Странствие к земле утренней. Часть1

                По  книге доктора Е. Петерса “Die grobe Morgenlandfahrt”
составил Z.Krivka

        У истории человечества, как  результата  действия  многих  людей, есть  своя  тёмная и светлая стороны.  Если рассматривать  многие   исторические   события через  призму времени, то  становится всё более и более  очевидным присутствие в них  безудержного  стремления  к  власти с одной стороны , и  - готовности  к самоотверженному  служению  с другой.  История  учит тому,  что стремление к  власти само по  себе в  долгосрочной  перспективе,  ведёт  к  гибели. А изучая  историю,  мы можем сделать  ещё более глубокий и важный вывод: долго живёт  лишь  то, что  служит.  Служение – это  последняя  ступенька  на  пути  к полноценному человеческому  бытию.

Решение служить -  это стремление  души  проявить  явно  внутреннее  знание истины  принятой  человеком.  Эта   внутренняя  истина  для человеческой души  всегда является  самой главной.
Найти  истину  человек  жаждал  испокон веков, найти  путь к  возвращению души  домой,  о котором  он всё время томится,  и которого здесь не найти,  потому  что этот  мир слишком  тесен для  души.  Этот свой  настоящий дом  человек  всегда   соединял  со   светом.

                СВЕТ  С ВОСТОКА

       “Ex oriente lux”, «свет с востока» - это  древнее  изречение символизирует направление  поиска, направление на восток.  Не  только солнечный  свет  в  природе  зарождается  каждый день  на  востоке, но и свет духовного знания  тоже изливался  в начале  нашей истории  с востока.  Оттуда с восточных  стран  его  приняла и Европа, чтобы  в  форме самой древней эллинской культуры  стать  основой, на которой стоит вся  современная  европейская  цивилизация.
Поэт Г. Гессе, который  изучал, какими  путями шло познание  духовных  истин, первым  назвал  странствие  за  светом  «странствием к земле восточной». Это  странствие  за  мудростью, за  светом  познания, за поиском  дома для  души  стало символом  поиска сокровища, которое искали во все времена  человеческого  существования. Оно появлялось  из тьмы  веков  в виде некогда  угасших культур  и  продолжает свой  путь в день сегодняшний. Ибо поиски «земли восточной» - это и есть  поиски  настоящего, родного  дома  для  души.

        Однако на  земле каждый  путь  должен  быть  пройден  людьми «из  плоти». А значит, и духовное знание несут  человечеству  конкретные  люди. Об этих  путях и их первопроходцах в течение прошедших столетий было  написано  много книг и это  краткое обозрение минувших  времён не  может  дать их исчерпывающую картину. Однако  оно даёт возможность  кратко окинуть  взглядом  жизнь некоторых великих людей или духовных сообществ,  попытаться  оживить то,  что хотя и   давно ушло физически, но духовно остаётся жить и по сей день.
Мы узнаем при  этом,  что в  своих стремлениях к Свету мы не  одиноки, что поток «странников  к земле  утренней» образует  непрекращающийся поток, то более плотный то – менее, в зависимости  от  времени. То  тут, то  там  в нём  появляются   отдельные  исторические  личности,  бывшие   в  своё  время какими-то  средоточиями  духовной  энергии.

                ЗЕМЛЯ  ФАРАОНОВ

Учёныё  разделили  всю историю  человечества  на  эпохи, которые  назвали древними  веками,  средними  веками  и новым   временем. Древние  века охватывают  культуры, которые  возникли, расцвели и  погибли за  тысячи  лет до рождения Иисуса Христа,  включая несколько столетий и после Его рождения.  Эти самые  древние  культуры  возникли,  и в самом  деле,  на  востоке.  Поскольку вода это главное условие  жизни, то  возле  крупных  водных  артерий, возникали  такие  древние культуры   как: шумерская, вавилонская и ассирийские  культуры  -  в Передней Азии, в  области  между реками Тигр и  Евфрат, т.е. в Месопотамии;  в северо-восточном  углу Африки, в  области, где протекает река  Нил, расцвела  культура  древнего Египта.

       Древний  Египет  имел  много точек  соприкосновения  с древнейшими  историческими культурами Европы, древней  Грецией и Римом. Таким  образом, события в Египте  во  многом   предвосхитили события  в Европе.

       Из  мглы далёких  веков  появляется Египет, как  первое  устойчивое формирование на замкнутом  пространстве,  как  таинственная  земля  фараонов  и  пирамид,  иероглифов и  богов в образе животных,  земля великих  мистерий и первых  творцов  мысли о  великом единстве бытия, творцов  монотеистической  религии.
           Могучий Нил  с  незапамятных  времён  являлся судьбой  Египта.   Из  далёкой Эфиопии  он  нёсёт через  Горный  Египет, земли  красной  пустыни,  во время  паводков, плодородный  черный  ил к  лежащему  в низине Нижнему  Египту.  Отсюда и  мышление, и  религии Египта развивались  вокруг  полярных  полюсов  чёрного  и  красного, жизни  и  смерти.  В  узком  пространстве, дающей  жизнь реки, построил,  живший тогда человек, мощную   культуру.  Кроме творений  материальных  мы  находим  здесь  и  другую  реальность. За великим  множеством египетских  богов, казалось  бы  приметой  политеизма, духовно зрелые  египтяне  в прозрениях своей души, в полёте  своей  мысли,  пришли  к  пониманию  вечно  действующего  единства, вечно  существующей  божественности  в  её неисчислимых  формах.  В этом угадывается  направление  к  подлинному  монотеизму.

«Ты Один,  который  всё сотворил ,  единый Один, который сотворил  всё, что  существует, из глаз  которого вышли люди, из  уст  которого возникли  боги. Мы приветствуем  тебя, Единого, Одного  со  многими  руками бога  и склоняемся  перед твоим   величием…»
Это  отрывок  из  древнего египетского  гимна Амону – Ра.   Сначала  каждый  из  этих  богов   порознь был  почитаем,  как  местное  божество,  однако позднее  они соединились в  одно  главное   божество  всего  царства.

При  фараоне Эхнатоне (17 век до Р.Х.) достигает  максимального  развития монотеизм: в культе  Атона - бога Солнца  провозглашает  фараон своему   народу света послание Бога.  Однако  в этом  поклонении  богу Солнца,  мы не  должны  видеть  только поклонение персонифицированным  силам  природы,  здесь говорится о  много  более высоком  « …об истинно  религиозном  переживании святости  в явлении  сияющего согревающего солнца,  пробуждающего  жизнь» Монотеизм Эхнатона  был верхом достижения высокого духа, однако  он  не  нашёл  поддержки   в широких массах.   И после достижения  такого высокого,  но короткого  периода расцвета, в Египте  вновь возрождаются  культы  местного   значения, без духовного  подъёма.

Наиболее высоким  из  всех  этих  культов была  мистерия Исиды  и Осириса. Она существовала, на  протяжении  многих  веков,  на всём средиземноморском  пространстве. Этот миф об Исиде, как о символе  материнской  женственности, о смерти и о  воскрешении её  супруга Осириса и о  рождении их  сына Гора,  был содержанием ежегодно  проводимых  праздников.  Эти  мистерии  отвечали посланию   Света, которое получили  люди в  то время,  соответствовали  их   уровню  зрелости. Можно  сказать,  что  в этом  была настоящая  религия  Египта   на  протяжении  многих  столетий. 

Со  временем,  однако,  глубокий  смысл  этого  мифа был принижен.  Характерно,  что  это  произошло в то  время, когда Египет  стал  великой мировой  державой, в эпоху, так называемой Новой  империи (приблизительно 1500  - 700 лет до Р.Х.), во  времена его блеска  и материального благополучия. Осознание  внутренних  ценностей,  осознание  важности связи с божественной  волей    утрачивается. На место   духовного,  как  главной  черты  настоящего,  приходят   материальные  ценности.  Но мировая мощь  оказалась  непрочной  и вскоре разрушилась,  пришли  лишения  материальные  и  духовные.  Однако,  идёт  время  и вновь  воскрешаются  воспоминания  о  древнем  мифе.  Но  уже не только с  прежней  задачей преодоления  смерти,  которая  стояла  в  минувших  столетиях, а  и  с жаждой преодоления  скудости  жизни,  возвращаемся мы  к  древней  мудрости.  Память  о  послании  Света,  которое  когда-то   получили люди,   живёт.   Но не во  всех, а лишь  в  тех  людях,  кто  ищет  утраченное  слово.

                ДАРЯЩАЯ  ЖИЗНЬ

В каждой  религии,  выражено  отношение народа  или сообщества  людей  к  высшей сверхчувственной  силе,  к божественному, помимо   ритуалов(обрядов) сюда входят  мифы, святое слово,  рассказы,  которые  призваны  передать  вневременную,  вечную  идею.  Это  святое  слово, как  суть  мистерий должно  было  быть сохранено  и  передано  дальше.
В Египте  эта  вечная  идея снова  возрождается,  но уже не в Осирисе,  а в Горе, возрождённым  из  воды.  Сдвиг  мифа передаёт  и сдвиг  мышления: не  так важно  умирание,  как  возрождение  вновь. Исида  здесь  становится божественной  дарительницей  жизни.  Это  таинство  жизни  вместе  с  таинством  женственности  пользовалось  огромным  уважением  во  все  времена.  Появляется   предчувствие вечной  жизни  из вечной женственности,  которая  должна творить  мост  к  раю для  всего  человечества.   Итак,  мы  находим Исиду  в  Египте,  Иштар  в  Вавилоне, Астарту  в Ассирии и Карфагене, Деметру в Греции, Венеру  в  Риме, Кибелу в Малой  Азии, почитание  женственности, Великой  Матери,  Праматери  мы  находим везде, во  всех странах.
«Издавна  звучит  в  людях  знание  о Первозданной  Царице, которая  многими называется  также  Праматерью или  Небесной Царицей. «(Послание Граля, глава «Первозданная  Царица»)
        Мать  означает  жизнь,  источник великого  таинства.  И  потому  мужчина, не  имеющий  в  своей  внутренней  природе  эту  жизнь в качестве  своего « внутреннего  достояния»,    в  такой же   мере, как  женщина, борется,  подобно Фаусту  за то,  чтобы ступить в  «царство  женственности». (Фауст, часть II)  Поэтому  мужчины  участвуют  в  мистериях  в  первую   очередь,  меньше  участвуют женщины,  ибо своей  внутренней сутью  они так  связаны  с  жизнью,  что им не  нужно  этого объяснять.  «Мистик» - говорят в народе о  посвященном.  Этот  посвященный  в  мистериях  ощущает,  что  в поклонении Великой Матери  речь  идёт  о  куда  более высоком  принципе  всеобъемлющей   женственности,  восприимчивой  ко  всему  Божественному,  которому  она должна  быть открыта,  чтобы  через неё смог  возродиться  новый  человек.    Ведь  только  оплодотворение  духа  божественной  силой   даёт  возможность   возродиться  человеку к  новой  жизни.

Продолжение следует

По  книге доктора Е. Петерса “Die grobe Morgenlandfahrt”
составил Z.Krivka

перевод с чешского Светлой Р.А.


Рецензии