Бесстрашие любви

               

 Закрывается то один провинциальный журнал, то другой - исчезают с карты России островки духовности и образования, наконец, исторической памяти народа. "Подъем" является именно одним из таких островков, к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей, людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые традиции нашей страны.





                БЕССТРАШИЕ ЛЮБВИ


  «Что-то не припомню, чтобы в последние десять лет кто-то написал лучше Николая Малашича о любви.   
  Недавно читал книгу Андрея Дементьева «Лирика». Там много стихов на любовную тему. Но нет того    запала, того огня, той ярости и яркости чувства… На мой взгляд – это шедевр любовной лирики в русской поэзии...»
   Из письма члена СП СССР               
         Михаила Вишнякова


   Николай Малашич, живущий в Воронеже, стал известен широкому кругу читателей ещё со второй половины шестидесятых годов, когда публикации его стихов появились в центральных журналах и прессе и получили добрые отзывы  Дм. Ковалёва, Н. Сидоренко, С.Смирнова и других известных поэтов того времени.
    А сама жизнь Н. Малашича долгие годы была тесно связана с армейской службой , что, конечно же, не могло не отразиться в его творчестве. Военная тематика прошла через все его книги. Вот и в сборнике стихотворений «Бесстрашие любви», вышедшей в канун Нового 2007 года  в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве, она занимает едва ли не центральное место в первой части книги «У скал, у сопок, у полей, у рек».
   Нет, тема родной земли , людей села  всегда была одной из основных в творчестве поэта. И всё же в последнем сборнике нас больше интересовали стихи о ратном труде, и не потому только, что отдал тридцать лет жизни военной службе , а главным образом потому, что служение Отчизне приобретает особую значимость сегодня, когда России, похоже, единственно верным другом снова становится оружие.
   Однако писать о человеке с ружьём очень непросто. Военная тематика трудна тем, что в ней легко скатиться на декларативность, и глубину художественного отражения действительности подменить плосковедением армейского быта. Но как трудно в ней обойтись без призыва, без прямого обращения к сердцу читателя. Малашич делает это и блестяще справляется с нелёгкой задачей. Как отмечал поэт Михаил Вишняков, - «у него дидактика… переходит в пророчество что ли, в какую-то выстраданную правду» и «за счёт верно выбранного тона становится прекрасной поэзией». А тон этот – следствие предельной искренности поэта, его убеждённость в том, что серьёзно можно работать в поэзии только с настоящей дрожью в душе.
   Сборник именован , как «Бесстрашие любви» по названию второй части книги. Но это самое «бесстрашие пронизывает и первую её половину. Поскольку любить жизнь во все её проявлениях , в том числе и ратный труд – на это нужно недюжинная смелость сердца. И она звенит, эта любовь, в стихах поэта, не декларируемая, а правдивая , серьёзная, а главное – живая!
          
Когда устанешь – тихий отдых мил.
Огонь заката чистый остывает.
Не пахнет порох, не гремит тротил,
Пыль медленно дневная остывает.

Наступит мгла неслышно, широко.
Зальётся дизель, лампочки зажгутся…
Заметил: если людям нелегко,
То люди к жизни яростнее рвутся.               

В походной кухне ужин подвезли.
Солдаты приготовили посуду.
Их лица ободрились, расцвели.
Прав Бунин был, конечно, счастье всюду.

Покуда дышишь на земле родной,
Покуда знаешь – ты кому-то нужен,
Благослови негромкий жребий свой.
И сев за стол, прими солдатский ужин.

   Что же касается любви к женщине, то потрясает цикл стихов из второй части сборника, посвящённый врачу Наталье Сергеевне Шакировой. Дело в том, что поэт был очень болен и встал на ноги, вернулся к творчеству благодаря самоотверженному труду этого замечательного человека в белом халате.
    Много написано стихов о любви. Но таких, как у Малашича, - обжигающих и обогащающих душу читателя силой и яркостью чувства, - мало.

Отойду – ты как дымкой завешена.
Подойду – и в глазах заискрится…
Ты с иконы сошедшая женщина!!!
Или это мне, может быть, снится?

Купола… Там – твоё отражение!
На кон – жизнь? Хорошо! Я – рискую!
Коль поэзия – самосожжение,
Я и пеплом тебя дорисую!

   Закрываешь книгу с чувством огромной благодарности автору за то, что в изображённых в ней событиях, людях и чувствах, видишь русского человека, умеющего и поле вспахать, и мечом ударить, и песню спеть, и полюбить всей душой – и всё это удало, яростно, красиво!
   
                Геннадий  КУЗНЕЦОВ
                «Подъём» №11, 2007 г.


Рецензии