День инвалидов. Спираль мужества

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



«Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране».

                (с сайта, посвященному жизни и творчеству выдающегося художника и театрального декоратора – Б. М. Кустодиева)               




В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Проведение этого дня направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия...

Начать с того, что в цивилизованных странах давно не фигурирует слово «инвалид» (ибо, это довольно широкая категория). У нас в доме тоже на входной двери подъезда наклеен желтый круг, что должно, вероятно, означать, что здесь проживают люди «с ограниченными возможностями». И это – факт. Некоторые, правда, за то время, пока висит бумажный кружок, уже успели умереть, а другие, впрочем, всё ещё карабкаются без лифта, пока ещё в свои, квартиры…

Но какого бы цвета бумажки руководство страны не наклеивало на входные двери, какие бы вагоны метро с местом, предназначенным для размещения инвалидной коляски не запускало в городскую подземку, инвалиды почему-то в них, практически (кроме тех, кто милостыню собирает) не ездит: наверное, никак не научатся по ступенькам от входа метро до платформы самостоятельно допрыгивать: а у нас ведь город равных возможностей, извините…

Общее количество инвалидов в Российской Федерации на конец 2010 года превышает 13,5 миллионов человек (10% населения), 700 тысяч из них – дети. Между тем, согласно европейским социальным нормам, почти все пенсионеры России имеют право на инвалидность. А по данным Минздравсоцразвития РФ, численность инвалидов в стране ежегодно увеличивается на 1 млн. человек. Предполагается, что к 2015 году их количество может превысить уже 15 миллионов.

И это при том, что не только «общество стареет», но и молодое поколение у нас здоровьем далеко не блещет.

Полагаю, многое у нас (смотря, по сравнению с кем, конечно) делается для людей с ограниченными возможностями: всё время говорится о каких-то льготах, бесплатных лекарствах и ещё бог весть о чем. Но только те, кто столкнулся с этой проблемой не мимоходом, а «по полной программе», может рассказать, как оно происходит на самом деле…
Вот недавно Президент РФ подписал федеральный закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов. Что это такое? 

Оказывается, Минтруд разрабатывает (уже разработал, похоже) правила особого обслуживания людей с ограниченными возможностями (связанные с присоединение РФ к Конвенции ООН по правам инвалидов…). А это значит, что Российские аэропорты, например, должны будут предоставлять каждому инвалиду работника, который будет помогать ему при передвижении по аэровокзалу и при регистрации …
(После такого заявления я бы приписала в конце: «Летайте самолётами Аэрофлота!», – но умников в нашей стране, и без меня  достаточно, факт).

…Много лет назад, в журнале «Новое время» Симон Соловейчик вел колонку, где описывал свой шок-опыт от пребывания (по-моему, в американских, давно было, не помню) школах, где вместе с детишками здоровыми проходили обучение «колясочники» и дети с другими недугами. Так оно тогда и называлось – «интегрирование». Не просто «закатили» ребенка в класс, а рассказывалось, как это у капиталистов делается по-человечески: может быть, нужен помощник (ребенку); может, необходим специальный инструктаж преподавателю, но главное – это приучение к оказанию помощи и нормального, человеческого поведения самих учащихся. Не секрет, что далеко не всякий взрослый у нас знает как вести себя среди «людей с ограниченными возможностями» (особенно – явными), просто потому, что НЕ НАУЧЕН (война – с её многолетними и повсеместными последствиями – почти забыта соотечественниками, как страшный сон, а современный человек живёт теперь совсем в другом, «беспроблемном», одноразовом мире).

Много вы видели организаций (а не «инвалидных артелей»), где наравне с обычными трудоспособными гражданами работают те, кто имеет группы инвалидности? Я выскажу одно предположение, почему их «не видно». Если человеку, например, женщине, получившей инвалидность (после сложной операции или из-за наличия двух межпозвонковых грыж) и удается «интегрироваться» в нормальную  (по её специальности, например, а не детали неизвестно чего в пакетики собирать) рабочую среду (что сами понимаете,  большая  удача и редкость), то она будет «пахать» так, чтобы никто этой её инвалидности (не дай Бог! выгонят!) и не заметил. Никаких поблажек работодателю, в подавляющем большинстве случаев, делать таким сотрудникам – не резон. Поэтому что, не справляется человек со своими  обязанностями (никого не касается, чего ему это стоило, стоит и что с ним будет, если он потеряет эту работу) – его просто увольняют (или делают так, что, бедолага, сам «заявление» на стол положит).

С реабилитацией у нас, увы, тоже не всё «о`кей»…  Вообще, для того, чтобы инвалиду выжить – надо быть очень живучим и, парадоксальным образом, обладать очень крепким здоровьем, ну… как у «космонавта». 

Но инвалиды (в своей массе) – не сдаются. (По одиночке – очень часто – про них вообще никто ничего не слышит и не знает). А те, кто вознамерился жить (даже и «с ограниченными возможностями»), «сбиваются» в объединения, «клубы» (чему во многом могут поспособствовать социальные сети); стараются помогать  и искренне поддерживать и друг друга. Например, пишут книги. Где не только  делятся опытом с товарищами по несчастью, но и надеются таким образом «заставить власть думать о своем народе, для которого она создана», как написала одна, по своему героическая, женщина –  инвалид-детства. 
 
«Как инвалид с детства я особенно уязвима и ранима антисоциальными реформами своего государства и не могу, как здоровый человек, быстро перестраиваться и плясать под новую музыку  вновь принимаемых законов.
Я, как и многие женщины-инвалиды России, не могу выразить свой протест против неразумных законов государства путем голодовок и пикетов у Дома Правительства, потому что у меня нет здоровья.
Я решила написать эту книгу, чтобы на примере тяжелых судеб женщин-инвалидов России показать больную социальную политику своего государства, и силой печатного слова заставить власть думать о своем народе, для которого она создана.
Надеюсь, что моя книга поможет власть имущим увидеть реальную картину жизни вообще и женщин-инвалидов в частности, и не оставит их равнодушными, а сподвинет срочно решать многолетние проблемы.
Женщинам же хочу показать, что и без ног можно мчаться по житейским волнам и добиваться успехов.
Желаю всем женщинам мужества и оптимизма!» – написала Галина Дубникова, переболевшая в детстве полиомелитом, но отчаянно борющаяся за свою жизнь и женскую идентичность, что вызывает не только неподдельное восхищение её силой духа, но и беспримерной женственностью в её сердцевине…

Но сегодня, я думаю, дело даже не в том, что не хватает специализированного квалифицированного персонала или оборудования (и много чего ещё), а в том, что инвалидность – это, как раз, во многом, – состояние здоровья нашего общества вообще. Если бы инвалидность присваивалась гражданам по состоянию «здоровья» их души, то, боюсь, статистика Минздравсоцразвития была бы совсем иной…

Я не принц Сиддхарта и даже в юные годы никогда не жила в окружении только красивых, молодых, здоровых, счастливых и богатых людей. У многих моих родственников, соседей, друзей, однокашников, сотрудников по работе… были какие-то проблемы со здоровьем. Многие (особенно заставшие войну и близкую память о ней) – «стыдились» называть свои реальные трудности – проблемой, справляясь с разного рода трудностями кое-как своими силами, или с помощью добрых людей.

Никто не говорит: да,  сегодня у нас есть то, о чем в те годы не приходилось даже мечтать!... (Глупо спорить. Низкий всем за это поклон). И, всё-таки,  все эти люди, … именно они были ИНТЕГРИРОВАННЫ в эту жизнь целиком и полностью, поэтому мы с ними не просто «пересеклись», но благодаря их поддержке и любви, например, у меня постепенно складывалось уже моё собственное мировоззрение и желание помогать другим. Чем я и занималась, по мере сил, всю свою сознательную жизнь... Может, и ещё немножко успею.

Я горжусь теми, кто, несмотря на все свои тяготы, гораздо сильнее и мужественнее меня!  Я восхищаюсь людьми, чей самоотверженный труд и упорство возвращают радость и тягу к жизни людям, попавшим в беду! И мне безумно жаль тех, кто, потеряв всякий стыд и элементарное чувство сопричастности с окружающим миром, видит чужие беды, только как повод для роста своей собственной карьеры, наживы или самоутверждения.

Это они – настоящие инвалиды. И в этот специальный день, полагаю, не меньше общественного внимания  должно бы быть уделено ЭТОМУ НЕДУГУ и его профилактике.







(худ. Б. Кустодиев «Масленица»)
http://kustodiev-art.ru/



Подборка книг об инвалидах и для инвалидов. Книги написанные инвалидами (спинальниками) на основе личного опыта и примеров из жизни других инвалидов - колясочников.
http://aupam.narod.ru/biblioteka.htm


Рецензии