Двойники Рихтер-Гульд. Окончание

Если подвести итог описания двух портретов выдающихся пианистов XX века, то можно сделать некоторые выводы.



Ни Рихтера, ни Гульда повторить невозможно. Ни тот ни другой не оставили после себя школы; ни тот, ни другой никогда не занимались преподавательской деятельностью. Их широта и гениальность определялись силой воздействия и влияния на современников и последующие поколения.



Но творили они совершено в разных условиях: один в свободной стране, второй – в тоталитарно-коммунистической, где любой художник был крепостным и полностью зависимым от государства. И, как показывает история этих двух гениев, свобода, при прочих равных условиях, дает гораздо большие возможности развития личности и формирует перспективу на много лет вперед.



Гульд родился в сентябре 1932 года (в 2012 г. ему бы исполнилось 80 лет!). Мать Гульда Гленна была органисткой и играла на фортепиано, отец – играл на скрипке. Учила мальчика музыке до 10 лет мама, у Гленна были хорошие музыкальные способности. В 10 лет он поступил в консерваторию. Воспитывался же он, как сам говорил, на Бетховене в исполнении А.Шнабеля, для которого фортепиано, как инструмент, не имел значения. Он был только средством постижения Бетховена, шире – того, что может быть выражено посредством инструмента, а не сам по себе инструмент. Он был музыкантом, прежде всего, а потом уже пианистом.


Идея, что инструмент лишь дает возможность выразить то, что выше его, стала одной из ключевых в творчестве Гленна. Гульд говорил, что он не был вундеркиндом в исполнении, он был вундеркиндом в смысле умонастроения, в том числе и того, которое было сформировано в детстве А.Шнабелем. Потом он во многом формировал себя сам, осознав  свои психологические особенности и склонности характера, чувствуя их сначала на интуитивном уровне, позднее - переведя на ментальный. Но на выстраивание себя у него ушла почти вся жизнь.



Он был эрудитом и мог быть гидом по всем музыкальным эпохам. Ему хотелось заниматься многими вещами, не сковывая себя только исполнительским мастерством. Он написал 45 статей, не считая аннотаций к своим записям, участвовал в съемках фильмов, давал различные интервью, интересовался разными музыкальными направлениями и новинками: от «Битлзов» до Барбары Стрейзанд. Он хотел быть композитором,  и т.д.



Святослав Рихтер   тоже не учился в музыкальной школе и не получил систематического музыкального образования. Его учил отец. Потом Святослав стал учиться игре на фортепиано самостоятельно, по произведениям великих композиторов, таких, как, например, Шопен. Поступил он в консерваторию в 22 года, когда и поступать-то было поздно, но поступил с первого раза. И в этом смысле Рихтер был вундеркиндом, вундеркиндом-самоучкой. Его дважды отчисляли из консерватории за своенравность. Но его учитель, Г.Г.Нейгауз, возвращал Рихтера снова и снова, сразу поняв, кто перед ним.



Можно восхищаться стойкостью духа Святослава Рихтера, глубиной проникновения в произведение композитора, его темпераментом, страстью, честностью и детскостью. Он был личностью! Личностью, которая смогла своим талантом пробить стену на много веков вперед, встать один на один с обществом, несвободным, подавляющим всякое отклонение от нормы и выйти победителем. Но насколько больше бы он мог сделать, не будь этого давления. Потенциал Рихтера был выше и мощнее.



Поэтому смею сказать, что влияние Гульда на пианистическое и музыкальное искусство в целом все-таки оказалось более сильным. И не в последнюю очередь, потому что он жил и творил в свободном обществе. Он создал прецедент использования технических возможностей в музыкальной среде, он оставил теорию и метод, которыми могут воспользоваться его последователи; он сделал попытку направить формирование духовной и культурной среды в иное русло. Его влияние оказалось огромным.



Кроме того, что он оставил совершенно оригинальные шедевры исполнительского мастерства произведений Баха, Шёнберга, Бетховена, Берга и других композиторов. Гленн Гульд сам стал эпохой. Интеллект, соединенный с духовностью, дали свои плоды.


Рецензии