Великолепный век не по нутру визирю Эрдогану

Мне лично, живущему в Украине, особого дела до Турции нет. Хотя османская тема мне интересна хотя бы тем, что место, где я живу сегодня, когда-то входило в состав Османской империи. Нынешний городишко Армянск - правопреемник древнего города Перекопа, стоявшего на самом входе в Крым.

На гербе города изображены ворота - это было единственное место, где некогда  можно было попасть на полуостров по суше. Вход в Крым надежно преграждал Турецкий Вал. Глубина рва была 10 метров и сам вал высотой 10 метров достаточно грозно возвышался над безбрежными степями. Как преодолеть разницу высоты в 20 метров, особенно если на тебя сыпались кучи стрел и камней?

За охрану важного стратегического объекта отвечал лично турецкий спецпредставитель, поскольку султаны не особо доверяли крымским татарам. Если кто в свое время читал Валентина Пикуля, то может вспомнить:

"Вырубленная из камня древняя сова немигающе глядела в желтизну ногайских степей. С высоты ворот Ор-Капу (Перекопа) сова видела, как скачут из степи всадники..."

Это о нашем месте сказано! Только раньше в ворота тянулись бесконечные потоки из плененных славян, взятых при набегах крымских татар. Тот же автор пишет:

"Бывало и так, что караваны русских, украинцев и поляков двигались через ворота Ор-Капу (Перекоп) день за днем, ночь за ночью, и один иностранец даже спросил татар: "Скажите честно, остались ли еще люди в той стране, в которой вы, татары, сейчас побывали?.."

Представьте, если в Крыму в конце XVII в. жило около 200 тыс. татар и... 900 тыс. пленников! И это не считая сотен тысяч полоняников, проданных в Кафе (Феодосии) и сгинувших навсегда в бескрайних просторах Азии и Африки!

Примерно в 1520 году крымские татары после очередного набега на Западную Украину, приводят за собой девчонку. Никто тогда не знал, кто проходит через ворота Ор-Капу. Звали эту девочку то ли Александра, то ли Анастасия, но в последующем ее будут знать как Роксолану - жену одного из величайших турецких султанов Сулеймана Великолепного.

Собственно, исторический сериал с мелодрамным уклоном "Великолепный век" как раз об этом верховном правителе. Фильм понравился большинству зрителей примерно в десятке стран. Если бы все было только на истории построено, то вышел бы занудным, а так есть место и любви с гаремными интригами. Что еще надо зрителю?

Главная беда кинофильма в другом. Он не понравился Эрдогану - верховному визирю Турции. Вкусы у этого товарища своеобразные и не только в области кино. Это примерно Никита Хрущев в турецкой обработке. Может и похамить на высшем уровне, состроить из себя великого печальника Палестины, что-то о невмешательстве в дела других государств пробормотать, нимало не придерживаясь слов делами.

А еще у него есть особый дар экспертизы художественных произведений. "Наш" Никита, который Сергеевич, поэтов и художников распекал, а этот за фильмы взялся. А чего? Журналистов у себя в тюрьму повзводно садит, армию перетряхнул, на международной политической арене себя показал. Почему же в кинематографе не навести генеральный шмон? Известного турецкого пианиста уже припугнули за неосторожные слова в социальной сети.

Не мог, понимаете ли, самый славный падишах так долго заниматься делами гарема! Он с седла не вылезал 30 лет, а когда все-таки соскакивал, то делал наследников. В декорациях не все гладко! Портят создатели фильма героический образ непобедимого султана. Что из этого следует? Суд даст оценку. Во как! Ему бы еще и в пении себя попробовать!

Любому человеку понятно: нельзя от художественного произведения требовать документальной точности. Это правило приложимо хоть к книге, хоть к фильму. Что уже говорить о музыке, поэзии или картинам? Ладно бы оскорбительные для кумира были сцены в фильме. Все-таки в списке тиранов он тоже числился. А то ведь вменяют в грех неточности! От создателей требуют создание киноиконы, а тут получился живой человек.

Возможно Эрдоган решил возродить былую славу Великой Порты и потому у него запросы на порядком зашлифованно-лакированные образы национальных героев. Если так, то судебные процессы над вредителями в искусстве только начинаются...

Мне вспоминается отечественный сериал 2003-04 гг. под названием "Бедная Настя", где показан царский двор. Там вообще мало что исторического. По логике Эрдогана и нам бы надо было подать в суд за очернение светлого образа Николая-I и Александра-II. Кроме волочения за юбками придворных фрейлин они ничем там и не занимались!

Ну так по ним же не изучают историю в школе и университетах! Возможно такие фильмы выполняют другую роль: они заинтересовывают зрителя историей! Может у кого-то проснется интерес к данному предмету и он посвятит жизнь историческим исследованиям.

Как не понятно премьеру, что чем большая глупость делается высокопоставленным лицом, тем более смешнее он выглядит? Не дай Бог возродиться Османской империи под главой Эрдогана - это же и Крым будем возвращен, а я критикую сейчас своего будущего... президента? Давай пощипаю себя, чтобы проснуться от страшного сна...

Статья "В Турции опасно пианистам сидеть в инете": http://www.proza.ru/2012/10/19/646
Статья "Турецкие пируэты Эрдоган-паши": http://www.proza.ru/2012/10/05/1138


Рецензии