О присутствии евреев в Эрец Исроэль

Леонид Ейльман

К вопросу о присутствии евреев в Эрец Иcрoэль.
Немногим известен и мало кто до конца понимает один замечательный факт еврейской истории. Все восемнадцать веков со дня падения еврейской государственности и до возрождающейся сейчас, упорная связь евреев с Эрец-Исраэль выразилась в том, что они не прекращали здесь жить. До сих пор многие считают, что все эти века в Эрец-Исраэль не было евреев, что оставшиеся в живых евреи после разрушения Второго Храма в 70 году новой эры ушли в изгнание, а их потомки начали возвращаться через 1 800 лет. Это лишено всякого основания [Джеймс Паркс, христианский ученый, пишет: "Документы на право собственности [сионистов] подписаны... силой выдержки и мужества тех, кто веками, вопреки всем разочарованиям, осуществлял еврейское присутствие на Земле". Whose Land? A History of the peoples of Palestine (London, 1970), p.266.].
Жизнь евреев в Эрец Исраэль  говорит об упорном желании вопреки подавлению, изгнанию и резне держаться за эту землю, связь с которой иногда висела на волоске, держаться изо всех сил, черпая их из веры в возвращение в Сион. Каждый еврей, живший в Эрец Исраэль, ощущал себя предвестником этого возвращения и возрождения, и его существование было наполнено смыслом.
Земля Эрец-Исраэль священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят время их жизни к началу 2 тысячелетия до новой эры.. Согласно ТАНАХу, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной. Здесь находятся все священные места еврейского народа. Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений. Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Этот народ был покорен царем Давидом и растворился в еврейском народе. Современные арабы Израиля к этому народу не имеют никакого отношения.
Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.
Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии,которая переселила 10 израильских колен, вернувшихся к язычеству,  Вавилона (586—539 года до н. э.),угнавшего евреев в Вавилонский плен, персидской империи Ахеменидов (539—331 года до н. э.), что привело к образованию общин восточных евреев (мизрахи)- первой азиатской диаспоры, Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов, способствовавших образованию европейской еврейской диаспоры в этих странах.
Отвоевав, в результате восстания Маккавеев, независимость с 152 по 37 год  до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев, В 132 году началось восстание Бар Кохбы, окончившееся разгромом восставших и разрушением второго храма. Евреи потеряли государственность в Эрец Исрaэль, но не запрещалось жить в стране за исключением Иерусалима. В последнее тысячелетие еврей, как прототип скитальца, закрепился в сознании большей части человечества. Даже поверхностное знакомство с ТАНАХом показывает, что несмотря на идею крепкой корневой связи евреев с Землей Израиля, количество их вынужденных скитаний вдали от родины – выходит за рамки обычного для других народов.
 Первая (добровольная) диаспора образовалась во время похода Александра Македонского в Азию. Еврейская молодежь влилась в войско Александра Македонского и участвовала в его походах. На пороге уже первого тысячелетия нашей эры евреи жили во всей Римской Империи, и Северной Африке. В Азии евреи расселились в опорных пунктах вдоль Великого шелкового пути. Они были не только ремесленники, обслуживающие купцов Великого шелкового пути, но и воины азиатских гарнизонов, расположенных вдоль этого пути. Потеря государственности Израиля мало сказалось на их экономическом положении.  Историк Юрий Слезкин указывает на то, что в первом тысячелетии для евреев  открылась эра Меркурия, эра всемирной торговли, которая привела к резкому снижению численности оседлого населения. Купцы вынуждены были оставить свои семьи на длительное время. Кроме того, на Востоке ассимиляция евреев среди местного населения была значительно выше, чем в Европе. Еврейская община города Кейфаня (Китай) полностью растворилась так же, как и японская община в местном населении. Поэтому численность мизрахи и сефардов в начале второго тысячелетия была небольшой. Смотри  таблицу 1.    В Европе, Северной Африке, Азии возникали новые еврейские государства. Однако торговая, духовная, религиозная их связь с прародиной не прерывалась.
В первом тысячелетии связь евреев диаспоры с Эрец Исроель была постоянной. Об этом пишет Ирма Хайнман в своей работе: “Евреи диаспоры и Русь” на стр. 42. Купцы выходили из Испании и Франции, направлялись в Танжер и Марроко, оттуда через Африку до столицы Египта , далее в Рамле (Эрец Исроэль ) Дамаск, Багдад, Басру….” Таким образом, Эрец Иcрaэль был включен в торговую систему южного потока Великого  Шелкового пути. Северный поток товаров проходил через Хазарию. Успех еврейских купцов (радонитов или рахдонитов) был обусловлен присутствием еврейских общин в городах от Европы (ашкенази и сефарды) до Китая и Индии (мизрахи).
 Этот факт доказывает не только присутствие евреев в Эрец Исраэль и их характер трудовой деятельности, но и связь между еврейскими общинами мира.
 По сути дела евреи создали всемирную военно-торговую экономическую и информацмонную надгосударственную систему, называемую Великий шелковый путь.
Роль этой системы в формировании еврейской диаспоры является основной. Эта же система привела к падению численности еврейского населения в мире. Экономическая привлекательность профессии купца заставила многих покинуть разоренную Римом Иудею. Вдоль всего этого пути сформировались пункты обслуживания купцов, Купец это посредник между производителем товара и его покупателем. Он всегда подозревается производителем и покупателем в присвоении несоразмерной его труду прибыли. Отсюда возникли корни экономического антисемитизма, сохранившие еврейскую диаспору от растворения в окружающих диаспору народах.
Падение численности евреев в первом тысячелетии можно объяснить также и тем, что многие евреи приняли  новую религию: христианство, приняв ее  из рук еврейских проповедников, действующих среди своего народа.  Cовременный генетический анализ показал, что примерно 10% жителей Римской империи приняли иудаизм. Поэтому в Южной Европе итальянцы, сардинцы, мальтийцы, французы имеют еврейские генные маркеры, а евреи в этих местностях до 30% маркеров местного нееврейского окружения.
 От раввинатского иудаизма, который исповедывали персидские мизрахи в 8 веке откололась  секта Анана бен Давида (караимов) и ушла в монгольские степи, что резко сократило численность мизрахи. Когда в Персии закончилось правление династии Сасанидов (226- 651 годы н. э.) и началась мусульманизация населения, то евреи Персии устремились в Хазарию. Одновременно в Хазарию приехали евреи Византии. Поэтому Хазария приняла иудаизм только в 650 году. Но почему переход в иудаизм не потребовал процедуры гиюра? Аттила (434-453- время правления) был выходец из племени эфталитов, рода Дуло.  Он, захватив степи между Каспийским и Черным морями, где проживало племя акациров: отдал их под правление своего сыны Эллака. Акациры-предки хазар. Их самоназвание Владимир Бершадский переводит с иврита, как: “укола страшись”, как и название колючего дерева тех мест: акации. Почему акациры стали называться хазарами? Ведь слово “хазар” означает на иврите: вернувшийся, видимо, к вере предков. Племя акациров, по мнению некоторых историков, родственно пуштунам, которые сохранили до сих пор некоторые иудейские обычаи. Куда ушли хазары после разгрома Святославом Восточной Хазарии? Они ассимилировались среди народов Поволжья: чувашей, калмыков, народов Северного Кавказа: ингушей, терских казаков армянских зоков и т. п., которые генетически родствены выходцам с Ближнего Востока по данным американского генетика Eran Elhaik.
 Историк A.H. Godbey в своей книге: “The lost tribes.Myth” N.Y. 1930    пишет о том, что в походах Чингиз хана (умер в 1227 году) принимал участие десятитысячный корпус евреев-мизрахи, а евреи Бухары считали Чингиз хана еврейским Мессией. Во время походов на Запад воинов Хана Батыя в Крыму осело примерно равное количество караимов и крымчаков (евреев раввинатского толка иудейской религии). Если принять 10 процентную норму мобилизационных возможностей, то община мизрахи и караимов насчитывала не менее 100 тысяч человек в степях внутренней Монголии.  Историк Поль Пелльо (1878-1945) полагает, что членов этой общины называли еще уюдуитами. Возможно, эта община является предком современных уйгуров. Поль Пелльо утверждает, что племена Великих монголов были малочисленны и  враждебны друг к другу. Видимо, они не принимали существенного участия в походах Чингизоидов. В этих походах участвовали меркиты-тюркоговорящие племена. Поэтому в русском языке закрепились татарские слова и практически нет монгольских. Очевидно, что мизрахи играли видную роль в движении степных народов на Запад. К сожалению, количественные  сведения о них весьма скудны. Возможно, найденные недавно рукописи в пещерах Афганистана помогут нам получить дополнительные сведения.   
Во втором тысячелетии положение евреев в Европе осложнилось.
Что ждало евреев во втором тысячелетии в диаспоре? Начались крестовые походы, которые продолжались с 1096 года по 1291 год. Во время первого крестового похода в Германии и Чехии погибло около 5 000 евреев. Крестоносцы разгромили еврейские общины Эрец Исраэль в Рамле и Яффо, во время второго похода общины Ашкелона, Цфата. Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианском мире. Спор между иудаизмом и христианством утратил богословский характер. Сопутствующая этим походам резня выявила всю силу ненависти к евреям и бессилие евреев. Евреи утратили в результате этих походов роль посредника в торговле Европы с Востоком. Еврейские купцы перешли на ростовщиченство, которое в последствии превратилось в банковское кредитование. Фигура ростовщика вызывала озлобление тех кому нужно было отдавать долги и начался период изгнаний. Изгнание из Англии в 1290 году, изгнание из Франции в 1306 году. Погромы в Германии, вызванные наветами во время чумы 1348 года, погромами в Кастильи и Арагоне в 1391 году. Изгнание евреев из Испании в 1492 году. Особенно мрачным для евреев был 17 век. В 1614-1616 годах погромы в Германии унесли жизнь 3 000 человек в Франкфурте на Майне и Вормсе. В 1648- 1649 Богдан Хмельницкий зверствовал на Украине. Некоторые демографы называют цифру погибших от рук палачей Богдана Хмельницкого в 50 тысяч человек. Эти потери составили 25% всего еврейского населения Польши и Молдавии. Примерно 10 000 евреев бежало в Западную Европу и даже в Америку. Большое количество евреев (в основном молодежь) вынуждено  было креститься в православие и стать частью украинского народа. После хмельничины возникло движение лжемессии Шаббатая Цви, которое привело к переходу в мусульманство определенное количество его последователей. В 17 веке примерно 3000 человек перешло в мусульманство. Сейчас в Турции живут потомки этих евреев, называемые “денме”. Через сто лет в Польше возникло движение нового лжемессии Якова Франка, который  призывал принять католичество и этим заметно сократил численность восточноевропейских евреев Польши. В конце 16 века в 54 городах Польши проживало 160 000 евреев.
   Естественно стремление вернуться в Эрец Исраэль не покидало не только религиозных евреев. Евреи рассматривали Эрец Исраэль, как место где можно найти покой и убежище от очередной опасности. Поэтому попытки вернуться в Эрец Исраэль были постоянно разной интенсивности.
На присутствие евреев в стране говорят  сведения о Цфатской общине, где в 1516 году жило 300 еврейских семей, а в Иерусалиме около 200. В 1560 году население Цфата насчитывало уже 12 000 человек. Из них 7 000 были евреи, остальные в основном курды. В Цфате были организованы  типография и школы каббалистов 16-17 веков. Работы цфатских раввинов: Иосиф Каро, Моше Кордоверо, Исхак Лурья хорошо известны. В Галлилеи и Голанах найдено порядка 30 развалин синагог византийского периода и примерно такое же количество синагог периода после крестовых походов . В 1540 году евреи, изгнанные из Испании, основали в Эрец Исраэль в Хевроне синагогу “Авраам авину”. Вокруг крупных городов Эрец Исраэль есть ряд древних еврейских кладбищ. Кладбищу на Масличной горе Иерусалима около 2500 лет. Эта история народа! Могильные камни  кладбищ не только указывают на присутствиее евреев в стране, но опираясь на даты захоронений и количество могил, можно установить численность населения тех времен! Могильные камни являются неопровержимым доказательством присутствия евреев в стране-паспортом на право жительства евреев. По размеру синагог и их количеству можно также оценить число проживавших в этих городах евреев.
 С началом эпохи Возрождения евреев, с 18 века и далее, положение  евреев в Европе стало изменяться. Этот процесс шел в двух направлениях: росли абсолютные цифры народонаселения и с их ростом росло относительное количество евреев Европы в общем количестве всего еврейского населения мира.
 По оценкам специалистов, в начале 18 века в мире жило 2.6 млн. евреев. Из них – 1.5 млн. человек – в Европе. В 1910 году произошел еврейский погром в Ширазе, Иран, который  привел к эмиграциии мизрахи. В  начале 20 века число мизрахи достигало 350 000, включая горских и бухарских евреев, но в 1978 году осталось всего 80 000 в Иране, а 2002 году Иранская еврейская община насчитывает всего 11 000 человек.

Таблица 1. Численность основных групп евреев (млн. чел.)
Год Ашкенази Сефарды и мизрахи-восточные евреи
1070 0,1 1,1
1300 0,4 1,3
1500 0,6                0,9 (часть сефардов стала маранами)
1650 0,7 1,05
1700 1 1
1800 1, 5 1,1
1840 3,6 0,9
1860 5,2 0,8
1900 9,55 0,95
1930 14,6 1,3
1939 15 1,5
1945 9,3 1,35
1950 10 1,5
1960 10,9 1,8
1970 11,2 2,2
 

     К концу 19 века  в мировой демографии сложились условия, которые до сегодняшнего дня определяют основы существования еврейского мира. В это время крупный еврейский анклав в странах Восточной Европы буквально "выбросил" миллионы евреев в Северную Америку (В меньших количествах - и в Южную), в общем, в англоязычный мир. И, в конце-концов, этот же анклав "поставил" в очень значительных количествах (хотя об этом можно спорить) еврейских репатриантов на "старую-новую" родину – в Землю Израиля.
Как количественно определить еврейское присутствие в Эрец Исрaэль в разные исторические периоды времени?
В современной демографии прогноз численности народонаселения  Q определяется формулой: Q = N*2^, где N - число продуктивных пар, а ^  есть степень числa 2, определяемое как произведение отрезка лет на продуктивность в течение года. Продуктивнось народа находится в пределах 0,5 до 5%. В настоящее время в Европе продуктивность находится  примерно в 0,8%, а в арабских странах доходит до 5 процентов. 
Мы не знаем продуктивность евреев в разые периоды времени, поскольку условия жизни могут быть различны, медицинская помощь примитивной и есть другие факторы влияющие на этот показатель. Поэтому все наши расчеты приблизительны. Кроме того, наша формула выражает экспоненциальную зависимость между временем и Q-количеством народа, что при длительных периодах времени (более 500 лет) эта зависимость нуждается в корректировке.
Разобьем историю евреев на временные периоды между основными крупными событиями, влияющими на демографию.
1. В 1712 году до новой эры родился сын Авраама Исаак, а в 1531 году сын Якова  Иосиф, который становится визиром Египта. Между этими событиями прошел 181 год. Семья Авраама насчитывала 70 человек или 35 пар. Все ли пары были продуктивны? Предположим, что продуктивных пар было N=20! Тогда в 1531 году при 2% годовом приросте евреев было всего Q=320 человек или N=160 продуктивных пар. Конечно, такое количество не могло завоевать Хаанан и они отправились к Иосифу в Египет.
2. Моисей родился в 1392 году до новой эры, а вывел евреев из Египта в 1312 году т. е. 219 лет евреи жили в Египте. Если считать, что 200 лет евреи жили в относительно благополучных условиях, а только последние 20 лет стали преследуемы фараоном, то можно считать прирост рождаемости был высоким -5%, тогда  Q = 160* 2^ = 660 000  (где ^=11  ), т. е. N = 330 000 продуктивных пар.Танах указывает на то, что первая в мире перепись населения показала, что народ насчитывает 600 тыс мужчин. Возможно вместе с евреями бежали из страны рабы. Возможно в то время существовало многоженство, что резко увеличивает прирост населения. Может быть пeрепись была сделана после 40 летнего блуждания по пустыне. Возможно некоторое количество евреев осталось в Египте. Не исключены и приписки.
3. Определим сколько евреев мoгло жить в Эрец Исрaэль во время Ассирийского изгнания, которое случилось в 722 году до новой эры. Со времени Моисея 1392 года до времени Ассирийского царя Навуходоносора 722 год прошло 570 лет: N= 165 000*2 ^,   (^=3  )  = 2 642 000 человек. Поскольку Ассирия увела в плен 10 израильских колен, то осталось в стране всего 440 000 человек или 220 000 продуктивных пар.
4. Между ассирийским пленением 722 года и вавилонским пленением 586 года до новой эры прошло 136 лет. N = 220 000* 2^ ( ^= 1,36 при 1% приросте)= 300 000  человек 150 000 продуктивных пар. ТАНАХ сообщает что в плен было угнанл 18 тысяч человек а через 70 лет пресидский царь Кир вернул ломой 42 000 человека и 7 000 рабов. Армянский царь Тигран пригласил к себе 50 000 ремесленников и расселил их в окрестностях озера Ван. Так что вавилонский плен оказал заметное влияние на демографию Эрец Исрaэль.
5.  132 году новой эры началось востанние Бар Кохбы подавленное Римом Между Вавилонским пленением и разгромом Римом Иудеи прошло 718 лет. Однако это не были годы процветания страны. Страна оказалась под властью сначала Пеpсии, потом греков, затем Рима продуктивность населения снизилась почти до 0,5 %. N = 150 000*2^ (^ =  4,5  )= 7 200 000
Примерно шестимиллионное население бежало в римскую империю  или были привезены туда в качестве рабов. Более миллиона погибло в боях в течении Иудейской войны. Иосиф Флавий пишет о том, что около миллиона евреев жило в Египте. Много евреев жило в Персии. Лишь в 212 году евреи получают гражданство Рима. Порядка 200 000 тысяч, возможно, осталось в стране. Иудея опустела! Однако, наша формула позволяет доказать то, что десять пар евреев, оставшиеся в Иерусалиме, могут к годам крестовых походов, т. е. примерно через 1000 лет после римского разгрома Иудее составить заметную часть населения этого города, Например, в Иерусалиме в 11 веке предполагают было население в 40 000 человек до крестовых походов. Из них евреев было 50 процентов, т. e., что соответствует нашему предположению о 10 активных парах иерусалимских евреев, оставшихся в городе вопреки закону императора Адриана (117-138 годы н. э.), запрещающего евреям жить в Иерусалиме. Кстати, этот император не запрещал евреям жить в других городах своей страны.
 Некоторые историки считают, что после крестовых походов и захвата Иерусалима арабами там не осталось евреев. Они забыают о том что в 13 веке монгольский хан Хулагу вырезал поголовно мусульман Багдада, Дамаска и не тронул христиан и евреев. Евреи спасали мусульман от монгольских воинов. Присутствие евреев в странах Ближнего Востока в 13 веке зафиксировано летописцем того времени Джувейди.
Первый крестовый поход начался в 1095 году. В 1187 году курдский полководец Саладин захватил Иерусалим, а в 1291 мусульмане изгоняют крестоносцев из Эрец Исраэль и Эрец становится провинцией Египта. В 1517 Эрец Исраэль попадает под власть турок и лишь в 1917 году переходит под управление англичан.
 6. Святослав, разгромив Хазарию в 965 году, увел в Киев 8 000 молодых евреев- ремесленников из 40 000 евреев, проживавших в этой стране. Евреи, населившие Хазарию, в основном пришли из Византии и Персии. Если примем, что А = 4 000, а прирост был равен 1 проценту в год, то за 1000 лет к 20 веку на Украине должно было бы жить 8 миллионов евреев, а жило около двух. Видимо, часть евреев погибло в результате Хмельничины, часть выехало в США после погромов, часть в Эрец Исраэль и в Россию после революции 1917 года. Те евреи, которые остались в Хазарии, видимо, влились в состав кавказских и поволжских народов. Исследования генетиков показывает, что генофонд ингушей, чеченцев чувашей и других народов бывшей территории Хазарии имеют еврейские маркеры. Так считает историк Эран Эльхайк (Eran Elhike). Он же считает, что общее население Хазарии  не превышало 2,5 миллионов человек. Историк Джон Энтайре (John Entire) считает, что Польшу и Западную Украину заселили евреи из Майна на Рейне после чумы и  последовавших там погромов. Возможно, оба историка правы. Историк Шломо Занд считает, что все ашкенадские евреи есть потомки хазар. Он пишет о том, что в 19 веке антисемиты Европы изобрели еврейский народ. Теперь это изобретение выгодно, якобы, еврейским националистам, но этой гипотезе незадачливого “историка”  противоречат исследования современных генетиков.
7. Мы можем ориентировочно оценить количество маранов (евреев принявших навязанное им католичество), живущих в Испании и странах латинской Америки. Порядка 200 000 покинуло страну, около  100 000 стали маранами. За 500 лет (^64) при 1 процентном годовом приросте маранов (возможно прирост был больше)  Q = 50 000* 64 = 3 200 000 человек в двадцатом веке. Историк Бенцион Нетаниягу считает, что сейчас 21 процент населения Испании имеет маранские корни поскольку принуждение принять христианство началось за сто лет до изгнания из страны. Маранам досталась тяжелая доля. Историк Хернандо дель Пулгар указывает, что за десять лет инквизиции 1480-1490 было сожжено на костре 2000 человек, а осуждено 15 000 до изгнания евреев из Испании. Всего до конца 16 века прошло через трибунал инквизиции 150 000 человек, а сожжено было 5 000.  Инквизиция свирепствовала, но зачастую тайное исповедывание иудаизма имело место. Мараны пытались найти убежище в Латинской Америке, перейти в лютеранство, бежать в английские колонии или завоевать благосклонность коронованных особ, как Христофор Колумб или конкистадоры (конкиста 1492-1898 годы). Евреем-сефардам инквизиция не разрешала проживание во владениях Испании. Примерно 120 000 сефардов переехали в Португалию, но в 1496 году им запретил король жить в его стране и они переехали в страны Северной Африки, Турцию и Грецию. Около 60 000 сефардов появились в Голландии и только часть из них обосновалась в Эрец Исрaэль. В Голландии они приняли деятельное участие в Вест-индской торговой и военной компании, занялись огранкой алмазов. Вест-индская компания обладала значительным флотом и необходимость в караванах Великого шелкового пути отпала. В начале 15 века этот путь перестал функционировать полностью.
В  1695 году Ариани Риланди издал книгу “Palaestina ex Monumentis Veteribus Illstrata” ,   где привел цифры переписи населения Палестины. Он писал: “Страна заброшена, пуста. Основное население живет в Иерусалиме-5000, Акко, Цфате, Яффо, Тверии примерно по 200 и Газе- 550. Большинство населения- евреи, 70 самаритян в Галилеи, в Назарете живет 700 христиан. Мусульманами являются кочевники бедуины. Аналогичную картину запустения наблюдал Марк Твен в 1860 годах 19 века.
Исторические события, которые имели  большое влияние на процесс формирования современной демографии в Эрец Исраэль.
 События в России в конце XIX века
Известный факт – 1881 год открыл в еврейской истории новую страницу. Это время характеризуется социальными потрясениями, чьи волны докатились и до еврейской общины Восточной Европы, которая была насильно сконцентрирована в "черте оседлости". Эти районы находились в Западных областях Российской Империи, и большинство евреев законами государства было вынуждено проживать там без права покидать эти территории. Началом событий, произошедших в 1881 году, стали интенсивные демографические и идеологические подвижки, происходящие в еврейской общине. Количественный рост и идеологизация еврейского мира изменили его навсегда.
     Среди тех, кто знаком с фактами, бытует мнение, что основная причина изменений, произошедших в еврейской общине – это погромы евреев, начавшиеся в этом же году после убийства русского царя Александра Второго. В убийстве, в основном, обвиняли евреев. Действительно, это был только повод для погромов. Однако, погромы стали лишь ускорителем тех духовных поисков новых основ существования еврейской общины, которые уже начались в еврейской среде к этому времени и больше уже никогда не прекращались. И еще одно замечание: говоря об этом переломном годе, нельзя упускать или недооценивать еще один важный фактор:демографию.
     Погромы в Восточной Европе в 19 веке были направлены против еврейской общины, которая агонизировала от голода. Основной причиной такого положения был демографический взрыв в этих общинах. В экономическом отношении вся Восточная Европа и, в особенности, районы черты оседлости, были самыми неблагополучными в Европе. В плане экономики еврейская община была самой отсталой. Ограничения евреев в правах и запрет на владение землей вытеснили представителей общины из большой экономики и вынудили заниматься малоприбыльной деятельностью, поэтому общая масса евреев катастрофически нищала. И тем не менее, в общинах Восточной Европы в 19 веке произошел скачкообразный прирост населения. Этому были свои причины, которые до настоящего времени не получили достаточного объяснения.
    Разумеется, население увеличивалось на протяжении многих поколений, но за 80 лет с начала 19 века – его рост беспрецедентен. За два поколения показатели выросли  с  1,5 млн. в начале века до 5,2 млн. в 1860 году в Восточной Европе.
Понятно, что в таких условиях экономическое положение еврейской общины стремительно ухудшалось, тем более, что к началу 19 века оно и без того было нестерпимым. В результате, нищета и голод стали в общине обычным явлением. И сама община и ее институты приходили в упадок. И в это время на общину обрушились погромы. Неудивительно, что общий кризис прежде всего отразился на процессах в идеологической сфере и на демографии.
      Две реакции на кризис:
     Большинство евреев и, в особенности, еврейская молодежь, пришли к осознанию бесперспективности пассивного отношения к происходящему. Идея, что нельзя сидеть сложа руки в слепой надежде на перемены к лучшему эволюционным путем, а необходимо активно брать на себя решение своей судьбы и судьбы своих соотечественников, овладела умами. Реакция А. Многие пошли в революцию. Историк Ричард Пайпс оценивает участие евреев в трех наиболее крупных партиях России социалистического движения:  БУНДа, большевиков, меньшевиков. БУНД требовал автономии для евреев. Он насчитывал в феврале 1917 года 33 тыс. членов. Партия большевиков в феврале 1917 года насчитывала 24 тысячи членов. По национальному составу в ней было 50% русских, 20% евреев, поляков, прибалтов и татар 30%. Особенностью этой партии была низкий уровень образования ее членов, но строгая дисциплина. В 1917- 1922 годах среди членов ЦК партии было 27 русских, 10 евреев и 11 поляков, кавказцев и прибалтов. В составе партии меньшевиков в 1917 году было 34% русских, 23% евреев, 47% поляков и кавказцев.  Реакция B. Другие евреи вступили на стезю сионизма. Количественно сионистов можно оценить по величине алии в Эрец Израиль.
         Возникновение в Эрец Исраэль, на новой-старой родине евреев, большого центра еврейской жизни – это, как оказалось, не только крупное количественное изменение в демографии, но также и качественное её изменение. С этого времени в еврейской демографии обнаруживаются новые направления. К 1800 году в Эрец Исраэль жили лишь 15 тысяч евреев. А число христиан и мусульман не превышало вместе  числа евреев.  За 80 последующих лет эта цифра с трудом выросла до 25.000 человек. А уже с 1881 года, с началом "сионистской" алии, которая стала следствием погромов, положение изменилось.
Смотри далее таблицу 2 изменения населения в Эрец Исраэль со временем в сравнении с общим количеством евреев в мире.
     Для полноты картины не менее важен и этнический состав еврейского населения ишува. До всех волн алии, которые привели к существенным геополитическим изменениям в регионе, здесь в подавляющем большинстве проживали евреи-сефарды, не пришлые, а родившиеся  и жившие здесь на протяжении нескольких поколений. Зато практически все олим, за небольшим исключением нескольких значительных групп эмигрантов из Йемена, прибывшие накануне создания государства, были выходцами из Европы. И это не должно нас удивлять. Сионизм – порождение европейской ситуации 19-го века, один из ответов в сфере идеологии на эту ситуацию. Восток в это время не испытал влияния тех факторов, которые обусловили в Европе появление сионизма. Он мирно спал на протяжении сотен лет и начал просыпаться только в 20-м веке. А поэтому, новое еврейское государство, почти исключительно, было создано ашкеназским еврейством сионистской ориентации, тем еврейством, которое восстало против своего нестерпимого положения, возникшего в результате государственного антисемитизма Германии и стран ее сателлитов.
     Одним из первых решений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику в противовес политике Британии, ставившей непреодолимые препоны эмиграции евреев в Палестину в годы Мандата. Новые репатрианты потекли в страну. В эти годы алия прибывала из двух основных центров: первый – британские фильтрационные лагеря на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе, и второй – множество евреев из стран Востока, которые до этого времени играли лишь второстепенную роль в истории сионизма. На решение восточных общин к "восхождению" в Землю Израиля повлияло сочетание разных причин: с одной стороны – сионистская пропаганда, а с другой – паника, возникшая в общинах как следствие слухов о антиеврейских и антисемитских настроениях, охвативших западные страны в эти годы. Появление еврейского государства, создаваемого по европейской модели, но на идеологической основе сионизма, вызвало бурный протест во многих странах.     По сравнению с многочисленной эмиграцией на Запад, куда за несколько десятилетий после 1881 года выехали миллионы, сионистская алия в Землю Израиля (несколько волн) была небольшой. К 1914 году (конец "второй алии") только 65 000 человек пополнили еврейскую общину Палестины и остались тут. К середине 20-х гг. количество прибывающих значительно увеличилось, а к концу 30-х – цифра выросла до более чем 425.000. В следующее десятилетие прибыли ещё почти 200.000 евреев. Таким образом, в канун провозглашения независимости государства Израиль (1948г), ишув насчитывал более 600.000 человек.
               
               
 АЛИЯ В ИЗРАИЛЬ.
В первые годы существования государство Израиль его еврейское население удвоилось,  что создало определенные проблемы. В основном алия шла из трех самых больших восточных общин Ирака, Йемена и Марокко.  За первые 4 года Израиль принял 680 000 человек. В последующие 30 лет темп алии снизился и государство смогло  справиться с алией. В 50-е годы продолжалась алия из Польши, Румынии,  Марокко. После 6- ти дневной войны 1967 года началась алия из англоязычных стран и стран Западной Европы.  В  1970 году Россия разрешила выезд некоторым евреям в Израиль. В Израиль прибыли известные узники Сиона. Мощная волна эмиграции обрушилась на Израиль в самом конце 80 годов, когда рухнула советская власть. К 2000 году в Израиль прибыло 750 000 человек.
“Арабы, жившие в Палестине 2 века назад, в начале процесса появления еврейских поселений, были крошечным меньшинством среди остальных мигрантов и подпитывались постоянным притоком мусульман из-за конфликтов местных племен с их шейхами - тиранами, вынужденных бежать из стран. В 1890 г., благодаря постоянной иммиграции за счет строительства еврейских поселений, население увеличилось до 532.000 человек. К этому привело создание и развитие еврейской торговли, рост спроса на рабочую силу и улучшение системы здравоохранения. В конце XVIII и в XIX вв. Часть мусульманского населения укрепилась благодаря кампании Наполеона 1799 г. и как результат вторжения египетской армии. В период последующего владычества Ибрагим-паши, в 1831-1840 гг., ситуация резко изменилась. Многие арабские жители бежали из Палестины, а на их место пришли другие.”- пишет Борис Альтшулер своей статье: ”Кто такие палестинские арабы и каково их этническое происхождение?” в ноябрьском интернетном номере журнала “Заметок по еврейской истории” за 2012 год.
Журнал Human Genetics рисует нам картину родственных отношений евреев с их соседями по этнографическому составу. Ближайшие родственники евреев это бeдуины, друзы, палестинцы.  Последние чаще всего являются потомками евреев, принявших мусульманство.
     Ещё несколько волн эмиграции следует отметить: алия из Эфиопии 1984 года (операция  "Моше") и 1991 года (операция "Шломо"). Эта алия привезла с собой совершенно новый поведенческий тип и принципы повседневного существования, отличные от всего, с чем встречался Израиль до этого времени. Доставка эфиопской общины в страну стала одновременно и причиной для гордости и источником больших проблем. Результаты трудностей  абсорбции ощущаются в общине до настоящего времени. С недавних пор значительно увеличился приток новых эмигрантов из Аргентины и Франции. Эти страны сейчас переживают определённые трудности. Миллионы эмигрантов, прибывшие в Эрец Исроэль подтверждают тот факт, что прошлое столетие (XX в.) можно назвать столетием еврейской эмиграции и, судя по многим источникам, самой массовой в еврейской истории.
     Многие приезжали в Эрец Исраэль в силу обстоятельств, выталкивающих их за пределы родины и из-за отсутствия лучшего выбора. Алию 30-х годов из Центральной Европы , например, правильно будет определить как алию беженцев от Гитлера и фашизма. В большинстве своём эти люди не были активными сионистами. Они бы были очень не прочь остаться своими общинами на прежних местах проживания, и остались бы, если бы обстоятельства не вынуждали к отъезду. В Палестину они прибывали также вынужденно, так как Палестина оставалась одним из немногих мест в мире ещё открытых для них и доступных для эмиграции. Так было до того момента, пока британские власти не ввели жесткие ограничения на въезд евреев. Однако, как только европейские эмигранты прибывали сюда и как только сталкивались с реальностью подмандатной территории, многие становились подлинными сионистами.
И тут начинали "срабатывать" факторы притягивания, уже после того, как эмиграция стала реалией их жизни! Другие группы эмигрантов – йеменцы (начало 20-х годов 20 века) и эфиопы (конец 20 века) – располагали скудной информацией о месте, куда они стремились, но их влекла двухтысячелетняя мечта об Израиле, бережно сохранённая в общинах еврейской диаспоры.
     Здесь важно отметить проблему взаимодействия и взаимных отношений между различными группами репатриантов разных лет из которых собственно и составлялось израильское общество. Учитывая не только большое этническое многообразие репатриантских потоков, но и разнообразие причин, побудивших их к эмиграции, не удивительно, что oтношения этих сообществ и групп складывались не без сложностей.
Отцы-основатели сионистского государства представляли его как плавильный котёл, в котором отдельные сообщества утратят свою аутентичность, чтобы "сплавиться" в новую еврейскую нацию. Но в ходе построения нового израильского общества  тенденция к сохранению групповой идентичности и обособленности на базе этнических и ментальных различий – только крепла. Этому способствовало несовпадение жизненных устремлений у членов различных этнических групп, которое приводило к конфронтации между ними в процессе тесного совместного проживания и необходимого взаимодействия. Это особенно верно в отношении большинства тех групп, которые тем или иным образом ощущали, что их особенность и непохожесть в глазах правящего истеблишмента выглядели как примитивность и неполноценность. В результате, попытки этих групп отстаивать собственную самобытность часто сопровождались актами агрессии и ненависти по отношению к государственной бюрократии, которая в их среде считалась генератором и проводником идеи единой культуры.
Один из важнейших вопросов современной еврейской демографии – это вопрос баланса сил между еврейским сообществом Израиля и всем остальным еврейским миром. С конца эпохи Второго Храма народ Израиля становится народом в изгнании.
Это происходило в три этапа.
 1. Ещё до разрушения Храма часть евреев уже жило в диаспоре.
После разгрома восстания Бар Кохбы центр еврейской жизни всё же остался в  городах Иудеи, так как важность и духовная значимость центра для еврейского мира были неоспоримы.
2. Разрушение Храма коренным образом изменило баланс между еврейским населением в Эрец-Исраэль и евреями вне её, но на территории Иудеи возникли, уже вне Храма, центры по изучению Торы под руководством раввинов (Санхедрин в Явне, Циппори, Тверии). Эти центры продолжали организовывать еврейскую духовную и повседневную жизнь и оставались центрами притяжения также для евреев диаспоры.
В конце- концов, где-то в третьем веке нашей эры, уже после написания Мишны, положение евреев диаспоры стало меняться к лучшему. С помощью учеников известных мудрецов Торы из Иудеи, которые всё же покидали Землю Израиля, большая  община в Вавилоне, в течении многих сотен лет не особо проявлявшая себя, стала усиливаться.
Это стало началом последнего этапа перехода центров еврейской жизни  из Земли Израиля в диаспору. Однако, Эрец-Исраль остается  центром притяжения духовной и религиозной еврейской мысли и становится центром по обслуживанию купцов Южной ветви Великого шелкового пути вплоть до времени крестовых походов.
3. Во второй половине второго тысячелетия медленно, но верно, баланс сил между диаспорой и Израилем снова стал меняться. За последние 120 лет не прекращается приток евреев из диаспоры в Эрец Исроэль. Всё больше и больше еврейских общин в странах рассеяния количественно уменьшается или вовсе прекращают своё существование, а количество евреев в Эрец Исраэль – постоянно растёт.
     В цифровом исчислении этот рост достаточно нагляден. Цифры, приведенные ниже, показывают динамику роста с конца 30-х годов 20 века. Часть данных  о еврейском населении за пределами Израиля достаточно спорны. Смотри таблицу 2 .

Таблица 2
Год.   Еврейское население мира,   население Эрец            
1800 год       2  500 000                15 000               
1880 год       7 750 000                25 000
1939 год      1 625 000                445 000
1945 год      11 000 000                565 000
1948 год      11 430 000                650 000
1950 год      11 600 000                1 203 000
1955 год      11 800 000                1 591 000
1975 год      12 742 000                2 959 000
1985 год      12 871 000                3 517 000
1990 год      12 869 000                3 947 000
1993 год      12 963 000                4 340 000
1995 год       13 300 000               4 555 000
2001 год       13 600 000               5 000 000
2011 год       14 000 000               5 850 000
2012 год       14 200 000               6 015 000
Эта таблица 2 показывает уникальное явление возвращения евреев на свою Родину. После Холокоста с 1950 года по 1975 год годовой прирост еврейского населения в мире был ниже 0,4% из-за ассимиляции. В тоже время Израиль показал уникальный  годовой прирост еврейского населения  в 1,6 -2,3 % даже после прибытия малопродуктивной европейской алии. (Этот высокий прирост населения обеспечивают прежде всего ортодоксальные семьи: до 4, 5 %).
Эрец Исраэль является территорией, где еврейский народ проживает более 3 тысяч лет в качестве основного этносa. Именно этим обстоятельством оправдывается возвращение евреев именно в Эрец Исраэль. Народ, который в диаспоре постоянно подвергался гонениям и даже испытал предательство европейцев во времена Холокоста ищет убежища для своих детей на исторической Родине.
 



 


Рецензии
Благодарю за проделанную работу и анализ исторических событий.

Ольга Поток   16.04.2020 08:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.