По следам Лары Крофт
В X-XII веках этот огромный комплекс культовых сооружений и дворцов считался одним из крупнейших городов мира. Но после войны с Сиамом его дворцы и храмы почти на 400 лет были потеряны в джунглях. Только в 1861 году французский натуралист Анри Муо, опубликовавший ряд работ, посвященных Ангкору, открыл его заново. «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, - писал Анри Муо, до посещения Ангкора несколько лет работавший учителем в России. - Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».
Другим поводом для туристического бума в Ангкор стал вышедший в 2001 году фильм «Лара Крофт - расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли. Часть фильма снималась в Ангкоре, и местные гиды до сих пор показывают туристам эти места, где вековые деревья баньян корнями-щупальцами пронзают древние храмы насквозь, давая возможность сфотографироваться рядом с ними на память.
Никакой толкотни возле билетных касс в Ангкор нет. Все быстренько проходят перед фотокамерой и через несколько минут получают билеты с собственной фотографией. Один день осмотра Ангкора стоит 20 долларов, три дня — 40, неделя - 60. И чтобы туристы (а всего скорей, местное население) после выхода не передавали билет другим посетителям, установлен строжайший контроль. Кроме фото обладателя билета на нем указан порядковый номер, даты начала и окончания осмотра и еще какая-то цифирь строгой отчетности. Билет вставляется в пластиковый бейдж и вешается на шею, а потом сверяется с внешностью посетителя буквально перед входом в каждый храм. Как я уже давно заметил, чем ниже уровень жизни в стране — тем круче порядки!
Размеры комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Без опытного русскоговорящего гида и передвижения на мини-автобусах этот затерянный в джунглях город-храм не обойти и за неделю, не говоря о том, что можно запросто заблудиться.
В условиях жаркого и влажного тропического климата для возведении храмов здесь использовался камень-песчаник, а крепостные стены были выложены из туфа. Каменные блоки крепились без применения цемента и каких-либо других связующих материалов по принципу замка. Комплекс состоит из множества дворцов и храмов.
Храм Та Пром до сих пор предстает перед посетителями скованным корнями и порослью вековых деревьев. Эту буйную печать джунглей долго не трогали, чтобы сохранить непередаваемое дыхание времени и силу природы, тогда как в других храмах с 1992 года (после включения комплекса Ангкор во всемирное наследие ЮНЕСКО) корни повсеместно удалялись и велись реставрационные работы. Правда, сейчас уже и в Та Проме спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены и перекрытия. Работы хватит на многие десятилетия, ибо на удаление только одного большого дерева уходит до четырех месяцев.
Но главный храм комплекса — Ангкор Ват является одним из крупнейших сооружений в мировом зодчестве. Центральная постройка храма представляет собой сложную многоуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. По стенам внешней галереи тянутся километровой длины барельефы, изображающие бога Вишну и воинские подвиги Сурьявармана II.
Говорят, что если посмотреть на Ангкор сверху, то будет видно, что он представляет собой своеобразную карту звездного неба. Тем более, что на ступенчатой пирамиде-храме Пном Бакенг написано, что назначение Ангкора «символизировать своими камнями движение звезд».
Свидетельство о публикации №212120300690