Возраст по-разному воспринимается людьми
Не каждый человек может сразу, взглянув на человека, почти безошибочно определить возраст. Как можно это сделать? На что надо обратить внимание в первую очередь?
Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст»», или «возраст развития».
Существует возрастная периодизация:
• Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
• Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
• Раннее детство — 1-3 года
• Первое детство — 4-7 лет
• Второе детство
* мальчики 8-12 лет
* девочки 8-11 лет
• Подростковый период
* юноши 13-16 лет
* девушки 12-15 лет
• Юношеский период
* юноши: 17-23 года
* девушки: 16-21 год
• Зрелый возраст (1 период)
* мужчины 24-35 лет
* женщины 22-35 лет
• Зрелый возраст (2 период)
* мужчины 36-60 лет
* женщины 36-55 лет
• Преклонный возраст
* мужчины 61-74 года
* женщины 56-74 года
• Старческий возраст — 75-90 лет
• Долгожители — 90 лет и более[Википедия]
Психологи рассматривают возраст психологический - в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение . Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов /http://psychology.academic.ru/332/.
Как же определять возраст человека?
В первую очередь, нужно обратить внимание на шею, ведь именно она может выдать истинный возраст ее обладателя. Даже при подтяжке лица, кожа шеи остается незатронутой. У человека в возрасте шея имеет дряблый вид и горизонтальные глубокие морщины. Во-вторых, возраст выдают руки. Обычно более четко начинают проступать и выделяться вены, т.к. кожа становится более тонкая. Кстати, ногти, если они не накладные, приобретают огрубевший вид. В-третьих, обратите внимание на состояние кожи на лице, на наличие различных пигментных пятен. В-четвертых, если человек Вам улыбнулся, то оцените его зубы! Ведь большинство людей в возрасте уже носят протезы, либо часть зубов уже искуственные. И, последнее, посмотрите в глаза человеку, в них можно увидеть очень много!
А как школьники определяют возраст окружающих людей?
В книге «Психология» А.Д.Андревой, И.В.Дубровиной,Д.В.Лубовской, А.М.Прихожан, описано как воспринимают человека школьники[c.49-55]. Авторы указывают о том, что возраст человека имеет для детей большое значение: составляя словесный портрет, они почти всегда пытаются указать возраст описываемого человека.
Мы педагоги знаем, как трудно детям определить возраст, рост, цвет глаз, цвет волос, мимику, нос и особенности телосложения. Мы, взрослые , знаем, что у каждого человека своя собственная, индивидуальная манера восприятия другого человека.
У каждого человека свои собственные ориентиры, помогающие построить образ восприятия воспринимаемого человека.
Индивидуальное восприятие человеком других людей проявляются в том, какими словами они описывают те или иные черты внешнего облика человека, употребляя такие выражения: «Круглое лицо», «темные волосы», «голубые глаза», «маленький нос».
Другие используют так называемые разговорные штампы или готовые образы, заимствованные из кино, литературы, живописи: « у него типично русское лицо», он похож на Филлипа Киркорова», «у него пальцы как у музыканта».
Третьи пытаются дать психологическую описание черт внешности: «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка».
Четвертые дают эстетическую характеристику внешности человека: « красивое лицо», «яркие глаза», «приятная внешность».
Описывая других людей, человек обычно используют те знания о людях, которые у него к этому времени сложились. Широта и глубина этих знаний зависят, от возраста, от жизненного опыта человека, его культурного уровня, образованности. Именно поэтому характеристики, даваемые разными людьми внешнему облику одного и того же человека, оказываются разнообразными.
Дети, разного возраста ,часто расходятся в оценке некоторых черт внешности одного и того же человека.
Одного и того же человека маленький ребенок, школьник и взрослый воспринимает по-разному.
Дети 7-8 летнего возраста отмечают такие особенности внешности человека, как одежда, прическа, украшения. Росту, телосложению , возрасту и полу они уделяют гораздо меньше. Редко замечают 7-8 летние дети выразительные особенности, как мимика, жесты, поза.
Для 10-11 летних школьников более важным становится физический облик человека, а оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отходят на второй план. Все чаще дети начинают обращать внимание на выразительные особенности внешности. Возрастает и способность понимать внешнее выражение эмоциональных состояний и переживаний.
Десятиклассники отвечают такие особенности как, мимику, жестикуляцию, походку, позу голос и речь воспринимаемого человек в 4 раза чаще, чем первоклассники.
Чем старше становится школьник, тем более он может охарактеризовать человека.
По мере взросления увеличивается и точность, с которой школьники оценивают такие особенности человека, как рост и возраст.
Чем меньше ребенок, тем труднее ему определить рост окружающих людей.
Например, дети 8-9 лет почти не способны правильно назвать рост стоящего перед ними человека, 11-12 летние подростки значительно чаще дают правильный ответ, а 14-15 летние школьники точно определяют рост человека почти в 40% случаев.
Известно, что дети не могут определить возраст других людей, особенно взрослых. Между тем, эта сторона внешнего облика человека очень важна для установления правильных взаимоотношений между людьми.
Возраст невозможно определить без учета самых разных деталей внешности: особенностей кожи, наличия или отсутствия морщин и седины, стиля одежды, осанки, походки, голоса. Чем младше ребенок, тем труднее ему выделить и сопоставить друг с другом все эти указатели возраста. Особенно сбивают с толку признаки внешности человека, не соответствующие его возрасту.
Например, мужчина, имеющий обширную лысину, детям обычно кажется старше, чем он есть на самом деле.
В то же время бодрая, подвижная, модно одетая женщина средних лет воспринимается детьми и подростками как более молодая.
Точнее всего дети определяют возраст своих ровесников. Кроме того, возраст знакомых людей дети и подростки определяют более правильно, чем возраст человека, которого они видят впервые.
Представления подростков о возрасте значительно отличаются от представлений взрослых.
Например. подростки часто относят 25-летнего человека к категории людей среднего возраста, а преклонным называют возраст, который взрослые считают средним (38-40 лет). От молодых девушек нередко можно услышать такие фразы: «Она уже пожилая женщина, ей 38 лет». Оценивая возраст взрослого, они используют слишком большие интервалы: «Этому человеку 50-70 лет». На самом деле люди 50- и 70лет выглядят совершенно по-разному и даже могут приходится друг другу сыном и отцом.
Литература:
1. Психология. 6 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.
Возраст
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vozrast
Вот это бодро!
Слово Возраст имеет несколько значений:
1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) – насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.
Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.
Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.
Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-х летнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!
Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.
Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?». Смотри Потому что и Для того, чтобы
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.
Возраст и Шкала эмоциональных тонов
Все дети рождаются на ярком фоне позитива: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный. Можно ли изменить эту закономерность? Смотри Шкала эмоциональных тонов и возраст
Психология возраста
У каждого возраста - свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей
Взросление
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vzroslenie
Взросление - процесс перехода от детского мироощущения кмировоззрениювзрослому, от "Я не могу!" к "Все будет сделано", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления.
Юридически, до 18 лет - ты ребенок. После 18 лет - взрослый.
По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет - ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.
Более дробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.
Взросление - это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам). Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.
Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:
"Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем...";
Все ли хотят взрослеть? - Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди - это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.
Как взрослеть?
Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.
И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.
Взрослость предполагает Планирование жизни - подчиненность четкомуплану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.
Взрослые, которые не смогли повзрослеть
Фрагмент статьи Ксении Ив «Кто имеет право на второе детство?»
Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она - страна детства, в которой сегодня успешно поселилась большая часть мировой молодежи. Среди примет счастливчиков, впавших в детство, особо выделяются такие:
1. Внешний вид. Все эти маечки с чебурашками и микки-маусами, брючки с огромным количеством ненужных накладных карманчиков, коротенькие платьица экстра-ярких цветов, обувь а-ля сандалики и, конечно, волосы - синие, красные, розовые, фиолетовые, в горошек и звездочки, вытатуированные картинки на любых частях тела. Да мало ли кто о чем в детстве мечтал.
2. Род занятий. Как правило, не постоянный, но прибыльный и очень творческий. Встречается много программистов и просто любителей глобальной сети. «И как в этом мире можно повзрослеть?» – верно подметил герой фильма «Хоттабыч» об Интернете и его роли в мировой культуре.
3. Семейное положение. Отсутствует по определению, как и прочие вещи, связанные с обязанностями и чувством долга. В детстве все мечтают о принцах и принцессах, красивых замках, а о бытовой рутине в сказках ничего не упоминается, вот, повзрослев, люди и не омрачают себе ими жизнь.
Зато во втором детстве с лихвой присутствуют самые разнообразные игрушки. Теперь, когда есть возможность ни в чем себе не отказывать, покупаются мопеды и мобильники, фотоаппараты, очередная версия компьютерной стрелялки и т.д.
Даже детские садики для «детей» открывают специальные. Взять хотя бы КаZантип. Лето, солнце, пальмы, замки, все голышом плескаются в море, водят хороводы, танцуют до упада. Вместо сосок - сигареты, в бутылочке вместо молока - что-то из алкогольного. И главное - никаких тебе забот - всепоглощающая Любовь и Счастье.
И все это не о 16-летних подростках. У них есть свой возрастной период - переходный, с кучей комплексов, проблем и поиском себя в этом мире. Речь идет о людях 22 - 33 лет, а иногда и старше, которым общество преподнесло такой замечательный подарок - второе детство, избавив от идей, принципов и чувства долга… Детей рожать не надо - пагубно сказывается на карьере, фигуре, материальном достатке индивида, да и вообще не модно, лучше уж миниатюрную собачку завести. Примеров достойного патриотического поведения днем с огнем не сыщешь, как и достойного поведения в принципе.
В мире, где новости начинаются с глобальных катастроф, войн, а заканчиваются криминальной хроникой, где культивируется насилие, а слова «доброта», «красота», «честь» встречаются только в исторических романах, грех не спрятаться за манящей страной детства, получить второй шанс. Так проще и безопасней.
Но в какой-то момент возникает подозрение… Что прячемся не мы, прячут нас. Заманивают, околдовывают красивыми игрушками и яркими мечтами, чтобы не лезли не в свое дело, не боролись, не стремились. Второе детство выгодно целой индустрии, на верхушке которой одна цель – создать бездумное общество потребителей, «детей», у которых есть только «хочу» без всяких «надо».
ВОЗРАСТ (англ. age) – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес., дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от рождения до 1 года), раннее детство, или ранний В. (1–3 года), дошкольный В. (3–6/7 лет), младший школьный В. (6/7–11/12 лет), отрочество, или подростковый В. (11/12–15/17 лет), юношеский В. (15/17–19/ 21 год), молодость (19/21–25/30 лет), зрелость (25/30–55/60 лет), старость (55/60 лет и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.
Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, психомоторный, соц. и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)Добавление: Прежде всего можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм.
Термином «эйджизм» обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого В.). Изучение субъективных «норм» (т. н. обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.
Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или соц. развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их «формальными»), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего соц. положения должны следовать формальным нормам («играть» соответствующие соц. роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б. М.)
Свидетельство о публикации №212120300687