Двойники Рихтер-Гульд. Окончание
Ни Рихтера, ни Гульда повторить невозможно. Ни тот ни другой не оставили после себя школы; ни тот, ни другой никогда не занимались преподавательской деятельностью. Их широта и гениальность определялись силой воздействия и влияния на современников и последующие поколения.
Но творили они совершено в разных условиях: один в свободной стране, второй – в тоталитарно-коммунистической, где любой художник был крепостным и полностью зависимым от государства. И, как показывает история этих двух гениев, свобода, при прочих равных условиях, дает гораздо большие возможности развития личности и формирует перспективу на много лет вперед.
Гульд родился в сентябре 1932 года (в 2012 г. ему бы исполнилось 80 лет!). Мать Гульда Гленна была органисткой и играла на фортепиано, отец – играл на скрипке. Учила мальчика музыке до 10 лет мама, у Гленна были хорошие музыкальные способности. В 10 лет он поступил в консерваторию. Воспитывался же он, как сам говорил, на Бетховене в исполнении А.Шнабеля, для которого фортепиано, как инструмент, не имел значения. Он был только средством постижения Бетховена, шире – того, что может быть выражено посредством инструмента, а не сам по себе инструмент. Он был музыкантом, прежде всего, а потом уже пианистом.
Идея, что инструмент лишь дает возможность выразить то, что выше его, стала одной из ключевых в творчестве Гленна. Гульд говорил, что он не был вундеркиндом в исполнении, он был вундеркиндом в смысле умонастроения, в том числе и того, которое было сформировано в детстве А.Шнабелем. Потом он во многом формировал себя сам, осознав свои психологические особенности и склонности характера, чувствуя их сначала на интуитивном уровне, позднее - переведя на ментальный. Но на выстраивание себя у него ушла почти вся жизнь.
Он был эрудитом и мог быть гидом по всем музыкальным эпохам. Ему хотелось заниматься многими вещами, не сковывая себя только исполнительским мастерством. Он написал 45 статей, не считая аннотаций к своим записям, участвовал в съемках фильмов, давал различные интервью, интересовался разными музыкальными направлениями и новинками: от «Битлзов» до Барбары Стрейзанд. Он хотел быть композитором, и т.д.
Святослав Рихтер тоже не учился в музыкальной школе и не получил систематического музыкального образования. Его учил отец. Потом Святослав стал учиться игре на фортепиано самостоятельно, по произведениям великих композиторов, таких, как, например, Шопен. Поступил он в консерваторию в 22 года, когда и поступать-то было поздно, но поступил с первого раза. И в этом смысле Рихтер был вундеркиндом, вундеркиндом-самоучкой. Его дважды отчисляли из консерватории за своенравность. Но его учитель, Г.Г.Нейгауз, возвращал Рихтера снова и снова, сразу поняв, кто перед ним.
Можно восхищаться стойкостью духа Святослава Рихтера, глубиной проникновения в произведение композитора, его темпераментом, страстью, честностью и детскостью. Он был личностью! Личностью, которая смогла своим талантом пробить стену на много веков вперед, встать один на один с обществом, несвободным, подавляющим всякое отклонение от нормы и выйти победителем. Но насколько больше бы он мог сделать, не будь этого давления. Потенциал Рихтера был выше и мощнее.
Поэтому смею сказать, что влияние Гульда на пианистическое и музыкальное искусство в целом все-таки оказалось более сильным. И не в последнюю очередь, потому что он жил и творил в свободном обществе. Он создал прецедент использования технических возможностей в музыкальной среде, он оставил теорию и метод, которыми могут воспользоваться его последователи; он сделал попытку направить формирование духовной и культурной среды в иное русло. Его влияние оказалось огромным.
Кроме того, что он оставил совершенно оригинальные шедевры исполнительского мастерства произведений Баха, Шёнберга, Бетховена, Берга и других композиторов. Гленн Гульд сам стал эпохой. Интеллект, соединенный с духовностью, дали свои плоды.
Свидетельство о публикации №212120200771