Ну так же нельзя!

Последнее время телевизор практически не смотрю, но если у кого-то в гостях приходится всё это «телеискусство» видеть, тянет плеваться. Какое убожество!
А кто телеящик смотрит, как-то привыкает. Но попробуйте сделать перерывчик. Почитайте классику, отвыкли читать - поставьте диск с хорошим кино. Через две-три недели от сериалов будет тошнить. Независимо от содержания. А если прочтёте что-то из Жванецкого – не включайте программы с гопниками от Петросяна, пожалейте телевизор.
      
Я о том, что в относительно недавние времена именовалось мастерством. О профессиональном уровне. Искусство - это в первую очередь умение, мастерство, искусность.
      
А наши дети уже считают, что это убожество на экранах - норма, что это и есть искусство.
      
Ещё Достоевский заметил: как возьмётся неумелый писатель изображать купца, так у него герой ни одного нормального слова не произнесёт - только всенепременно посконно-сермяжно-замоскворецкое.
Теперь даже с этим не заморачиваются, чего там возиться. Герои телесериалов, действие которых происходит в прошлом веке, вовсю балаболят с применением идиом-фразеологизмов исключительно из нашего времени.
Уже не заикаюсь о хоть каком-то соответствии изображаемого на экране с реальной жизнью и в рамках сюжета, и вообще.   
      
И дело тут не в плохой редакционной политике, не в творческой неудаче отдельного ремесленника от искусства. Налицо общее и повсеместное падение качества, халтура, становящаяся нормой и едва не образцом.
      
Понятно, что падение качества сейчас во всём. Бракоделы стыдливо не прячутся под мешковиной ремейков и подделок. Они - герои нашего времени! Они смело выставляют свои «шедевры» на всеобщее обозрение.
Для них создаются музеи и выставки, например, музей современного искусства на Петровке. Благодаря им уродство и убожество становится нормой. Оно и понятно: кто не видел ничего хорошего, добротного, настоящего и, с другой стороны, постоянно видит уродство - для того уродство - норма.
      
Бывает, пробьётся какой интересный или симпатичный сюжет в умелом исполнении, так потом его так затаскают, как... прости господи, чуть не сорвалось.   
      
Постепенно навязчивое убожество обретает своих глашатаев и теоретиков: критики и искусствоведы объясняют «пиплу» который «хавает»: вот это - наив, это - какой-то там постмодерн или ещё что-нибудь.
И процесс идёт себе помаленьку - к наскальной живописи каменного века!
      
Почему так? А потому, что мы живём в бездумном мире количества. Всего очень много, а требуется  ещё больше. Зачем требуется? Кем требуется? Никто не задумывается, некогда (да и нечем) уже думать. Главное быстрее, быстрее, надо заявить о себе, а то не успеешь, окажешься за бортом, выпадешь из обоймы, о тебе забудут, ты станешь лузером.
Поэтому надо суетиться и множить, множить, множить количество производимой дряни. Напрягаться нечего - так сойдёт! Не сойдёт – реклама вытянет.
      
Сделать плохое, тупое, похабное - это ничего. Вот ничего не выставить на продажу - вот что по-настоящему ужасно!
Сказав десять глупостей, ты постепенно превратишься в эксперта по данному вопросу. Сказав одну умную - просто потеряешься, и тебя не заметят. Поэтому десять глупостей заведомо предпочтительнее, чем умная вещь, но одна.
      
Учиться мастерству - некогда. Надо «делать деньги». Для этого надо пиариться, пробиваться, продвигаться.
В результате сегодня среди звёзд и «мэтров» тусуются люди, которые четверть века назад нипочём не пробились бы даже в самодеятельность. А многие современные «вполне писатели» не пристроили бы свои опусы даже в «гальюн-таймс».
      
Сто лет назад Лев Толстой написал эссе «Что такое искусство». Там он увидел то, что в его время только намечалось - превращение искусства из служения в наживу. Он предсказал конец искусства.
Сбылось, и с большим превышением. Одновременно с искусством сходит на нет достоинство человека искусного и умелого. Во всех областях. Потому что тихо, без конвульсий «отошли» культура с нравственностью. А профессионализм – это тоже культура, культура труда и ответственности.


Рецензии