Мемуары 10- КУБА 2

До вылета из Москвы со мной произошло очередное приключение ,из-за которого я улетел в Гавану со второго раза.Похоже ,что не хотела отпускать меня Россия-матушка после стольких лет проведенных вместе.Прикипели мы друг к дружке.

Проводы с друзьями длились всю ночь.Выпито было немало,все таки прощался ,может быть ,навсегда. К тому же, температурил. С бала на корабль , вернее ,на самолет шел шатаясь,не столько от выпитого ,сколько от недомогания. В голове пульсировало:главное попасть в створ проема двери самолета без привлечения внимания. Но на регистрации багажа меня тормознули ,посмотрели в глаза и отправили в медпункт при Шереметьеве -2. Там врач , пожилая женщина с добрыми глазами ,глядя на меня поверх очков ,померила давление ,потом дала градусник ,который (предатель!) показал температуру : 39. Приговор обжалованию не подлежал:

- Никуда ты голубчик не полетишь,так что скажи твоим сопровождающим ,чтобы проводили домой и дня через три ,посмотрим.Билет тебе поменяют ,я выдам справку.

Шок был крепкий.Возвращаться домой нельзя , поднимут на смех - меня уже "похоронили".Надо где -то переспать "инкогнито". Я незаметно вышел в зал вылета (хмель сняло ,как рукой),подкрался к другу ,который стоял чуть поодаль от провожающих,тихонько ткнул в бок ,поднес палец к губам ,тихо мол ,без паники.Мы отошли ,я ему объяснил ситуацию и мы вернулись в Москву .Конспиративно,как в добрые старые времена. 

Не буду утомлять читателя дальнейшим развитием событий.Все кончилось благополучно и через три дня ,по-моему 24 ноября ,мне удалось улететь рейсом Аэрофлота Москва-Гавана с пересадкой в Рабате.

Полет длился часов 16. Утомительный. Помню одет я был в черный костюм , который,прилетев в Гавану , оставил в самолете по причине его дальнейшей ненадобности.Выйдя из самолета ,получил пощечину от оглушающей мокрой жары. Ошущение ,как в парилке ( в Москве ,когда я улетал было градусов 10 ниже плинтуса).

После этого и в течение всех 4-х с половиной лет, я ни разу не одел ,не то что пиджак или костюм ,а  даже ...носки! Как Маугли.

При проходе через паспортный контроль , я показал тот кубинский паспорт ,который мне выдали в Испанском Центре в Москве.

- Eres cubano?(ты кубинец?), спросил черный, как квадрат Малевича, пограничник

- No, ответил я

- А это ??!!,- показывая  молча на паспорт, спросили черные брови, которые на не менее черном лице взлетели вверх.

- Позови начальника, я ему  объясню

Через полчаса все было урегулировано. Вне Кубы я был кубинцем, на самой Кубе - испано - чех, объяснили мне потом. На вопрос :- почему чех? мне показали письмо от гаванского представителя испанской компартии, где ошибочно указывалось, что я родился в Праге(меня перепутали с братом Павликом). Ну чех, так чех, главное, что меня легализовали на острове Куба. Опять же,как лицо без гражданства.

В аэропорту Хосе Марти меня никто не ждал. Наверное, не успели сообщить тем, кто должен был меня встречать о перемене рейса. Я сел в автобус, который повез в город каких-то советских специалистов. Привезли нас в шикарную, по моим тогда понятиям, гостиницу Сьерра Маэстра, на берегу моря. Не помню как, ни сколько времени прошло, но мне все же удалось связаться с гаванским отделением испанской компартии ( опять эта непотопляемая, к моему счастью , организация!) и напомнить, что я уже нахожусь в Гаване. Оказывается меня уже искали и сбились с ног.

На следующий день меня сопроводили в госучреждение под названием TRANSIMPORT, что - то вроде советского Внешторга, где я подписал с неким компаньеро Винагре( Vinagre- уксус по-испански ) контракт о предоставлении услуг в качестве иностранного специалиста на заводе по капитальному ремонту автомобильных двигателей на острове Пинос.

Вот это номер!! Я понятия не имел о автомобильном двигателе, не отличал свечи зажигания от карбюратора, даже не умел водить машину, а меня с бухты-барахты назначают  не кем нибудь, а главным инженером предприятия, пусть небольшого (150 человек), но довольно серьезного, с полным технологическим циклом. К тому же, оно было единственным на острове Пинос и отвечало, как оказалось потом, за состояние всего наземного транспорта острова.

Кубинцы полагали, что раз я работал на ЗИЛе, то должен хорошо знать автомобиль. Их никто не оповестил, что на на этом огромном предприятии, где работало больше 100 тысяч  человек, было много отделов (там изготовляли даже холодильники ,кстати неплохие), не имеющих никакого отношения к двигателю внутреннего сгорания. Я там работал с автоматикой станочного парка и двигатель не видел "живьём" в жизни.

Естественно, когда я понял во что влип, то опять обратился к моей благодетельнице - испанской компартии с просьбой найти мне что-то поближе к моей специальности или вернуться в Москву. На что мне ответили, что мосты сожжены, назад никак и что надо переквалифицироваться. Спросили, сколько, по моему мнению может уйти на перерождение? Я ответил, что где-то месяца три, если пахать и не спать, да и то на самом продвинутом предприятии Кубы ,чтобы профессионально пройти все этапы капремонта.

Но Куба - страна, где ещё верят в чудеса и мне дали 45 дней стажировки на центральном заводе Гаваны по капремонту автомобильных двигателей “имени советско-кубинской дружбы”. Там работало семь советских инженеров в качестве консультантов. Это были очень опытные специалисты, им было скучно, поскольку их статус запрещал им активно участвовать в производственном процессе. Они были советникамии, т.е. писали рекомендации, которые мало кто читал. Сам директор поручил им заняться интенсивным погружением покорного слуги в неизведанный для него мир шатунов, клапанов, коленвалов, трамблёров и прочему ... Они очень обрадовались моему появлению и возможности “лепить с нуля” свежеиспеченного инженера , блеснуть и применить свои знания на практике. Тут же был составлен план “переплавки”, который сводился к непосредственной работе обычным подмастерьем на каждой из операций процесса капремонта, начиная с разборки двигателя и заканчивая обкаткой уже собранного.
По ночам штудирование книг :от теории внутреннего сгорания до всей анатомии движка. До сих пор храню “библию” испанского корифея в этой специальности сеньора Arias Paz , книга которого “  Manual de autom;vil “ выдержала более 50 изданий.

Я бесконечно благодарен этим добрым людям, давшим мне второе высшее за полтора месяца.

Конечно, приехав после этой стажировки на Пинос, я сначала "плавал" из-за нехватки опыта, но сумел выбрать из кубинского коллектива двух самых лучших механиков, потом других продвинутых специалистов и создать хорошую команду, при помощи которой через полгода, мне удалось, худо - бедно, выполнять возложенные на меня задачи. Помог широкий профиль советского вуза и коллектив советских инжереров, которые неподалеку от моего заводишка строили дизельную электростанцию. Кстати, они мне по хорошему завидовали. Я мог принимать решения и непосредственно руководить производством, а они писали рекомендации, хотя руки чесались и порой, незаметно от начальника брали в руки гаечный ключ и участвовали в монтаже здоровенных питерских дизелей, которые потом, через генераторы, вырабатывали электроэнергию . Иногда прибегали ко мне что-то шлифануть или отфрезеровать. Я им давал станок и говорил:

- Сам шлифани,

Как у них горели глаза! Знали, что не заложу. Мне их начальство и их партком до лампочки. Или по барабану, как сейчас говорят. К тому же, у нас в Интердоме, стукачам устраивали "темную".

С моими кубинскими помощниками, скорее коллегами, мы очень сдружились. Нас называли три мушкетера, хотя никто на острове так и не сказал мне, кто написал эту книгу, когда я спрашивал об этом. Мои близкие кубинские друзья Ромэу и Рехинер никогда меня не подвели, отдавая себя без остатка и я старался платить им тем же. Они останутся в моем сердце навсегда. Где их сейчас черт носит? Не знаю.
Меня кубинцы научили гораздо большему, чем я их.

Я еще в Москве заявил, что не хочу иметь на Кубе никаких спец.пайков, ни валюты.
Таким идеалистом меня воспитали и, как я говорил выше, мне очень хотелось внести посильную лепту в этот покоривший мир революционный переворот. Утопист. Последний революционный романтик.

В итоге, положили мне 350 песо в месяц - такую же зарплату, правда, максимальную для кубинских инженеров. И выдали карточку для иностранного специалиста, по которой я мог отовариваться. С ограничениями, правда, но они превышали квоты кубинцев. Это была единственная льгота, на которую я согласился, потому что было очень сложно внести меня в список карточной системы рядовых кубинцев. Кстати, она до сих пор там существует.

Как же я мог бы претендовать на большее, если не был достаточно компетентным для того, чтобы эффективно работать на должности главного инженера?! Пусть даже такого крохотного предприятия, как мое.

Думаю, поступил я правильно, хотя многие меня за это критиковали, особенно при последующем через 4,5 года отъезде в Испанию без гроша в кармане.
То, что не в деньгах счастье, я понял в полном смысле этого изречения по настоящему на Кубе. Мне мои кубинцы открыли простую истину: " ты появился на этот свет голым, а носишь рубашку. На что ты жалуешься?". Это запало мне в память навсегда. И с тех пор я обрел покой в душе.

И еще один важный урок, который я извлек из пребывания на острове Куба.
Умение быстро находить решения на возникающие проблемы и понять простую истину:не существует проблемы на которую нельзя найти решение. Все дело во времени, отпущенного на поиск этого решения.

Все на Кубе  было мне в новинку: нравы, обычаи, привычки, климат, люди, запахи, еда, даже язык. Вроде тот же испанский, на котором я разговаривал всю жизнь, но специфичный. Певучий и ласковый, особенно в интерпретации умопомрачительных мулаток -новой расы изобретенной испанцами, по словам кубинцев.

---------
на фотографии автор (слева) и советский специалист Евгений Арзамазов на острове Пинос,1976
---------

 
Продолжение следует в мемуарах 11 - КУБА 3---http://www.proza.ru/2012/12/07/204


Рецензии
Какие замечательные уроки подарила Вам жизнь на Кубе! Особенно это понравилось: "ты появился на этот свет голым, а носишь рубашку. На что ты жалуешься?".
Спасибо за интересные воспоминания, Томас! Надеюсь за выходные дочитать мемуары, даже задвинула остальных авторов)))

Мария Евтягина   31.03.2018 22:17     Заявить о нарушении
Очень приятно, что Вы не просто заинтересовались, но и прочитали почти все, что мной опубликовано на этом портале. Да ещё так активно, реагируя частыми и глубокими рецензиями. Думаю, что любого автора польстило бы такое пристальное внимание к его творчеству. Это не только стимулирует и мотивирует, но и оставляет радостное ощущение, что твои размышшления находят своего читателя и собеседника!
Спасибо, Маша, я очень тронут!



Томас Памиес   01.04.2018 01:45   Заявить о нарушении
До "почти всё" ещё далеко, но планирую. Только на недельку пропаду с завтрашнего дня, не скучайте :-)
Приятно, что смогла порадовать Вас, Томас.

Мария Евтягина   01.04.2018 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.