К научно-музыкальной биографии Е. А. Соломаха

… моей супруги с 1972 г.

Для начала зададимся вопросом: без чего Елена Алексеевна жить не может? Возможно, товарищи по Радиокомитету скажут: "Без музыкальных радиопередач, навеянных письмами трудящихся!". Не исключено, что энциклопедические собратья возразят: "Без редакторских ножниц и клея!". Но тогда наверняка вступит в спор кто-нибудь из ГАБТа, нашего Оперного театра, и заявит: "Ничего подобного, без Клуба Друзей Оперы ей жизни нет!". Хотя и с ним тоже, с этим Клубом, тем более.

Конечно, правы и те и эти, так же как начальство Союза Театральных Деятелей, считающее главной добродетелью своих сотрудников умение составить перспективный план театральных мероприятий на 2--3 пятилетки вперед.

Но все-таки главное, на чем ее жизнь держится, это ПЕСНИ. И сейчас вы в этом убедитесь.

Одна из первых ее песен была такая:

На далеком Севере
Эскимосы бегали...

А вместе с ними бегала и Леночка-Соломашка с бантиками в косичках, по моде тех послевоенных времен.

Это было в ее родном городе Архангельске. Тогда там не считали, что надо таращить от изумления глаза, встретив какого-нибудь ненца в оленьей шкуре. Вот Леночка с ними и бегала, не обращая внимания на их происхождение.

Но уже тогда у нее начала проявляться склонность к сосредоточенности и размышлениям. Побегав с эскимосами, сядет она бывало где-нибудь у самого устья Северной Двины, поближе к Белому морю, и запоет про себя:

На рейде морском
Легла тишина
И море укутал туман...

Тогда она еще не знала, что такое экология и как с ней будут бороться, так что выходило довольно мило.

Прошли годы, уже давно

...отгремев, закончились бои.
Где же ты теперь, наша юбилярша? А в Белорусской консерватории. И что же это такое ты поешь со своими сокурсниками?

Эх, дороги,
Пыль да туман.

Все ясно: это группа музыковедов под руководством Лидии Сауловны на подводе едет в этнографическую экспедицию.

А вот совсем другая песня. Можно даже подумать, что тут строгая хронологичность нарушена:

Эх, картошка ты, картошка,
Пионеров идеал, ал, ал!

Все еще непонятно? Поясню:
(Эх) Едем, мы едем (ды),
Едем, а кругом колхозы,
Наши (ды), девушки, колхозы,
Эх-да молодые наши сёла!

Тогда они действительно были кругом, эти колхозы, а села -- молодыми.

Теперь-то понятно? Это же наши белорусские музыковеды задолго до культурной революции в Китае так проходили в колхозах трудовое перевоспитание.

Для того, чтобы получше оттенить мотив песни в линии жизни Е.А.Соломаха, укажем на одну такую, не имеющую к ней никакого отношения:

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река...

Эта песня, хоть и написана ее любимым Шостаковичем, но как-то не для нее. И все потому, что Е.А. -- типичная "сова", ей утренняя прохлада может только присниться. Хотя с другой стороны если взять, то когда на реке легкий прохладный ветерок, то клюет вроде бы неплохо. В общем, не знаю, надо будет спросить: про нее или не про нее песня.

До сих пор речь о песне шла в каком-то абстрактном ключе, не привязанном к индивидуальной исполнительской манере Е.А. Давайте сбросим с нее лет 15--20 и представим ее в кругу друзей поющей с хором:

Хорошие девчата, веселые подруги...

Как там дальше?

Мы лишь затянем песню,
Как все скворцы в округе
Голосами своими
Поддерживают нас.

Подруги у нее, действительно, хорошие, мне лично очень нравятся, особенно некоторые, но вот только прислушайтесь... Нет, соломашьий голос вряд ли какого скворца вдохновит. Откровенно говоря, он даже как-то и незаметен совсем, вплетается или не вплетается он в хор -- не разберешь. Вот ведь любопытно: обладает человек развитым внутренним музыкальным голосом, вот только он как-то глубоко упрятан, и наружу уже мало что выходит. Правда, когда она солирует, то выходит. И тут, если это происходит дома, то... уж на что наш Тобик спокойное, уравновешенное существо, но он так ей начинает сочувствовать, помогать... В общем, подвывает собака. Маленькую какую-нибудь баховскую арию, да вот хоть "Ихь хабэ генуг", исполнить не дает. А что с ним прикажете делать, когда оперную партитуру приходится разбирать? Разве что гулять отправить.

Вот так и живем.

А чтоб еще больше была понятна наша жизнь, я в заключение расскажу вам о творческой манере Е.С.

В свое время некий писатель-разночинец, редактор журнала, приставал к своим авторам с одним вопросом:

-- Поэтом можешь ты не быть?

И если автор ему отвечал: "Могу" или хотя бы "Попытаюсь", то он тому автору крепко жал руку и долго не отпускал.

Музыковед Е.А.Соломаха на подобный вопрос относительно своих занятий ответила бы "С радостью!". Потому что все свои статьи она написала (и еще напишет) не по своей воле, а по чьей-то чужой, заказывающей. И если есть хоть какая-то возможность НЕ писать, она ее обязательно использует.

Но поскольку все-таки заказывают и что-то пишется, тут есть смысл сказать 2 слова о творческой манере юбиляра. Узнав о заказе, Е.А. сразу же становится несчастной. Метод ее состоит в том, чтобы все больше углублять это чувство, доводя его до безысходности, до полного отчаяния. Когда в результате такой работы над материалом жизнь ее и окружающих становится совсем непереносимой, вот тогда настает время написать то, что просят. И тут очень важно оказаться с ней рядом -- и вовремя отобрать написанное, пока она не свела все на-нет редактированием*).

Метод, конечно, непрост, требует немалого психотренинга, но дает хорошие результаты, потому может быть рекомендован для широкого распространения. При этом самым важным положительным его качество следует признать ничтожную его производительность. Сколько ненапечатанных глупостей мы могли бы не прочитать, будь Соломахов метод больше известен!!!

Конечно, 50 лет -- это психическая травма... в каком-то смысле. Но есть в этой полувековой дате своя прелесть: ведь уж этих-то лет -- уж точно! - теперь у нее никто не отберет! А потом, по собственному опыту знаю: это только первые 50 трудно идут. Дальше-то года легче покатятся...

___
*) К этому, собственно говоря, сводится роль супруга. Помнится, именно так, с решительным моим творческим вмешательством, была подготовлена книжка об Э.М.Тырманд, ее учительнице по фортепьяно. 
1989.
__________________

Два года до того мне, тоже 50-летнему, супруга Елена выдала такие стихи (которые и были для меня стимулом ее юбилей не пропустить).

Седина в бороду –
 Бес в ребро.
 Народная мудрость.

Коль тебе за 50,
 Заведи-ка, брат, бесят.

Пусть в ребре твоем живут,
 Спать спокойно не дают.

Много надобно успеть.
 Напрмер, жену одеть

Во меха да во шелка,
 Ну, а сына-лайдака

В геометрию влюбить
 И мозги ему сменить;

Пару книжечек издать
 И науку не продать;

Подлатать родимый дом,
 Чтобы жить спокойно в нем

И дожить так лет до ста.
 Так что ты, пожалуйста,

Бодрость духа не теряй,
 Да и тело упражняй.

Ну, а если мелкий бес,
 Что в ребро твое залез,

Станет в грех тебя вгонять –
 Будем беса изгонять

И щекоткой, и битьем –
 И без беса проживем!

1987.

 


Рецензии
Очень непосредственная, задушевная биография. Оригинальная манера автора: по-свойски, без пафоса, где-то с теплой иронией и с пронизывающей все повествование любовью. Очень понравилось! С уважением!

Ирина Бабич   03.08.2014 23:39     Заявить о нарушении
Большущее спасибо, Ирина, за столь теплую, симпатичную оценку моей домашней шутки.
С уважением

Уладзимир Траццякоу   15.08.2014 13:48   Заявить о нарушении