Хаос в Космосе язык обо всём расскажет

Эпиграф

На уроке религиоведения:
 - Сидорофф, за что Бог изгнал Адама и Еву из рая?
 - За то, что Ева стащила у Бога айпад и дала поиграть Адаму, а он его сломал.


                Язык самый честный свидетель судьбы и времени, точнее - времен. Концептуальные поля порядка и беспорядка как в жизни отдельного человека, так и всего общества в нём, достаточно обозначены.

Мифы это по-гречески сказания, их в русской литературе множество, не меньше, чем, в греческой. О чём они нам рассказывают? О прошлой жизни, её движении, заблуждениях и восхождении. Слово ХАОС означает (буквально: разверзаюсь, зеваю) бесформенное состояние материи, всепорождающее и всепоглощающее начало бытия, как физическое вместилище вещей. Его основное свойство - движение, игра разнонаправленных сил. Он лишен образов и погружен во мглу, безвиден и безлик. В Хаосе содержатся два аспекта: пространственный и животворящий, место и жизненная потенция, где совпадают начала и концы всего и вся. В нём живут и воюют противоречия.

КОСМОС (по-греч. это наряд, украшение, отсюда слово "косметика") это целостность и гармония, порядок и сферическая часть Вселенной, окруженной Хаосом. Хаос безмерен и непрерывен, в космосе царит мера и пропорция, он дискретен. Платон считал его прекраснейшей из вещей. Он состоит из трёх частей: неба, земли и подземного царства. Но его красота не жизненна. Космос не развивается, его динамика -  вечный круговорот. Он самодостаточен, он - самоцель. Однако КОСМОС ДОПУСКАЕТ ВВЕДЕНИЕ В СЕБЯ ДОЛИ ХАОСА, т,к, безобразие есть необходимый фон всякой земной красоты.

Мир БИБЛИИ - "олман", поток временного свершения, несущий в себе все вещи. Это мир как история. Внутри космоса время дано в модусе пространственности. В греческих концепциях бытия есть идея возвратности времени, его обратимости - можно вернуться в прошлое, это идея о вечном возврате, ею полна вся античная литература, Гомер особенно. 

Платон: Человек, Бог и Космос аналогичны по своей структуре, но микрокосм не повторяет структуру макрокосма. В человеке соединены душа и тело, дух и материя, в нем природа и увязана с эстетическими принципами и социальными конвенциями, и между ними нет чёткой грани, а грань эта совсем не совпадает с границей между добром и злом. Христос считал, что внешнее (пища), входящее в человека через чрево, не может осквернить его, ибо вся скверна исходит из сердца человека, т.е. изнутри его самого. Но входит зло в сердце человека через яства (запретный плод познания, яблоко его символ): "...И стали они как боги, знающие добро и зло", Быт 3:5), после чего Каин убил брата Авеля, познание обернулось грехопадением.  Но здесь можно также увидеть намек на генномодифицированные продукты, которые не просто проходят через пищеварительный тракт, но и поражают саму суть человека, его сердечную основу. Тут можно вспомнить народные сказки (это ведь мифы), а в них хотя и ложь, но и добрым молодцам намёк: вот хотя бы в "Спящей царевне", КОТОРАЯ УМЕРЛА, НАДКУСИВ КРАСИВОЕ, ЯРКОЕ ТАКОЕ ЯБЛОЧКО, А РАЗВЕ НЕ ТАКИЕ яблочки НАМ ПРОДАЮТ В СУПЕРМАРКЕТАХ? Эти яблочки животные не едят, собака с сказке тоже хотела помешать царевне съесть вредный фрукт... Так что всё было уже в истории человечества, и не раз, но только память о том, что было, надо всякий раз возрождать.

  Христос также учит поступать не по долгу ( здесь долг не в высоком нравственном смысле, а в значении приказа начальника), а по сердцу (это прямо касается принципов Правового государства, т.е. следовать законам добра, в первую очередь, а далее всем другим законам, если они не противоречат этому главному закону ибо "Возлюби ближнего как себя самого" - это вторая заповедь Христа).

    Мы часто слышим со всех сторон: надо соблюдать закон! Но о каком законе идет речь, надо бы уточнять, их ведь много, и часто они друг другу категорически противоречат: закон природы, общества, религии, науки, логики, племени, рода, семьи, группы, личности, стаи... А есть ещё "воры в законе", они тоже хотели бы, чтобы общество жило по законам и правилам - но только это ИХ ЗАКОНЫ.

    Сейчас весь западный мир, и Россия в том числе, заточены на криминальное право. Вообще вся эта придумка про правовое государство - самая большая разводяга за последние 200 лет. Сегодня трудно найти хотя бы один город в ЕС, где в точности бы исполнялись законы. Их регулярно нарушают с 1982, это дата смерти Брежнева, а в последние 10 лет, в эпоху Медопутов, и вообще беспредельно. Это как раз и доказывает, что многое хорошее на Западе было следствием существования конкурентной социально-политической системы - СССР, после смерти последнего политического долгожителя в 1982 году стало ясно, что застой ( эпоха торможения) закончился и теперь начнется новая эпоха - активного прощания с социализмом. Соревноваться не с кем и не надо уже, раз и так победили. Нулевые убедили Запад, что на Россию теперь можно вообще не обращать  серьёзного внимания, нужно лишь время от времени покрикивать свысока да подкармливать верных дворняжек. И понеслось... Закон перестали выполнять даже в сердце ЕС - Франции, решения судов нередко не выполняются, законодательство нарушается и гос.чиновниками, и обычными гражданами, коррупция решает всё. А у тех, кто должен следить за выполнением решений суда, нет достаточных средств, они уже давно сидят на голодном пайке. К примеру, снести одну двухэтажную незаконную постройку на заповедной зоне побережья стоит около 150 тыс. евро, это почти столько, сколько стоит домик на побережье, только в обычной зоне. И тогда власть решила: раз решения суда и законы не выполняются, значит их надо отменить. Так заповедники становятся свободными для застроек зонами.

Другой пример: медицина. Страховка уже не покрывает и четверти стоимости медицинских услуг. Европа раньше славилась хорошим уровнем государственного (покрываемого страховкой) лечения, но с начала нулевых в бюджетных клиниках разрешили платные услуги (как и нас), и что? Стало так, как и у нас! - на прием к хорошему специалисту надо записываться за 4 месяца - это по страховке, а по платному тарифу, по разряду дополнительных услуг, прием стоит 200 евро, это без лечения, что в 3,5 разы выше страхового покрытия  - но уже через 10 дней ожидания. И это у одних и тех же врачей! То есть там, где появляется дополнительная платная услуга, там бесплатная либо исчезает, либо становится практически недосягаемой. Тарифы же частных врачей не ограничиваются никак - средний прием (осмотр и процедуры) стоит 400 евро, но этого мало, врачи учат пациентов "в порядке компенсации", как побольше получить от социального страхового фонда - и врач по сговору с пациентом выставляет калькуляцию за существенно более дорогую процедуру. Но это ведь всё та же скрытая форма коррупции! В результате врачи бессовестно обкрадывают налогоплательщиков.

Третий пример: в правовом государстве вообще мало или вообще не ведется работа по предотвращению мошенничества - ибо им кормится в той или иной степени половина населения, и преступности в целом. А ведь профилактика преступности это 99% успеха по сравнению с малоэффективным страхом наказания, которое к тому же не всегда неотвратимо. Возьмём, к примеру, набирающее темп и размах мошенничество в мире виртуальных денег - т.е. кража денег со счетов и банковских карт. Тут могу прибегнуть к личным наблюдениям. Однажды, имея намерение оплатить счета, о чем и сообщила консультанту, вставляю карту в банкомат в предбаннике банка, где всегда за спиной или рядом стоит как раз такой сотрудник. На этот раз он стоял с мобильников в руке и пальцем на кнопках. Когда я сказала, что платеж почему-то не прошел, он как-то уж слишком уверенно и весело даже сказал: Значит у вас нулевой баланс на карте. Я тут же отметила эту неуместную, почти злорадную, торжествующую интонацию и вспомнила то, что меня сначала не насторожило, хотя должно было бы насторожить - он держал мобильник в боевой готовности, к тому же не уровне пояса или хотя бы груди, а почти на уровне глаз, т.о. он мог снимать на камеру процесс платежа. Как сотрудник банка, он мог иметь доступ к базе данных, а также быть подключенным к действующей программе на банкомате, так что в момент, когда я вставила карту для платежа, он мог получить и на свой моб некую информацию. Сообразив всё это, я сказала, что мне надо пойти к оператору, чтобы подключить недостающую функцию на карте, и тут же сообщила старшему менеджеру, что у меня возникли такого рода подозрения. Он спросил, много ли денег у меня было на карте и тут же отверг мои подозрения самым решительным образом, сказав, что сотрудники банка не могут быть мошенниками по определению, а украсть с карты без знания пароля невозможно.(ЧЕРЕЗ ПЯТЬ МИНУТ ДРУГАЯ СОТРУДНИЦА БАНКА ПРИНЕСЛА МНЕ ЛИСТОК, НА КОТОРОМ БЫЛИ НАПЕЧАТАНЫ МОИ ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ, НОМЕР МОЕГО МОБА И 10 РАЗОВЫХ ПАРОЛЕЙ.)Так что это моё СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ.
   Когда вы слышите это выражение, знайте, что это типичная формула толерантного отрицания очевидного: буквально это синоним выражения "ДА ЭТО ПАРАНОЙЯ!" в МОЁМ СЛУЧАЕ НИЧЕГО ОСОБО СТРАШНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО, ПОТОМУ ЧТО МОЙ БАЛАНС ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ НУЛЕВОЙ. Но я, благодаря этому случаю, убедилась, что практически любой сотрудник банка может иметь доступ к вашим личным данным, в том числе, и к разовым паролям. Вскоре, однако, тот консультант перестал появляться в банке, вероятно, его уволили, хотя и не сразу.
   Второй эпизод из этой практики показал, что не только руководство банков не хочет или делает вид, что не хочет допускать даже мысли о мошенничестве в их банке, но и полиция, которая должна бы, по логике вещей, быть озабоченной этим в первую очередь. Как-то проходя мимо банка около семи вечера в воскресенье, я заметила, как двое молодых людей темпераментной внешности ломают банкомат, который прикреплен у входа в банк. Я тут же позвонила в полицию, мне ответили: НИЧЕМ НЕ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ. Меня изумило и возмутило это ВАМ. Мне лично в данном случае ничем помогать не надо было, страдал банк, но полицейский объяснил мне, что они могут вмешаться только когда поступит письменное заявление от потерпевшего, т.е. от владельца банкомата. На следующий день я увидела раскуроченный банкомат, а в банке понятия не имели, как это произошло, и никто никаких заявлений так и не подал. Сюда же можно добавить серийные ограбления инкассаторов у самого входа в банк, а ведь у них есть и охрана, и видеокамеры. Почти никогда этих мошенников не ловят. Они благополучно скрываются при свете дня посреди нашпигованной камерами и охранниками Москвы.

    Говорят в правовом государстве: делайте что хотите, но если вы нарушите запреты закона, мы вас возьмем на уши, конечно, лишь в том случае, если
1. кто-то подаст заявление в полицию;
2. а суд докажет виновность.
Т.о., преступность в правовом государстве неминуемо будет умножаться, ибо она нужна для самого факта существования правового государства. А ведь это - множество бюджетных институтов, сидящих на шее всё тех же налогоплательщиков, плюс целый сонм адвокатов и юристов разных специализаций. Это только с экранов телевизоров фасад образцового правового квазигосударства ЕС такой привлекательный, чтобы понять, что там, в ЕС,  то же, что и тут, надо окунуться в саму жизнь без прикрас. Или иметь хорошие источники, которым можно доверять. Так что пример позитивного мироустройства пока никем не предъявлен.

***

Хаос и космос неразрывны и враждебны друг другу. Хаос постоянно стремится к самоорганизации, очевидно, к тоталитарной или диктаторской, а Космос, если он своевременно не ищет новых, более адекватных форм равновесия, неизбежно придет к распаду. Борьба порядка и беспорядка - главный закон существования Вселенной, его форма. Обилие сфер порядка и беспорядка отображается обилием их форм, а оно, в свою очередь, изобилием соответствующих им слов. И тут надо заметить, что лексическое пространство оккупировано, главным образом, словами беспорядка, обозначающими разные виды отклонения от нормы. А вот словарь норм менее обилен, но зато более универсален.

В одномерном пространстве современной всегда двухпартийной мысли (позиция-оппозиция) царит идеальный порядок: тут можно только так или наоборот, шаг вперед-два назад, как в современной политике - либо либерал-демократы, либо консерваторы, и вся многопартийность тяготеет, в конце концов, именно к этому. Прямая здесь представляет собой кратчайший путь в точке назначения, принимаемой за цель. Понятие цели определяет порядок, и она, цель, не может быть множественна. Только единственная цель может упорядочить беспорядок. Если же целой много, или она неявно выражена или вообще не сформулирована с достаточной четкостью, движение будет всегда хаотичным и бессмысленным в плане порядка.  И тогда перекресток (выбор) превращается для человека в тяжкий крест, а в отсутствие цели человек бредет, слоняется, шатается, шляется, шастает... Есть ещё слово скиталец, но тоже куда-то бредет, часто сам не знает куда именно, но, в отличие от шатающихся туда-сюда у нас перед глазами, скиталец всё же предпочитает бродяжничать в чужих краях, возможно, в поисках другого счастья.

   Если же пространство мысли двумерное, то маршрутов, ведущих к цели, может быть великое множество, и люди разбегаются, разлетаются, разбредаются, а всё вокруг разваливается...
   В трехмерном же пространстве появляется ещё верх и низ, ситуация усложняется ещё больше. Появляется возможность восходящего или нисходящего движения, это взлет или падение.  По прямой может быть проложен кратчайший путь в бездну, и тогда это путь погибели, двигаться вниз легко, в лететь в бездну или катиться по наклонной плоскости, не надо прилагать никаких усилий. Сила гравитации всё сделает сама. Этот вид движения имеет больше всего отрицательных коннотаций: пасть, грохнуться, провалиться, опуститься, унизиться... Движение вверх всегда затратно, но чаще доставляет положительный результат: вверх влечет вдохновение. душевный подъём, взлёт, восхождение. Это состояние духа также часто не упорядочено, стихийно, в нём есть хаос, от него зарождается творческая энергия, создающая искусство. Так осуществляется акт преображения - превращения хаоса в космос, выявления потенциала хаоса и придания ему образа и формы.

   Т.о., простейшие формы порядка и беспорядка заданы пространством и его параметрами. Движение прокладывает пути метаморфозам слов, обозначающих соответствие и несоответствие норме. Так выстраивается модель лексикона порядка и беспорядка. Человек вполне путевый в тяжелую годину в своих воззрениях сначала сбивается с пути, становится непутевым, а то и вовсе беспутным, или даже распутником. Блуждание "по дремучим лесам" воззрений сменяется заблуждением, плутовством, блудом. Вместо заблудившегося человек становится заблудшим, а тут рукой подать и до блудливого плута... Так прогулки и гулянки превращаются в прогулы и загулы, и даже в разгулы, а хождения в похождения. Велик и могуч наш русский язык. лучше дружить с ним, чем ломать и портить его, тогда и с пути не собьешься, и разгульные похождения не закончатся травмой головы или ещё чем похуже, ибо Настоящее Счастье человека в дольнем мире составляет лишь нравственная честность. Это когда человек без каких-либо низких побуждений, надежды на награду или из страха наказания принуждает свои страсти способствовать общему делу, но так, что эти героические усилия никак не противоречат его личным интересам, ибо благочестие для него не есть предмет купли-продажи. / Дени Дидро /

****

    Итак, порядок можно проиизводить из другого порядка, с обязательным приложением усилий, но и Хаос может быть источников не просто всякого становления, но и вполне позитивного, если к нему прилижить соответствующие усилия. Античный Хаос всемогущ и безлик, он всё оформляет, будучи сам бесформенным чудовищем, закольцованное НИЧТО в пустоте, суть которого и ноль и бесконечность одновременно.В культурно-языковых сюжетах это выражается так: онтология Хаоса такова, что он асемантичен и алингвистичен. Придание ему звукового и смыслового оформления это начало упорядочения. Хаос семантизируется  в античной мифологии уподоблением стихиям: это то, что витает между небом и землей,  это мировое яйцо, из которого вылупился весь мир, двуликий Янус, страшная бездна, Аид наконец... Но это и первопотенция, вместилище всех вещей, своего рода вечность, беспорядочное состочние первичной материи. Хаос это отсутствие и одновременно возможность бытия, это несуществующая ещё, но уже определенно возможная оппозиция света и тьмы, земли и неба. Хаос толкуется через то, чего пока нет, это предпорядок.
      Процесс семантизации, наделение именем, осмысление через образы, интерпретация через отрицание - это процесс рождения вротичного, языкового Хаоса, но уже в недрах порядка.  Если в мифах Космос порядок, рождается их Хаоса, то в языке Хаос рождается их порядка. Хаос и порядок всё время меняется местами. Победа Космоса над хаосом имеет в мифах семантическую природу. Языковые Хаос и Ничто являют собой упорядоченные Хаос и Ничто.Отсюда следует, что в основе всякой культуры лежит существование другого, противостоящего ей мира. Так, христианская культура родилась из язычества, античности, свергнув его, но и повторив почти все его мифы, однако на свой уже лад. Космомс играет с ним, этим внекультурным пространством, то загоняя туда свои страхи, то помещая туда свои идеалы, при этом постоянно вглядываясь в это перевернутое и кривое зеркало. Угрожающая близость Хаоса и Космоса рождает закон об увеличении энтропии. Строки Тютчева: "Ты не буди заснувших бурь, под ними Хаос шевелится!" - это о тончайшем культурном слое, удерживающем первобытные страсти в узде, под которым угрожающе рокочет бездна беспредела и где человек превращается в монстра.

    Римляне, после греков, добавилик их пониманию Хаосанекий ужасающий аффект и трагический пафос. У Сенеки Хаос - общемировая Бездна, в которой всё тонет, тут впору заметить, что от животных человека отделяет только те нравственные правила, которые они приняли добровольно и от чистого сердца, всякое упоение безбрежной свободой, в этом смысле. всегда игра с огнем, хождение по краю бездны. Силы Хаоса могут наносить свои удары тайно, беспощадно и внезапно. Некоторым сегодня мнится провостояние Хаоса и Космоса в битве между мировым порядком и международным терроризмом, но если следствием этой борьбы становится не порядок, а ещё больший Хаос, то следует рассматривать оба эти состояния кка проявления разных сторон Хаоса и лишь видимого порядка, т.к. упорядоченный силовым произволом Хаос так и остается Хаосом, ибо это неправильный порядок.  Или можноьназвать его предпорядком, из которого снова родится Хаос.
   Событиям 11 сентабря 2001 года в Нью-Йорке предшествовала подготовка обществнного мнения и массовой психики к установлению в скором времни беспорядка и Хаоса - весной уже 2001-го острая мода в США предписывала ношение нижнего белья поверх брюк, хождение в общественных местах топлес (без бюстгалтера), при Клинтоне это было официально разрешено, а в России БГ выпустил свой альбом "Сестра Хаос". Так что события 11 сентября в Манхеттене легли уже на хорошо унавоженную почву общественного сознания.
    Так что это за порядок, из которого может родиться не Хаос, а порядок же? Ответ на этот вопрос и есть цель данного иследования. Но сначала разберемся получше в творящемся хаосе.

***

    ПУСТОТА(зев, зияние): языковый образ

    Амбивалентность Хаоса в мифологии это и ядовитые отходы миротворения, и источник энергии мироздания. В культуре и языке также есть смысловая амбивалентность, это хорошо показывает анализ слов. относящихся к чувству: они могут нахлынуть, как стихия, а вот выражение "в гулбине души" означает, что там, на дне, есть потопленные чувства. и там царит вечный покой; печаль нападает на человека. тоска наваливается. с тоской, котолрая извела. идет борьба, скуку, которая одолела, превозмогают... Но у Хаоса есть и животттворное начало: из хаоса чувств может родиться прекрасный стих. А вот как показывает язык образы безвластия: "анархия - мать порядка".
   Генезис мира предполагает, в первую очередь, рождение власти. Между словами "порядок" и "власть" существуют квазисинонимические отношения, также как между Хаосом и анархией, ибо Хаос неизбежно порождает диктатуру. Тот, кто стремится расшатать порядок с целью его свержения, уже носит в себе образ диктатора. Порядок при Сталине был, так обычно говорят люди, рожденные в СССР. И всем более-менее понятно, о чём речь. А вот порядок Путина это для многих и до сих пор вещь в себе. Но уже в начале нулевых было написано, а не просто сказано, что порядок Путина это обязательно будет палка о двух концах: правый конец, СПС, правые силы в целом, заигрывание с которыми приведет  в конце концев, после ряда уступок, к падению самого института государства, а шашни с левыми силами приведут к самым чудовищным формам власти и неизбежным в таком случае диктаторским тенденциям. Стремление угодить и тем и другим закончится крахом системы в целом.

   22 сентября 2000 года в прессе усиленно муссировался вопрос: что лучше - диктарура или хаос? Ответ однако очевиден - оба хуже. Конец палки, правый или левый, это всегда конец палки. Есть выражение: любит, как собака палку. Вот именно. Никому это не понравится и ни в каких пропорциях. Однако власть продолжает идти по скользкой дорожке, продолжая опасные связи с правым и левым флангом так называемой опозиции, фаска или матрица для котолрой была уже изначально, до прихода Путина, приготовлена. И тот кошмар, который разыгрался на излете 2012 года в МирОбороны, это лишь первая ласточка этой оранжевой весны. Власть, которую представляет тандем (как и во всем западном мире), власть ненастоящая, а репрезентативная, представляющая один предмет через другой. Что делает Медопут реально? Только то, что можно сделать в ручном режиме, государственная машина в целом ему не подчиняется. она управляема мсовсем другими  рычагами и приводными ремнями, роль которых играют внешние санкции, установки и теневая или криминальная правоприменительная практика. Что означал обыск и аресты в ведомстве Сердюкова? Стремление нового старого президента навести порядок и объявить войне коррупции? Нет, нет и ещё раз нет. Для самих глав страны это был малоприятный сюрприз - они оба узнали обо всём, очевидно, от самого Сердюкова. Так что это было? Это был знак, который реально объяснял тандему, что надо слушаться и не корчевряжиться, изобржая из себя власть, т.е. добровольно сдавать, одну за другой, позиции России. Возможности для Путина сопротивляться совсем нет: ведь то, что сделали с Сюрдюковым, вполне легально могли бы сделать с любом членом политического топ-менеджмента, включая, в первую очередь, и сам тандем. Но это не сделали только потому, что сразу же стало бы видно, кто за этим стоит. И народ мог бы взволноваться. А так люди по привычке верят, что власть, ими избранная, всё же правит страной, хотя и не очень это получается из-за вороватых чиновников, и потому поддержит это движение, совершенно не понимая, что тектонический сдвиг направлен как раз не против коррупционеров и с целью наведения порядка, а ровно наоборот: с целью принудить Путина сдать остатки власти, отползти от смачного пирога (распила бюджета) и посадить на власть марионеточный парламент в стаутсе главной власти в парламентарской республике без президента или при полу-президенте. Но полу-президент это НЕДОпутин, ноль в полном смысле. Вот к чему клонят хромую утку, вот зачем его хряснули об татами на тренировке, как только он позволил себе риторику в пользу самостоятельной, хоть в каком-то смысле России. Так что немедленное освобождение и спасение страны - дело жизни народа, иначе страну спихнут в болото беспредела и хаоса. И тут надо хорошо понимать, как устроены карусели и пирамиды этой зловещей, насквозь криминальной системы - палочного Правопорядка, основанного на управляемом извне Хаосе.
     Кстати, когда в Повести временных лет написали, что мол велика Земля Русская, да порядку в ней нет, имелось в виду совсем не то, что втолковывают в сознание современников. Речь идет не о том, что вокруг царили хаос и беспредел, а лишь о т ом, что было институтов государства, т.е. Земля Русская, как и вся почти Европа до 9 века, самоуправлялись, иными словами, были самостоятельными обществами. Регулировала такую жизнь многосотлетняя система традиций и обычного права (по обычаю). И всё ладилось как бы само собой. Но регулярной армии такие общества не имели, в случае чего собирали ополчения. Однако в 8-9 веке по всему лицу единой доселе Европы начинают формироваться государства имперского типа, которые вскоре вступят в ожесточенные войны друг с другом. Во Франции, центре тогдашней Европы, создается империя Каролингов, на Руси появляется Рюрик. Повторяю, произошло это не по причине того, что люди погрязли в беспределе, а по причине создания новой парадигмы управления миром - старая завершила своё существование в 1054 году, расколом христианской церкви в связи с демаршем западной ветви, объявившей себя католической и единственно верной религией. Однако ещё в 3-4 веках первого тысячелетия новой эры ни слова о Христе и страстях в литературе нет, более того, Плотин, выдающийся философ этой эпохи, излагает божественную историю вполне традиционно - вочеловеченный Бог это Зевс, Бог-Отец - Хронос, сын Урана. Такая вот троица. Ну а матерь вочеловеченного Бога это мать сыра Земля, Рея, получившая этот  статус от бабушки Зевса богини Земли Геи. Однако система божественных взглядов очень похожа на то, что потом уже будет излагаться от имени христианства...

***

    И всё-таки - когда появилась жизнь на земле? И что более реально - эволюция или деградация7 А если более вероятна деградация, то человек мог появиться почти одновременно с землей. Это был квазибог, он был огонь или равен огню ибо жил в жерле вулкана. Тогда главное, не наплодить в качестве своих потомков вредоносных микробов. (Хотя это легче, чем породить титанов или атлантов.) Но лучше этого не делать.

    Первое "Я" появилось по тому же механизму, как и защитная пленка у мыльных пузырей - при выбросе аминокислот из жерла гейзеров. Ну а дальше - рост и деление от дуновения ветра. И это уже настоящая жизнь!
    А вот ДНК появилась 4 млрд. лет назад: генетический код микроба принадлежит общему древу жизни. Общая черта: внешний защитный слой мембраны. Однако нужен ещё передающий код жизни ген - ДНК. Её простейший аналог - РНК, задающая порядок жизни молекулы сахара и азотистых оснований... Далее повышаем температуру... Греем и... вот уже РНК почти готова.
    Но это ещё не всё: есть ещё открытие века №2: на земле есть и другие формы (древа) жизни, помимо того, к которому принадлежим мы. Это то, что называется теневая биосфера. Она живет там, где не живём мы. Так что по крайней мере теоретически жизнь могла развиваться не от простого к сложному, от микроба к человеку, а скорее наоборот. И это, КАК ВИДИМ, вполне реально.
    Итак, это, да, было. Жизнь на земле зарождалась как минимум дважды. Значит как максимум - бесконечное количество раз. Однако это не очень греет: дорога своя жизнь.
    Но и это далеко не всё: жизнь на Земле во многом скоординирована с тем, что происходит на Марсе. А возможно, и на всех других удаленных планетах солнечной системы. Как это могло случиться? Ответ только один: в прошлом были космические контакты. Так что, как видим, в пользу деградации живого гораздо больше аргументов, чем в пользу эволюции. Именно деградирующий человек, дорвавшись до плодов НТР, использовал их по зло и уничтожал ссебя. Потом чудом выжившие остатки человечества начинали всё заново, поклявшись на крови, что никогда больше не будут развивать НТР. Колесо, как начало цивилизации, попадало под запрет. Но проходило время, плохое забывалось, и соблазны цивилизации вновь овладевали умами людей. И вновь головокружение от успехов НТР и... снова здорова - очередная техногенная катастрофа... Так почему же эта дурная цикличность никак не прекратится? Ответ прост: Чтобы эволюция шла от простого к сложному, ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНА ПОДКАЧКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ, А ПРИ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕКА НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ НЕ НУЖНО. Катиться под гору легко и даже бывает приятно, если сидишь удобно в хороших саночках. То, чем сейчас заняты руководители планеты, так это комфортным обустройством стремительного скольжения в очередную пропасть. Но если нами осознана эта опасность, может быть, хоть на этот раз, мы выберем жизнь? Думаю, так и будет.

     Так что, господа, это всё же хорошая новость: на Земле была жизнь и в очень давние времена, 3,8 млрд лет назад, и это более вероятно, чем отрицательный ответ и что вполне доказано по соотношению изотопов углерода 12 в пластах такой древности, присущему только живому. Артефакты отсутствуют по простой причине: за время, большее чем 200 тыс. лет, любой материал земного происхождения разлагается на простейшие элементы.

***

    Житель Белозерья, колыбели русской государственности, по имени Александр в начале 90-х 20 века крепко занедужил. Почувствовав близкий конец, он дал обет: если выздоровеет, поставит православный храм своими руками. После этого ему стало немного легче, встал, на все свои сбережения купил леса и с помощью одного только топора из последних сил начал ставить храм. Ломал руку, рвал мышцы и связки, простужался на ветру, но не отступал. Жили очень скромно - на одну только зарплату преданной ему до самозабвения жены, а каковы были зарплаты в 90-х, комару смешно. В довершение испытаний, его городскую квартиру в Череповце ограбили начисто... На каком-то этапе по совету своей жены он, технарь по образованию, обычный советский атеист, наконец крестился, чтобы, если что, отойти в мир иной по обряду. Однако здоровье незаметно вернулось. Десять лет вел он в одиночку это строительство и наконец десятиметровый храм-красавец со всем, что положено внутри и извне, был завершен. Он пригласил священника, показал своё творение, тот одобрил. Собрали иконы по соседним населенным пунктам, освятили церковь и начались в ней службы. Александр оттуда вообще не выходит, день и ночь проводит в своём детище. И вот что удивительно - эта церковь стала исключительно молодежной, наверное единственной в мире, куда молодежь не заманивают рок-музыкой и прочими ноу-хау современного продвиженния религии в массы, они идут сюда сами, и с большой радостью - ходят на службы из соседних сел и городков студенты, школьники и дети с трёх лет, их приводят старшие братья и сестры. И дай бог ему ещё многих лет жизни и счастья.

***

   Человек живет в пространстве и времени. Пространство как философское понятие многообразно. Выделяют обычно 3 аспекта: онтологический, гносеологический и культурологический. Вся культура, собственно говоря, может быть истолкована как деятельность по организации пространства. Если это пространство наших жизненных отношений, то соответствующая деятельность называется техникой. В других случаях это пространство мыслимое, мысленная модель действительности, а действительность его организации это наука и философия. Третий разряд случаев лежит между первым и вторым. Искусство находится на противоположном конце, а философия где-то по середине между наукой и искусством.
   Антитеза миф и этнический язык видится по-разному; она ни изоморфна, ни пропорциональная по отношению к оппозиции космос-хаос.  Во вторичных моделируемых системах мифы объединены с поэзией и философией.
  В языковой оппозиции космос-хаос значение космос не маркированный член, а хаос - маркирован. И это свойство наивного (первичного) сознания. Хаос воспринимается как производная от слов порядок, лад, обустроенность. Исключение составляет греческое "хаос" - от слов "зиять", "разевать рот", "хавать". В последующем восприятии хаос в космосе воспринимается как благодать. Прообраз православного креста - в перекрещенных руках патриарха, до 12 в. распятие Христа воспринимается как Воздвигание Христа на древо жизни, т.е. увековечение.  Но в Средние века смысл распятия меняется полностью, особенно в католической вере - это уже буквально распятие, смерть и мука.
****

   В начале нулевых 21 в., которые считаются годами устновления внешнего порядка стабильности, начался по сути процесс рождения хаоса буквально: тут и там поименовываются места, вещи и явления: Каменный хаос, торт "Хаос", магазин "Белый хаос", сайт в интернете ""Хаос", радиостанция Хаос... Аристотель зазывал хаосом место, где находятся те или иные тела, Овидий мыслил хаос как сплошную глыбу. Как видим, разброс в понимании этого слова велик. Но этот греческий хаос - один из ключевых концептов античного космогонического мифа, повлиявшего на концептуальные системы в других культурах, отсюда и повсеместно езаимствование греческого "хаос" во все языки Европы. В более поздние времена появились и другие слова со значением "хаос". Слово хаос есть уже у Гесиода, но нет пока у Гомера, это всё ещё устроенный по уму, надежный патриархальный мир предков, о возврате в который будут мечтать многие сотни лет последующие поколения именуя его "утраченным раем".  Хаос, как слово, широко появляется между 8 и 5 вв. до н.э. Он есть у Аристофана, Платона, Аристотеля. Это уже важный концепт. Концепт хаос есть в Ветхом завете (вот вам и верхняя граница его возможного составления этой книги), а понятие космос есть только в Новом завете. Получается, что Новый Завет прежде Ветхого? Или "новый" по отношению к самому себе, в смысле смены концепции Космоса и Хаоса? С этим надо разбираться. Во всяком случае, Космос как мир, Вселенная есть только в Новом завете, и это факт.
    Хаос здесь мыслится как изначальное и бесконечное состояние, а Мир, Космос, Порядок тварны, т.е. созданы творениями; они имеют начало и конец и никогда полностью не вытесняют Хаос, который правит на периферии Космоса и в царстве смерти. Хаос более содержателен и богат потенциями, чем Космос.  В античной концепции  Хаос это энергия, а Космос - материя. Хаос есть принцип непрерывности, неразличимости и бесконечности становления (не разрушения!), а Космос структурен и потому богаче проявлениями. Космос красив, из чего следует, что в оппозиции Хаос-Космос есть этическая и эстетическая оппозиция, причем их распределение в каждом из членов оппозиции ассиметрично и конфликтно - из-за их разнонаправленности. Эстетические чувства стремятся к удовольствию и остроте переживания, а этические - к покою и согласованности. Этика рационалистична, поэтому для неё хаос плох, а красота сомнительна. Для эстетического чувства, далекого от рационализма, красота выше добра, а хаос всё-таки красив. Т.о., красота уязвима. Эстетическая компонента космоса (красота) представляет его высшее проявление, но она внутренне противоречива и конфликтна, что ведет к саморазрушению; кроме того, её наличие констатируется чувством. Благодаря связи с эмоциями, красота затрагивает самые глубокие области психики человека, определяющие его мироощущение и поведение, а вовсе не более высокой инстанцией - интеллектом (умом, рассудком). А именно это в наивной (архаичной) картине мира первично. (Умное зрение...) Именно у него, ума-рассудка, не влюбленного, не ангажированного, красота всегда под подозрением. В мире искусства, профессионально создающего эстетические объекты, представления о красоте исторически корректировались. Это могла быть и не гармония, а ровно наоборот. Однако этимология слова "красивый" имеет всё же значение "хороший" или "подходящий". Соответственно "некрасиво" - это "плохо", ни в какие ворота не длезет... Лат. belle - белый, а вот decus - красивый, декорированный, украшенный, приличный. В др.-нем. shёn это красиво, этическая комбинация весомее, чем эстетическая. Хорошенький, красивенький, миловидный - относится только к человеку, назвать так пейзаж или вещь нельзя. Произошло сужение понятия, поэтому нельзя сказать "исключительно красивенький малыш", нельзя также сказать "хорошенький учитель" или "хорошенький старик". Праславянское  слово "krasa" от "kresiti" (высекать) - в высшей степени позитивно. "крез" - оживление. Здесь она родственная слову "крест" в самом жизнеутверждающем смысле. Также и слово "lepie" - лепо, хорошо, красиво, в смысле готово, завершено, ладно сделано. В английском языке есть поговорка "Красота в глазах того, кто смотрит пристально", аналог в русском: "Не по хорошу мил, а по милу хорош".
   Итак, красота эфемерна и потому двусмысленна, она противоречит глубине, искренности, подлинности. Красота бесчувственна, холодна, чарующа минутна, ложна, поддельна, фантастическая и... страшная (сила). Отсюда и поговорки: "На красоту глядеть хорошо, а с умом жить легко", "Такая красота, что как в окно глянет, так конь прянет", "Красота приглядится, а ум вперед пригодится", " Красота хватает, а сердца мало". Как вывод: она вообще не нужна и даже опасна  в повседневной жизни.
    Красота в русском языке чаще относится в положительном смысле к вещи, городу, а в отрицательном - к человеку. Отсюда следует: вещь хороша, если красива, а человеку лучше быть сначала хорошим, а потом уже можно и красивым.  Красивый в смысле приукрашенный - всегда отрицательная коннотация.
   Но в смысле явлений и отношений совсем другое соотношение: "На миру и смерть красна". Но: "Ради красного словца не жаль и родного отца". Это про краснобайство.

 


   


Рецензии
Но входит зло в сердце человека через яства (запретный плод познания, яблоко его символ): "...И стали они как боги, знающие добро и зло", Быт 3:5), после чего Каин убил брата Авеля, познание обернулось грехопадением. Но здесь можно также увидеть намек на генномодифицированные продукты, которые не просто проходят через пищеварительный тракт,.................................
Вот бы и увидеть вам НАМЁК Союзом Науки-Религии-Мистики о том, что КАИН
-АЗОТ 7 обязан Убивать АВЕЛЯ-КИСЛОРОД 8 в Атмосфере планеты Земля,потому что без этого БРАТОУБИЙСТВА нет Жизни на планете Земля!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Виктор Хажилов   04.09.2014 00:14     Заявить о нарушении
Хаос это ОКРУЖНОСТЬ числа ПИ=3,14...........в Окружности числа 3,33-Порядок Вселенной.......Не Хаос из Порядка..........а ХАОС в ПОРЯДКЕ...............

Виктор Хажилов   04.09.2014 00:28   Заявить о нарушении
Вы правы во многом.
Спасибо.

Лариса Миронова   04.09.2014 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.