ТЁЩА

Обед готов. Жду сына. Звонок в дверь. Да вот, пожалуй, и он. Иду к двери. Смотрю в глазок. Нет, не сын. Это — милиционер... В недоумении открываю дверь.

— Здравствуйте! Я участковый. — Мужчина в форме показывает удостоверение. — Ваш сын дома?

— Здравствуйте. Сына дома нет... — растерянно отвечаю я.

— Вот, — участковый протягивает лист, — принёс ему повестку.

— Входите. Что случилось? — Участковый переступает порог. — Распишитесь здесь, пожалуйста. — Беру повестку, расписываюсь в указанном месте. Участковый продолжает: — Жду вашего сына завтра. Время и адрес указаны в повестке.

— Да что случилось? Объясните, пожалуйста.

— Пока ничего страшного не случилось, но хочу предупредить, что связываться с семьёй К., — он назвал незнакомую мне фамилию, — не советую. Там хозяин крутой. Может и в тюрьму засадить.

— Почему сына вызывают?

— Жалоба поступила. Драка была на даче. На этот раз обошлось без жертв. Но драка есть драка. Поговорите с сыном. Я пойду. До свидания.

— До свидания. — Закрыла дверь за участковым. Прошла на кухню. Присела на табурет. Задумалась. Что за дача? Что за драка?

Вспомнила. В прошлое воскресенье сын пришел домой в ссадинах, в испачканной куртке. На вопрос, что случилось, ответил шутливо есенинскими строчками:

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень.
Это к завтраму всё заживёт».

Заживёт-то оно заживёт. Только вот в милицию вызывают.

Вскоре пришел с работы сын — высокий, стройный, светловолосый парень с короткой стрижкой, обаятельной улыбкой, готовый на все вопросы ответить шуткой. Меня так и распирает выложить ему о визите участкового, показать повестку, расспросить о драке, но я понимаю, что надо выждать удобный момент, чтобы сын не отшутился как обычно.
Пообедали. Теперь можно и поговорить.

— Участковый приходил, — начинаю я разговор.

— Зачем? — интересуется сын.

— Повестку тебе принёс. Вызывают в милицию. —И решительно требую: — Давай-ка, друг, рассказывай. Что за дача, что за драка, что за люди? И без шуток.

Сын с ответом не торопится.

— Я жду.

Тот явно не хочет вспоминать о драке. Признание из него приходится вытягивать.

— Рассказывай. Рассказывай.

— Дело было на даче у Лады.

— Это у той девушки, что приходила к нам на твой день рождения?

— Да.

Вспомнила девушку-модель. Высокую, худую, ухоженную. Тогда меня смутило то, что девушка какая-то неживая. Как у Тургенева: «Просиявшее небывалой красотой лицо, окаменело, как у статуи. И взгляд её ровный и холодный был также взглядом статуи...» Позже я даже спросила у сына, есть ли в семье у этой Лады кто-нибудь живой.
Сын задумался, потом ответил:

— Пожалуй, живая у них бабушка.

— А мама?

— Такая же, как и Лада.

— А отец?

— Отец недавно умер.

— От чего? Он, поди, молодой ещё был?

— Лет сорока. Работал много. Почти не отдыхал. Сердце не выдержало. — Немного помолчав, продолжил: — Теперь у них на даче работать некому. Просили меня перекопать огород.

— Ну, что ж, — поддержала я, — перекопай. Физический труд полезен.

Я тогда даже поинтересовалась, что же означает имя Лада. Узнала: «Ладная, милая. Такие красивые и редкие имена дают ребёнку обычно те родители, которые в нём души не чают и готовы баловать своё чадо. С этим именем девушка имеет шанс стать избалованной, самолюбивой и самоуверенной. Но это только шанс...» Успокоилась: «Это только шанс...»

Так, чья дача — разобрались. Скупыми фразами сын продолжил:

— В воскресенье я поехал на дачу к Ладе перекопать огород. Меня там ждали для другой работы.

— А кто был на даче?

— Лада и её мама.

— Дальше.

— Их сосед по даче на своём участке начал строительство дома. Пригнал бульдозер, расчистил и расширил дорогу к даче. При этом повредил заросли ежевики вдоль забора у дачи Лады. Сдвинул камни, в которых она росла. Ну, мама Лады и дала мне задание поправить кусты ежевики, прикрыть корни землёй и уложить камни. Я принялся за работу.

— А что делали женщины?

— Наблюдали, давали мне указания.

— И с кем же ты умудрился подраться?

— С соседским парнем. Тот сидел на заборе своей дачи, а как только я начал таскать и укладывать камни, сразу же закричал: «Эй, пацан, что ты делаешь? Кто ты такой, чтобы мешать тут нам?» Я продолжал молча укладывать камни. Парень спрыгнул с забора и направился в мою сторону. Крепкий качок подошёл ко мне вплотную: «Кончай, тебе говорят. Не понял?» Я не ответил. Тогда он накинулся на меня, и мы повалились на землю. Всей своей тяжестью он прижал меня к земле. Лежим. Я внизу, он сверху. Тут из ворот соседней дачи выскочил мужчина, такой же комплекции, как и парень, и выразил одобрение: «Молодец, сынок! Покажи, кто тут хозяин!»

— Ну?

— Что ну? Я же занимался борьбой. Знаю нужные приёмы. Чуть парень ослабил хватку, я оттолкнул его. Мы поменялись местами. Он оказался внизу, прижатый к земле, а я над ним.

— Тут, наверное, изменилось настроение у зрителей?

— Да. Лада и её мама были довольны. Кричали: «Так ему, так. Проучи наглеца. Дай ему хорошенько!».

— А сосед?

— Сосед матерился. Требовал: «Отпусти сына!». Угрожал: «В милицию заявлю! Будешь здесь умничать, я и посадить тебя могу!».

— Дальше.

— Всё. Я отпустил парня. Мы поднялись с земли. Вид у меня был не очень хороший. Я распрощался с Ладой и её мамой и отправился домой купаться и переодеваться. Ты же помнишь, какой я пришёл?

— Помню, — подтвердила я. Потом продолжила: — Не зря придумана пословица: «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде».— После небольшой паузы спросила:

— Знаешь, что мне не понравилось в этой истории?

— Что?

— Поведение будущей тёщи.

— Почему?

— Потому. Жизнь мужчины во многом определяется тем, какие женщины его окружают, на какие подвиги вдохновляют. Долг женщины — хранить мир, предотвращать конфликты. А она конфликт провоцировала. — Помолчали. Затем я продолжила: — В школьные годы мы учили стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова про их национальный обычай. Если мужчины затевают драку, женщины-горянки, чтобы остановить разгневанных мужчин, бросают им под ноги платок в знак протеста... Драка есть драка. Случайно можно и голову разбить, и в тюрьму угодить. Ты помнишь историю с отцом.?

— Помню.

— События-то нескольких минут. А после этих событий тот неделю сидел в позе роденовского мыслителя, пока пришло прозрение.

Начало той истории было почти мистическое. Лето. Сезон кабачков. Впервые готовлю овощной пирог по рецепту книги «Болгарская кухня». Звонок в дверь. Как в сказке: вынимает хозяйка из печи пирог, а тут и гость на порог. Принимай, хозяйка, гостя! Открываю дверь — незнакомый парень. Приехал в командировку на предприятие, где работает муж. Овощной пирог из кабачков гостю пришёлся по вкусу.

Минул год. Снова лето. Снова сезон кабачков. Готовлю то же блюдо. Натёртые кабачки выложила на сковороду и поставила на слабый огонь. К подъезду подъехала машина. Остановилась. Хлопнув дверцами, шумно вышли пассажиры.

Смешала стакан молока, полстакана натёртой брынзы, три яйца, зелень, отжатые кабачки, выложила всё на противень и отправила в духовку.

Шаги по лестнице, звонок в дверь. На пороге гости. Из того же города, что и парень, который приезжал прошлым летом. Но теперь это уже семья в составе четырёх человек: муж, жена и взрослые дети (парень и девушка). Приехали на своей машине. Отец семейства тоже командирован на предприятие, где работает муж.

Всё, что есть в печи, всё на стол мечи!

Вынимаю овощной пирог из духовки, ставлю на стол. Заколдованное блюдо? Мистика какая-то! Объяснение этому совпадению, конечно же, есть. Оба раза это блюдо готовилось в последнее воскресенье июля. А это День Военно-Морского Флота! Для нашего города — праздник особенный. Днём парад кораблей, представление с Нептуном и его свитой. Вечером на центральной городской площади концерт, затем салют, фейерверк, фонтаны на воде.

В город приезжает много гостей. Свободных мест в гостиницах, как правило, нет. И лучше нагрянуть к кому-нибудь без предупреждения. Свалиться как снег на голову. Приютят. Гостеприимство у нас в крови.

После ужина решили поступить так. Парень, который просидел за рулём многокилометровый путь, заявил, что хочет отдохнуть. Будет спать в машине, которую поставил во дворе на специальной площадке для транспорта. Так ему удобнее и спокойнее. Муж и дочь остаются дома на хозяйстве. Я, сын и гости (родители с дочерью) отправляемся в центр, смотреть праздничное представление.

Город и корабли в иллюминациях. Гулянье на Приморском бульваре. На центральной площади гремит оркестр. Разлетаются весёлые мелодии. Фейерверк. На тёмном безлунном небе, полном звёзд, огни смотрятся особенно эффектно. Гости, восхищенные и очарованные развернувшимся прекрасным зрелищем, не хотят покидать праздник до полного его завершения.

Домой добрались далеко за полночь. Здесь и ждали нас «сюрпризы». Удивляться начали уже во дворе. Машины, на которой приехали гости, на площадке у дома нет. Поднялись в квартиру. А там ни души. В квартире пусто, как-то странно пусто, страшно пусто!

Спокойствие... Спокойствие...

— Вы располагайтесь, отдыхайте, — показываю, гостям, где кому приготовлено спальное место. — Всё образуется. — Это я гостей успокаиваю, а себя-то не обманешь. Что случилось? На дворе глубокая тёмная ночь. Где кого искать?..

В напряжённом ожидании прошло некоторое время. Звонок в дверь. Вернулась дочь. С порога взволнованно сообщает:

— Пока вы гуляли, у нас тут страсти кипели. Вот, — достаёт из сумки окровавленную рубашку отца.

— Где гость? Где отец? — не терпится мне узнать.

— Где гость? Не знаю. Отец — в милиции.

— Что случилось?

Со слов дочери, события разворачивались так: «Мы с отцом всё убрали после ужина, приготовили для гостей постели и легли спать. Разбудил меня шум за окном. Потом хлопнула входная дверь. Решила, что это отец вышел посмотреть, всё ли нормально с машиной гостя. Шум за окном не смолкал. Спать я уже не могла. Дремала. Неожиданно воцарилась тишина, а затем раздался истошный женский крик: «У-би-и-ли!».

Я встала, высунулась в окно. Темно. Вскоре с «мигалкой» и сиреной подъехала милицейская машина, за ней — «Скорая помощь». Решила, что надо выходить, разбираться, в чём дело. Оделась, спустилась во двор. «Скорая помощь» уже отъезжала, а отца усаживали в милицейскую машину. Машины гостя на площадке не было. Я обратилась к милиционеру с вопросом: «Что случилось?». «А вы кто?» — поинтересовался тот. Представилась. Он объяснил: «Драка. Одного драчуна без сознания в больницу отправили, а другого в милицию забираем. Раз вы дочь, принесите отцу сухую рубашку. Та, что на нём, мокрая и окровавленная». Назвал адрес.

Вернулась домой за рубашкой, вызвала такси и поехала в отделение. К отцу меня не пустили. Рубашку взяли. Велели подождать. Подождала. Мне вынесли мокрую рубашку отца. Сказали, что всё зависит от состояния здоровья пострадавшего. А это выяснится утром. Отправили домой. Надо ждать до утра».

А утро уже зачиналось. Я понимала, что необходимо хоть немного поспать. А как тут уснёшь? Что будет с мужем?

— Господи! — взмолилась я в совершенном отчаянии. — Помоги мужу вернуться домой!

Наконец, уснула. А вскоре раздался звонок в дверь. Пришёл молодой гость, который оставался спать в машине. Я накинулась на него с вопросом прямо с порога:

— Куда ты вчера исчез вместе с машиной?

— Отъехал к предприятию, что через дорогу.

— Почему?

Ситуацию парень объяснил так: «Я разложил в машине сиденья и лёг спать. Заснул сразу. Уж очень устал за день. Проснулся от шума и стука по машине. Приоткрыл окно, спросил: «Что надо?» Дохнуло перегаром. Шумевший мужчина был сильно пьян, ему просто не терпелось сцепиться с кем-нибудь. Не понравилась моя машина. «Понаехали тут!» — кричал он, матерился, толкал ногой переднее колесо машины, бил руками по капоту. Я решил, что лучше не связываться с пьяным мужиком, закрыл окно и медленно отъехал от смутьяна. Остановился у предприятия, что через дорогу. Там и переночевал».

Заметив мой расстроенный вид, спросил:

— Что-то случилось?

— Случилось, — подтвердила я. — Драка случилась. Мужа в милицию забрали.
Позавтракаем, и поеду выяснять обстановку.

— Поедем вместе, — предложил парень свою услугу.

— Хорошо, — согласилась я.

Всё. Утро наступило. Надо готовить завтрак. В доме четверо гостей... Позавтракали. Собрались ехать в милицию, а тут и хозяин дома подоспел.

— Отпустили? Ну, рассказывай! Что случилось?

Муж рассказал следующее: «Проснулся из-за шума. Выглянул в окно. Темень. Кто-то ругается, колотит по машине. Ну, думаю, надо спасать гостя. Оделся, вышел. К моему удивлению, машины гостя во дворе не оказалось. В буянившем мужике узнал мичмана из соседнего подъезда. Тот был сильно пьян. Подумал: «Ещё бы, у него праздник. Для полноты ощущений только драки и не хватает». Попытался успокоить его: «Что ты шумишь? Ночь на дворе. Пить надо меньше!». Вот этими словами я его и зацепил. С бранью он схватил меня за грудки, и мы оба повалились на землю. Парень он рослый, тяжёлый. Чуть не задавил меня своим весом.

Вдруг, со словами: «Когда же ты угомонишься?» женщина окатила нас холодной водой. По голосу я узнал тёщу мичмана. Лежим в холодной луже, и тут случилось нечто странное. Мичман умолк, отяжелел ещё больше, и на меня потекло что-то тёплое и липкое. Кровь!..

И вдруг истошный женский крик: «У-би-и-ли!»... Это кричала мать мичмана. Она тоже живёт в нашем доме, чуть дальше. Возможно, пока она слышала брань сына, считала, что всё нормально. А когда внезапно ругань стихла, наступила тишина, выскочила во двор. Увидела неподвижное тело сына, тёмную лужу вокруг, испугалась и закричала. Она же вызвала милицию и «Скорую помощь».

Мичман был без сознания. Его отправили в больницу, а меня забрали в отделение милиции для выяснения обстоятельств. Что случилось? Почему потекла кровь? Я не понял. В милиции мне объяснили так. Будто я острым металлическим предметом ударил мичмана по голове, затем этот предмет выбросил. В темноте его пока не нашли, но утром обязательно найдут.

Но не было у меня металлического предмета! Не бил я мичмана по голове! Утром выяснилось, что пострадавший быстро пришёл в чувство. Рана оказалась неглубокая. Её обработали и отправили мичмана домой. Поэтому меня отпустили. А вот кто разбил мичману голову, я до сих пор не могу понять. Есть над чем подумать... Я должен разобраться».

Прошла неделя. Всё это время муж напряжённо думал о случившемся. Часами сидел, подперев рукой голову. Я старалась ему не мешать. И вот мою я посуду на кухне, вдруг слышу крик на всю квартиру: «Тёща!». Бегу в комнату узнать, в чём дело.
— Садись — командует муж.
Я присела на диван.
— Слушай, — взволнованно продолжает он. — Теперь мне всё ясно! Тёща! Конечно, тёща! Ведро у неё было металлическое. Ручка у металлического ведра крепится в острой дужке. Ею-то, дужкой, она и разбила зятю голову. Всё просто! —И, довольный своей разгадкой, спросил:

— Ну, что скажешь?

— А что тут можно сказать? — отозвалась я. — Тёща — Лисистрата! «Разрушительница войн!». Так усмиряла зятя, что голову ему разбила. — Помолчали, думая каждый о своём. Потом я добавила: — Усмиряла-то она, а отвечать за жизнь и здоровье мичмана пришлось бы тебе. Ни доказательств, ни свидетелей у тебя нет.

— Точно!— подтвердил и муж. — Ни доказательств, ни свидетелей у меня нет. — И отчаянно воскликнул: — Не виноват я! Не виноват!

А виновата была... Луна, вступившая в фазу Новолуния, обращённая к Земле своей  неосвещённой стороной и невидимая с Земли. Это период господства Гекаты — богини тьмы, фатальности и тайн, когда у людей пробуждается и диктует свою волю подсознание. Возможно тяжёлое переживание одиночества, пессимизм. Особенно сильно на всё реагируют мужчины. Они напряжены, нервны, агрессивны, сексуально возбудимы. А действие алкоголя в фазе Новолуния сильнее, чем обычно.

Вот такая история приключилась с отцом. Но вернёмся к истории с сыном. Прошло полгода после визита к нам участкового по случаю драки на даче. Ладу я больше не видела. Сына о ней не спрашивала. Вернулся из рейса друг сына, зашёл в гости. Я решила угостить ребят чаем. Несу в комнату угощения и случайно слышу разговор:

— Как у вас с Ладой?

— Никак.

— Почему?

— С такой тёщей...

Заметив меня, входящую в комнату, сын замолкает. Что с такой тёщей, я так и не узнала. А в голову пришла мысль: «Разные бывают тёщи, но почему-то даже самые невинные анекдоты о тёщах — из чёрного юмора».


Рецензии
Сын оказался умным, это хорошо.

Любовь Ковалева   10.01.2018 19:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.