Истоки зла

"О зло людское, как бы мне придумать
С тобой сразиться в страшном поединке…"
В. Солоухин

 Сталкиваясь с проявлениями зла в реальной жизни, люди обращаются к размышлению о происхождении зла. Существует ли зло независимое от своей противоположности – добра? Не является ли иногда добро, в представлении человека, инверсией зла, подобно дождю, идущему с земли в небо? Не оборачивается ли добром то, что на первый взгляд представляется злом? Заключено ли зло в человеческой природе или вне её? Не есть ли иногда зло в отношении отдельного человека, добро по отношению ко всему человечеству?
 Теме добра и зла посвящено большое количество религиозных и философских работ, весьма по-разному объясняющих природу зла. Мне бы хотелось, не пересказывая различные точки зрения, выразить своё понимание этой проблемы, сложившееся в основном под влиянием восточной философии. Развитие цивилизации привело к утрате цельного восприятия окружающего мира. Мы разделяем земное и небесное, духовное и материальное, физическое и психическое, божественное и дьявольское, доброе и злое. Человек как будто находится между ДОБРОМ и ЗЛОМ и ждёт наставления на путь истинный. Но эта двойственность вИдения основана на неведении. Восточная философия учит, что везде существует одно неделимое единое, а разделение есть свойство нашего ограниченного ума. Нам известен один вид совершенства – тот, который хочет исключить что-то в мире, например, исключить страдание, зло и смерть, а не охватить всё в целом. Но ведь совершенство – это полнота. То, что кажется несовершенством в отдельный миг, меняется и становится причастным к совершенству в становлении, когда мы приближаемся к полноте. Вспомним каторжника Жана Вальжана из романа В. Гюго "Отверженные". Он крадет у епископа Мириэля столовое серебро, но пришедшему вслед полицейскому епископ говорит, что подарил это серебро Жану Вальжану. Бывший каторжник раскаивается в своих преступлениях, становится достойным и честным человеком. Так ЗЛО, встречаясь с истинным ДОБРОМ, становится в следующий момент причастным к ДОБРУ. ДОБРО и ЗЛО составляли единое целое в натуре Жана Вальжана, но для проявленности того или другого нужны были соответствующие условия.
 С точки зрения буддизма и других восточных религий ЗЛА, как такового, не существует. Оно возникает и проявляется как недостаток ДОБРА. С этим согласуются и отдельные направления христианской религиозной мысли. Бог не создавал ЗЛА, онтологически его вообще не существует. Зло есть не что иное, как отклонение от ДОБРА, его нарушение, искажение, извращение. Христианская вера указывает на две причины возникновения ЗЛА: первая причина лежит в данной Богом свободе выбора человеком своих поступков, вторая – состоит в том, что и ЗЛО Бог направляет к ДОБРУ. Вот как рассуждает о ЗЛЕ русский богослов Н.А.Бердяев (1874-1948): "Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя. ...Древний змий соблазнял людей тем, что они будут как боги, если пойдут за ним; он соблазнял людей высокой целью, имевшей обличие добра,- знанием и свободой, богатством и счастьем... Несомненное зло мира - убийство, насилие, порабощение, злоба и т.п.- это уже последствия начального зла, которое соблазняло обличием добра…. Вступив на путь зла, люди стали не богами, а зверями, не свободными, а рабами, попали во власть закона смерти и страдания. Все манящие обещания зла оказались ложью, обманом... Путь зла есть погоня за призраком призрачными средствами, есть подмена, подделка, превращение бытия в фикцию". А вот, что говорит о ЗЛЕ св. Максим исповедник (580-662): " Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, но блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие, а когда так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от несмотрения ума за действиями естественными." Под "несмотрением ума" понимается здесь отвержение естественного нравственного закона, лежащего в глубинах подсознания каждого человека.
Мир в целом развивается от несовершенного к совершенному: от неживой природы к растительному миру, от растительного мира – к животному, от животного – к человеку с зачаточным сознанием, а от него - к божественному человеку. ДОБРО есть то, что помогает эволюции идти к более совершенному, а ЗЛО – то, что задерживает это движение. ДОБРО и ЗЛО персонифицировано по отношению к отдельным людям, находящимся на разных стадиях развития сознания. Известный теософ, ученица Елены Блаватской Анни Безант (1847-1933) в лекции о ДОБРЕ и ЗЛЕ, прочитанной в октябре 1898 г. в Бенаресе на восьмом ежегодном съезде индусской секции Теософического общества приводит замечательную аналогию эволюционного пути развития духовного сознания человека. Представим себе лестницу, стоящую на земле и уходящую в небеса. Каждая ступень, ведущая вверх, олицетворяет прогресс в духовном развитии личности. Для Человека, стоящего на четвертой ступени, спуститься на третью ступень будет означать идти против эволюции, для него это будет ЗЛО. Но если человек стоял на второй ступени и поднялся на ту же третью ступень, то для него это будет ДОБРО, ибо он совершил духовное восхождение. Рост сознания человека происходит в процессе его последовательных воплощений в физическом теле. Земля является как бы полигоном для испытания и ментального развития его души. При этом при каждой реинкарнации за человеком остается выбор. Его душа может подняться на более высокую плоскость духовного развития, или опуститься на более низкую. Первое – будет означать движение к ДОБРУ, второе – навстречу ЗЛУ. Чтобы сделать правильный выбор, нужно заглянуть в глубины подсознания, туда, где господствует естественный нравственный закон, зажженный божественной искрой.




 Метки: мысли вслух


Рецензии