Беседы с мудрецами Генри Луис Менкен

Сегодня собеседником нашего медиума стал американский журналист и эссеист Генри Луис Менкен (1880 - 1956). Вот запись их беседы:


М. – Уважаемый мистер Менкен, когда наша многострадальная страна, внезапно сменив вектор развития, перешла от социализма к «дикому» капитализму, правящая верхушка уверяла народ, что он, наконец, сможет приобщиться к демократическим ценностям и насладиться в полной мере свободой. Что Вы, человек, рожденный в свободной стране, думаете о демократии?

Г.Л.М. – Демократия – всего лишь мечта, такая же, как Аркадия, Санта-Клаус и рай.

М. – Что Вы говорите! Разве конкуренция нескольких партий и столкновение различных взглядов не обеспечивают наилучшее управление обществом?

Г.Л.М. – При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, – и обычно им обеим это удается.

М. – Вы подумайте! А у нас некоторые либералы считают, что все наладится, если будет больше демократии.

Г.Л.М. – Сказать, что лучшее средство от пороков демократии – больше демократии, все равно, что сказать: лучшее лекарство от преступности – больше преступности.

М. – Но зато демократия дает людям равные права!

Г.Л.М. – В этом мире люди ценят не права, а привилегии.

М. – Это верно! Тем не менее, народ выбирает самого популярного и уважаемого человека в президенты, и он является гарантом конституции и свобод граждан, разве нет?

Г.Л.М. – Самый популярный человек в демократии – не самый демократичный, а самый деспотический человек.

М. – Позвольте, тут какое-то противоречие. Когда нашей страной управлял самый деспотический человек, мы жили при совершенно другом строе, который сегодня называют по-разному, но только не демократическим. Многие люди были в тайной, а некоторые и в явной, оппозиции к власти. Во всяком случае, это можно понять по их мемуарам.

Г.Л.М. – Каждый порядочный человек стыдится правительства, при котором живет.

М. – Неужели всегда и везде? Ведь политики стремятся попасть в парламент, чтобы сделать жизнь сограждан лучше, а родину – краше. Так они нам рассказывают перед выборами.

Г.Л.М. – Если кто-либо ораторствует о своей любви к родине, значит, он рассчитывает, что ему за это заплатят.

М. –  Вы так считаете? Значит, Вы не верите в патриотизм политических деятелей?

Г.Л.М. – Сэмюэл Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя. Это правда, но это еще не вся правда. На самом деле патриотизм – огромный питомник негодяев.

М. – Как это грустно! Вы, вероятно, вообще не слишком высокого мнения о людях?

Г.Л.М. – Плохо думать о ближних – грех, но едва ли ошибка.

М. – Иногда действительно это приходит на ум. Но можно ли винить людей в том, что они столь несовершенны и живут в мире, далеком от совершенства? Разве они его создали таким?

Г.Л.М. – Невозможно представить себе, что мир управляется мудрым, праведным и всемогущим Богом, но очень легко представить, что он управляется Правлением богов. Если такое Правление существует, оно действует в точности как правление компании, которая терпит убытки.

М. – Но, как бы там ни было, сами люди тоже вносят свою лепту в общее неблагополучие.

Г.Л.М. – Люди – единственные животные, которые не покладая рук работают над тем, чтобы делать друг друга несчастными. Это, я полагаю, одно из их богоподобных свойств. Как свидетельствует Ветхий Завет, Яхве немалую часть своего времени посвящал тому, чтобы подорвать бизнес и процветание других богов.

М. – Про других богов не скажу, но все мы должны уважать религиозные чувства других людей и проявлять толерантность даже к чуждым нам убеждениям, не так ли?

Г.Л.М. – Мы должны уважать религию наших ближних, но лишь в том смысле и в той мере, в какой мы уважаем их убеждение, что их жены – красавицы, а дети – вундеркинды.

М. – Поговорим лучше о красавицах-женах. Разве не в них – истинное счастье мужчины?

Г.Л.М. – Ни один мужчина не может считаться по-настоящему счастливым, если он вынужден пить джин худшего сорта, чем до женитьбы.

М. – Странно сводить разговор о счастье к сорту спиртного. Зато женатый человек ест вкусную и здоровую пищу. А ведь всем известно про извилистый путь к его сердцу.

Г.Л.М. – Нет ничего абсурднее аксиомы, согласно которой путь к сердцу мужчины ведет через его желудок. Вкусы обычного мужчины до того примитивны, что он не отличит хорошую еду от плохой. Истинный путь к его сердцу лежит через его горло. Если бы женщины действительно знали свое женское дело, они давно бы забросили кулинарию и занялись пивоварением, винокурением и розливом спиртных напитков.

М. – Помилуйте! У нас и без того народ спивается. Вот на днях правительство решило поднять цены на спиртное, чтобы как-то удержать людей от повального пьянства, да вряд ли это поможет. Но вернемся к нашей теме: мужчина все-таки видит в жене не только и не столько кухарку, сколько родную душу.

Г.Л.М. – Мужчина всегда ищет кого-нибудь, перед кем он мог бы гордиться; женщина ищет плечо, к которому она могла бы прислониться.

М. – И вот двое, как им кажется, находят свою половину. Что они при этом думают?

Г.Л.М. – Невеста у алтаря: «Наконец-то! Наконец-то!» Жених: «Уже слишком поздно! Слишком поздно!»

М. – Замечательно! А потом они живут долго и счастливо?

Г.Л.М. – Мужчинам живется гораздо лучше, чем женщинам. Во-первых, они женятся позже; во-вторых, умирают раньше.

М. – Да, это серьезные преимущества. Кажется, Вы не считаете, что любовь делает их жизнь счастливой?
 
Г.Л.М. – Любовь основана на заблуждении, будто одна женщина отличается от другой.

М. – Господи! Да любой человек отличается от другого – иначе бы люди понимали друг друга! А что, холостяки считают, что все женщины одинаковы?

Г.Л.М. – Холостяк больше знает о женщинах, чем женатый. Иначе он тоже был бы женат.

М. – Вот как? Чем еще холостяк отличается от женатого мужчины?

Г.Л.М. – У холостяков бывают угрызения совести. У женатых имеются жены.

М. – Что же, это преимущество брака – избавиться таким образом от угрызений совести. Есть, впрочем, у брака и недостатки, как Вы думаете?

Г.Л.М. – Хуже всего в браке то, что он заставляет женщину поверить, будто всех мужчин так же легко одурачить.

М. – Ну, Вас, очевидно, одурачить нелегко. Вы решили никогда не вступать в брак?

Г.Л.М. – Если я когда-нибудь женюсь, это будет внезапное решение, как решение покончить с собой.

М. – Боже сохрани! Лучше живите спокойно. Ведь можно жить уединенно, размышлять и читать хорошие книги.

Г.Л.М. – Главное, чему учит нас чтение книг, – что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения.

М. – У Вас, вероятно, чрезвычайно изысканный вкус. Если Вас не устраивает чтение, то можно интересно проводить время, общаясь с разными людьми, ведя светский образ жизни.

Г.Л.М. – Способность людей наводить друг на друга скуку, по-видимому, существенно больше, чем у любого другого животного. Некоторые из наиболее почитаемых человеческих установлений не имеют никакой другой видимой цели, например обеды с более чем двумя участниками, эпические поэмы и изучение метафизики.

М. – На Вас трудно угодить. Правда, и на меня иногда общение с некоторыми людьми наводит скуку. Но пусть это будет самой большой нашей проблемой – и мы ее решим.

Г.Л.М. – У всякой проблемы всегда есть решение – простое, удобное и, конечно, ошибочное.

М. – Что же, человеку свойственно ошибаться. Правда, есть надежда, что жизненный опыт подарит нам в конце концов способность жить более разумно, если не мудро.

Г.Л.М. – Чем старше я становлюсь, тем меньше верю в распространенную теорию, будто бы мудрость возрастает с годами.

М. – Ну, конечно, это относится не ко всем. Как сказал замечательный русский историк и мыслитель В.О.Ключевский, «жизнь учит только тех, кто ее изучает». И это правильно. Некоторые люди в старости становятся стоиками и просто смеются над своими бедами и неудачами.

Г.Л.М. – Человек, который смеется над своими неудачами, теряет немало друзей, которые не могут простить ему узурпацию своих законных прерогатив.

М. – Что ж, невелика потеря! Не все, конечно, могут возвыситься до стоического отношения к неблагоприятной действительности, но вести здоровый образ жизни по силам многим.

Г.Л.М. – Учение о здоровом образе жизни есть порча медицины моралью.

М. – Позвольте с Вами не согласиться: правильный образ жизни и умеренность в еде помогает дожить до глубокой старости, сохранив здоровье.

Г.Л.М. – Умеренность необходима во всем. Слишком много лет жизни вредит.

М. –  Вредит кому? Алчным наследникам? Поглядите вокруг: все хотят дожить до глубокой старости. А многие рассчитывают впоследствии на жизнь вечную. А Вы – разве нет?

Г.Л.М. – По смерти я предпочел бы превратиться в ничто. Ни одно представление, как бы оно ни было хорошо, не может быть хорошим целую вечность.

М. – Это не бесспорное мнение, хотя и в нем есть свой резон. В любом случае, мы должны стараться прожить жизнь, не вредя, а по возможности помогая другим людям, и соблюдая заповеди.

Г.Л.М. – Что бы ни говорить о десяти заповедях, приятно, что их только десять.

На этой жизнеутверждающей фразе прервалась связь  с нашим остроумным собеседником...


Рецензии
Что придаёт ещё большую ценность Вашим беседам с мудрецами, -
это предпосланный каждой из бесед портрет Вашего собеседника.

Анатолий Шуклецов   04.06.2018 23:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Ведь хочется видеть того, с кем беседуешь.

Елена Пацкина   05.06.2018 12:43   Заявить о нарушении