Женское эхо войны
Я поведу речь о тех семьях, в которых женщины «поднимают» детей в одиночку, без участия мужчин-отцов. Причём это происходит не в первые послевоенные годы, а в последующие двадцатилетия, когда в обществе восстановлен баланс в количестве мужчин и женщин детородного возраста, нарушенный войной.
После Первой Мировой и гражданской войн, в 1920-27 гг. вернувшихся с фронтов молодых мужчин было недостаточно, и в стране сотни тысяч женщин-одиночек не имели ни одного шанса обзавестись мужем и создать семью, - просто для них пары не было в природе. Но детей они рожали, несмотря на обструкцию пуритански настроенной части общества. Для того чтобы одеть, обуть и прокормить свою безотцовщину, эти женщины брались за любую, порой самую тяжёлую работу, которая традиционно считалась «мужской». Этому способствовала и пропагандируемая философия о равенстве мужчин и женщин, которая подкреплялась равной оплатой за равный труд мужчин и женщин в молодом советском государстве. Поддержка материнства и детства началась сразу после Октябрьской революции. 28 декабря 1917 (10 января 1918) в составе Наркомата социального обеспечения был создан Отдел Охраны материнства и детства, который начал организацию женских и детских консультаций, детских яслей, домов матери и ребёнка. Кодексом законов о труде 1922 года и отдельными законами были установлены льготы по труду для беременных женщин и кормящих матерей. В последующие десятилетия принимались и другие законы и постановления в этой области.
В годы после Великой Отечественной войны (в 1944 году) были установлены правительственные награды – «Медаль Материнства» двух степеней и орден «Материнская слава».
В эти же годы дисбаланс между количеством женщин брачного возраста и молодых свободных мужчин оказался на порядок больше, чем после Первой Мировой, - десяти миллионам молодых женщин не было пары. Но в эти годы женщины-одиночки рожали и «поднимали» детей. Возможно, был бы разумным шаг, официально допускающий многожёнство хотя бы на период жизни одного поколения. Но именно авторитарным режимам свойственна пропаганда пуританства, святости семьи, идеи «высокой любви» на всю жизнь; нарушителя могли исключить из партии или снять с высокой должности…
Есть данные о высокой детской смертности в послевоенные годы, но большинству таких «урезанных семей» всё же удавалось выжить.
Разумеется, в советском государстве детей воспитывала не только семья, но и школа, многие детские организации. Но в этом воспитании основное внимание уделялось политическому воспитанию. Воспитание в детях общечеловеческих правил поведения, отношения к другим людям, к семье было всё-таки недостаточным, хоть и имело значительную литературную и художественную (кино, радио, телевидение) поддержку.
Вот здесь я подошёл к главной мысли, которую хочу высказать в этой статье – к воспитанию девочек. Ибо именно им предстоит в будущей семье либо явиться цементирующим началом, либо наоборот – разрушительным.
Девочки, подрастающие в семье с одной кормилицей, как правило, уже от матери приобретают убеждение «справлюсь одна».
И это убеждение, подкрепляемое обществом, превозносящем тех женщин, которые сами «поднимали детей», постепенно, в течение десятилетий заменяло то отношение к безотцовщине, которые испокон веков бытовало в народе.
Одним из самых ужасных психологических последствий войны явилось описанное выше явление, явление под названием «Я САМА»; женщины, в обществе, где существует количественный баланс юношей и девушек, рожают детей себе в утешение, как игрушку для себя, как спасение от одиночества, или просто избавившись от мужа, который почему-то не подошел; разумеется, следуя заложенному природой материнскому инстинкту… да и кто осмелится бросить камень в одинокую женщину…
И это явление имеет протяжённость в будущее не в виде волны, а в виде вот такого, всё не замирающего эха.
Остаётся открытым вопрос: а так ли ущербно для будущего человека и гражданина воспитание, в котором не участвует мужчина? Ведь не только дома матерью, но и в детсаду, и в школе он опять будет воспитываться в основном женщинами. Ответ на этот вопрос должны дать детские психологи, а скорее – психиатры. Хотя не нужно изучать Фрейда, чтобы понимать: любая ущербность в детстве, когда у других есть папа, которым они гордятся и хвалятся друг перед дружкой, а у тебя – нет, - в зрелости приводит к психозам, и это лишь один из многих недостатков…
Случилось так, что мои жена и дочь, работники дошкольного образования, вот уже больше десяти лет работают в детском психоневрологическом санатории. Здесь же работаю и я.
Они очень хорошо знают: дети с нарушенной психикой, порой совершенно неуправляемые приходят с семей, про которые говорят «неблагополучные»; в большинстве случаев – именно из семей с одной кормилицей.
И я задумываюсь: какое будущее их ждёт?
Свидетельство о публикации №212120201819
Артем Кресин 06.02.2013 01:40 Заявить о нарушении
Станислав Бук 06.02.2013 10:32 Заявить о нарушении