Ранние дневн. 17 У Тарковских. Ахмадулина

Ранние дневники 17 Я была в гостях у Тарковских

Мне 24 года.

Каждая женщина – Богоматерь, приносящая в мир Христа.

1 февраля. Как-то звонил мне Андрей Ч., друг Коли Танаева и сказал, что любит меня, мы встретились с ним около Консерватории. Андрей сказал, что хотел бы во мне видеть человека, которому можно будет рассказывать о себе. Я честно ответила, что я не смогу быть таким человеком. (часто вспоминала об этом потом и говорила себе, что я тогда неправильно поступила. Андрей, прости меня.)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович гений.

Надёжней всего и верней спрятаться в музыку.

Своих стихов писать не могу, так как слишком заполнена чужими стихами. А в таком случае влияний не избежать.

Ужасная трезвость во мне. Не судить никого, а любить.

22 февраля. Читаю много Блока. Ничто меня опять не волнует. Любовь моя — Витя Мамонов. Пронзительный. Моя робость. Измученность.

Отправила лучшие стихи Вити Мамонова Валерию в Воронеж. Пусть они спасут его хоть немного.

Опять плен писем, самый для меня сладостный.

Блок пишет об одной из своих возлюбленных: «Она принесла мне столько счастья». И он её всё-таки разлюбил. А жена его Любовь Дмитриевна Менделеева — вечное. У Блока не было старости. Он не хотел её.

Иногда такая насыщенность, как будто за день проживается целая жизнь, но мысленно, ибо сплю.

Сквозь частую каменность души моей вдруг лопается какая-то жилка, я начинаю плакать навзрыд.

Мелкий бес замучил, до чего же мелкий.

24 февраля. Откуда-то появилась энергия, которую некуда девать.

Не поеду в Воронеж. Валерию не до меня, ему надо учиться.

25 февраля. Была на «Трёхгрошовой опере» - недурно,  свежо.  Актёры хорошо и с удовольствием играли свои роли.  Играть мошенников не так уж трудно.

Вспоминаю Тарусу, деревню Бортники вымирающую. Коричневая, но живая старуха с деревяными, негнущимися руками.

Милые стада уток и гусей. Берёзовая роща, куда мы с Натальей Львовной ходили гулять. Сено волоком на граблях на спине. Хозяйка наша Надежда Карповна. Пыль.  Сергей Васильевич Шервинский, идущий мимо. Вечное блаженство воды и реки.  Ночное купание в Оке с Оксаной и Витей Мамоновым. Дивное ночное Поленово. Стихи. Любовь моя ко всем Поленовым. (внучка художника Василия Дмитриевича Поленова Ёлочка и её семья, их гости)

Больше музыки музыканты, быть может, любят тишину.

Я работаю в клубе военной Академии имени Жуковского. К нам приехала Белла Ахмадулина, сопровождал её муж Юрий Нагибин.

Белла — белка, кошка. У неё нежное маленькое личико, печальное, тонкое, изменчивое. Чудные глаза, прелестный скорбный рот. Она меня с ума свела.
Когда она стала читать — дух захватило. Она взяла меня тотчас в плен. Свет, сияние, клёкот, птичье пение — так она читала стихи. Нечто завораживающее было в ней. Чудная Белла.

Я потом идти не могла, так она меня взяла. Вот это и есть благодать Святого Духа. Я еле сдвинулась с места. Хотелось как-то прикоснуться к ней. На улице я дождалась её появления и сказала ей: «Спасибо Вам!». Она ответила: «Вам спасибо».

2 марта. Лина в чудесном белом свитере — чудесна. Вся она не здешняя — другого лёгкого века хмельного. Маркиза, герцогиня. Сплошное изящество и очарование. А люди, окружающие её, этого не видят.

3 марта. Никто мне не поможет. А я умираю без Духа.

5 марта. Умерла Анна Андреевна Ахматова.

Я была в гостях у Тарковских. Жена Арсения Александровича Татьяна Алексеевна Озерская рассказывала о коллекционере гвоздей. Она рассказывает так талантливо, будто она актриса. Тарковский читал свои чудесные рассказы. Я кое-что переписала в зелёненькую тетрадь.

12 марта. На панихиде по Ахматовой была Наташа Горбаневская. Сосредоточенное личико. Крепнет в ней сила.

Больше, чем когда-нибудь, я почувствовала временность нашей жизни там, в этой печальной толпе у института им. Склифосовского.

Тяжкие разговоры с моим крёстным отцом Борисом Пашковым, взаимная измученность. И жалко и злюсь. А совесть  на страже. Она знает даже то, что мне непонятно.

14 марта. Была в гостях у Гая - Толи Ш., художника. Он меня немного рисовал.

Наталья Львовна читала мне о трёх своих встречах с Ахматовой. Очень интересно.

16 марта. Марина Бабаева театровед, — умный, бесконечно живой человек.

Поэт Витя Мунистов, друг Вити Мамонова читал мне свои стихи, выделяя слоги, нажимая на каждый. Я сказала: “Хорошо! Пиши”. Он очень постарел. В его лице что-то птичье, потерянность и упоение чем-то своим. Страшная нервность, в движениях резкость.

Двуликим Янусом с камелией в зубах
И скепсисом в разрозненных руках...

17 марта. Ни Коля Танаев, ни Саша Фрумкин меня уже не волнуют. Они почти стали чужими. Прошлое не властно, да и что там было?

18 марта. С трудом хожу на выставки, раздирают люди. Напало на меня что-то тёмное. Нет сил возродиться. Нет сил одной быть. Теснит грудь, болит душа.

Я всё пою, пою жалобным хрупким голосом. Как бесстрастно, как темно во мне. Завидует ли поэт? Завидует ли камень цветку?

19 марта. Благодатная Анна, божественная Анна, благословенная. Светлые слёзы.

О, тени, я не знаю вас,
Вы так глубоко сердцу чужды.

Иннокентий Анненский

20 марта. Гай  (Толя Шаргаев, художник) хвалит художника Тышлера. Он холоден и назидателен, говорит мне: «Пиши!» О чём мне писать?

Обалдела от книги Юрия Куранова и от плохих репродукций.

21 марта. Хочу писать стихи. Какая страшная во мне пустота. Все девять кругов ада ношу я в себе. Ледяные страсти. Дикая суета вокруг.

У поэта Аркадия Слуцкого на груди подаренная мною цепь. Мы с ним слушаем французского композитора Габриеля Форе “Пробуждение”. Поёт Нина Дарлиак.

Он носит цепь мою.
Она ему к лицу.
И  древних рыцарей напоминает он
В доспехах медных...

29 марта. Я меняюсь, меняюсь. Аркаша улёгся на лестнице. Мы с Галкой и Валерием Поповым у Марины Бабаевой. “Уйди”, - сказал Аркаша Галке. Я его подняла, застегнула пуговицы на пальто, на улицу повела. Нельзя было его так оставлять. А, вообще-то, я никому из них не нужна.

4 апреля. С Аркашей найден в общении верный тон – просто, ребячливо, светло. Бродим с ним по Остоженке и Пречистенке. Он хочет мне купить цветы, а я их хочу отдать Наталии Львовне от него, он соглашается.

5 апреля. От Валерия Б. письмо: “Дома примирения нет. Быть не может”.  Опять я тону в словах, в бесконечных мысленных с ним разговорах. Дух будит он во мне.  Я не могу быть жестокой. Но мне некуда и звать его.

На работе смеялась с учениками своими и была, как они – ребёнком.

Написать рецензию
Галя!
Все довольно интересно, но есть ошибочки. Вот они:
"Вспоминаю Тарусу, деревню Бортники вымерающую". А надо: ВЫМИРАЮЩУЮ

"Милые стада уток и гусей".
Но утки и гуси, по-моему, не ходят стадами, а скорее СТАЯМИ. Как тебе кажется?
С приветом - Таня.

Татьяна Кузнецова 4   18.12.2012 18:01   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

Добавить замечания
Еле нашла места, требующие исправления. Большое спасибо, Танечка.

Галина Ларская   18.12.2012 18:13   Заявить о нарушении правил / Удалить

Написать рецензию
...спасибо, Галия.... За прекрасную страничку.. это просто - фантастика ... такое глубокое погружение в удивительную Машину времени ... понятно, что многое отредактировано Вами ... позднее... но это не снимает энергетику того замечательного, подлинного времени .. и, что самое удивительное... эта Ваша - та, ранняя знергетика переносится и на наше время ... на меня в частности ... и я подвержен иногда, правда, очень редко... бесовским затмениям ... и это - то в моём нынешнем возрасте ... но чистота поэзии спасает от ненастья и большого отчаяния ... Мы всё - таки счастливые люди ... и нас выручают и стихи и проза ...так как каждая наша, или наших друзей новая книжка стихов или новые странички свежего творчества... выдаёт в свет достаточно незаурядный запас эмоций... переложенный на электронную платформу ... Как это у Вас, Галия, получился потрясающий портрет Беллы Ахмадулиной ... я её так и представлял .... а Блока я тоже читал ... но позднеее в 25 лет ... также переживал его и стихи ... и записки ... и дневники и письма .. всё прошло сквозь меня .. и Вас, дорогая подруга! и как мне стало многое, но не всё, и это нормально, понятно в Вас ... Только не надо верить в конец света ... это не по - христиански ...

Какие у Вас чудные строчки - воспоминания о селе Поленово!

Спасибо! С теплом - Виктор
Виктор Шергов   04.12.2012 21:03   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

Спасибо, Виктор.
Галина Ларская   15.12.2012 20:40   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии
Плотная духовная жизнь! Приятно видеть. Спасибо, Галина.

Олег Кустов   12.06.2013 05:13     Заявить о нарушении
Олег, спасибо Вам!

Галина Ларская   12.06.2013 16:18   Заявить о нарушении
30 июня буду вести органный концерт в церкви Апостола Павла в Одессе. Так что тоже разделяю Вашу любовь к органной музыке.

Олег Кустов   12.06.2013 16:32   Заявить о нарушении
Горжусь Вами!

Галина Ларская   12.06.2013 16:42   Заявить о нарушении
Белла http://www.proza.ru/2012/11/06/442
Вы были с ней знакомы...

Олег Кустов   12.06.2013 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.