалости. С другом мы никогда не кроили, буде приняты  к столу. И угощали нас столь же щедро. Часто находили на стоянках и крупу и соль. Сами всегда оставляли что-нибудь. Таков закон чести. «В хорошие времена Закон хранит тебя, а в плохие мы храним закон» – как говорили древние китайцы. И по-выходу с марша всегда отдавали какой-нибудь древней бабуле всё, что оставалось. Их молитвы(мусульманские, христианские – неважно какие) хранили нас в пути домой. Я не имею в уме –  как можно жить иначе?


Рецензии