О вечных темах в поэзии
Михаил Лермонтов ярко обрисовал процесс творческого озарения:
Восходит чудное светило
В душе, проснувшейся едва:
На мысли, дышащие силой,
Как жемчуг нижутся слова.
(Журналист, читатель и писатель).
Я исповедую не такую поэзию, которая слишком отрывается от прозы и парит в заоблачных облаках абстракций. Человек большей частью размышляет прозаически. Но, вспархивая в небеса мечты, он начинает мыслить поэтически. Однако, на мой взгляд, заумь в поэзии не обязательна, поскольку она существенно суживает круг читателей.
Мой идеал – такая поэзия, которая, заземляясь на прозе, стремится в небо возвышенных идеалов. Но это не виртуальная поэзия.
Настоящая поэзия – это своеобразная золотая лестница словесного искусства, соединяющая землю с небом. Причём подлинная поэзия должна спускаться с небес, как Господь Иисус Христос, смиряясь, вочеловечился ради нашего обожения и соцарствования с Ним на престоле Небесного Царства.
Таким образом, Идеал высокой поэзии – Христос – Богочеловек, соединивший, как Слово Божье, прозу жизни с поэзией мысли.
Американская поэтесса Маргарет Баррингер, возглавившая «Американский поэтический центр» в Филадельфии рассказала о себе: «В американском обществе в силу его перегруженности технологией возникла острая потребность именно в камерном слове, звучащем слове. Надо сказать, что поэзия у нас не пользуется особым успехом. Из всех искусств она наименее престижна. Поэт не может жить на свои литературные заработки, он должен либо преподавать в университете, либо работать в библиотеке или еще где-нибудь. Понимаете, надо обязательно где-то работать. Поэзия же — это не бизнес, это личная каждодневная молитва».
Впрочем, недавнее социологическое исследование ободряет. Выяснилось, что 42 миллиона американцев пишут стихи.
В чем преимущества стихов?
Поэзия сильнее прозы
И ни к чему об этом спорить.
Стихи приносят больше пользы,
Поскольку легче их запомнить!
Много говорят о «вечных темах» в поэзии, в частности, о любви. К сожалению, любовь нередко путают с влюбленностью и необоснованно отождествляют со страстью. При этом, как правило, эгоистично стремятся субъект превратной любви сделать своей собственностью. А ведь настоящая любовь бескорыстна и самопожертвенна.
Рассказывают, что французский поэт Бодлер, наркоман, написавший «Цветы зла», стал слабоумным. Когда он совсем выжил из ума, то стал навязчиво повторять только одно слово: «женщина». Его умственный кругозор сузился до такой точки зрения, которая выражала предмет его идолопоклонства. Иные старики перед смертью, пересчитывая деньги, твердили о каких-то закопанных кладах.
О чём думает и провозглашает настоящий христианин, входя в суживающийся тоннель состояния скорби? Естественно, о Христе. Христос терпел – и нам велел. И я когда-то эти переживания выразил в четверостишии:
Когда в глазах рябить вдруг станут строчки,
И рухнут с неба миллиарды звёзд,
Пусть кругозор мой сузится до точки,
До точки зренья, что мой Бог – Христос!
Нередко поводом для стихов может стать незначительное событие или деталь. Подчас это внезапное впечатление или вроде молнии блеснувшая мысль, на первый взгляд, совершенно пустячная, обретает органическую связь и резонирует с настроением, составляющим внутренний мир автора.
Эта связь материализуется и озвучивается в стихотворении. В ее решении этой задачи задействованы такие инструменты как рифма и ритм. «Поэта далеко заводит речь», — говорила Марина Цветаева. Но в пределах системы духовных ценностей, в кругу которых движется его творческая мысль, речь поэта зачастую обращена к Богу. Так, как это было во дни Давида и Соломона. Однако поэты XX века не только в форме односторонней молитвы обращаются к Творцу, они беседуют с Ним, как древний страдалец Иов. Или как Николай Доризо в его "Ночных разговорах с Богом". Об этом упоминает поэт Александр Кушнер:
Бог — это то, что мы подумали о Нем,
С чем кинулись к Нему, о чем Его спросили.
С детства нам известно ощущение, что Некто высший, мудрый и справедливый видит все, что с нами случается, разделяя с нами наши переживания и скорби. Мы хотели заслужить Его одобрение, не упуская из виду Его законы. К Нему и обращены наши молитвы. Он не отворачивается от нас, хотя нам подчас так кажется, что мы вне зоны Его внимания к нам.
Пожалуй, самой важной из «вечных тем» является тема о нашем Спасителе, Который Своим жертвенным подвигом любви радикально решил вопрос нашего спасения от рабства греха и смерти. На обложке моей книги «Бриллианты мысли» стоят стихи о природе христианского стихосложения:
В пронзенном болями мозгу
Сверкают бриллианты мысли:
С Христом я сделать все смогу,
Взлетев душой к небесной выси,
Где звезды излучают свет
Прекрасней, чем все бриллианты.
И я – Спасителя поэт –
Пускаю в оборот таланты.
Я славлю благодать Христа
И говорю о жизни смысле,
И в поэтический кристалл
Преображается ход мысли.
И хоть над головой грехи
Мечом Дамокловым нависли,
В мозгу рождаются стихи –
Святые бриллианты мысли!
Свидетельство о публикации №212120200319