Странствие к земле утренней. Часть 3
составил Z.Krivka
ПИФАГОР И ГЕРМЕТИЧНЫЕ НАУКИ
На том символическом пути, где странствуют «путники к земле утренней», среди больших и малых групп идущих, выделяются яркие личности, оказывающие на эти группы влияние, придающие им свой колорит, дающие им новый импульс и указывающие направление и цель пути. Одной из таких ярких личностей, колоритной фигурой древности является Пифагор, современник Зороастра. Он родился на острове Самос и жил в 6 веке до н.э. Его воспитывали и обучали самые известные мудрецы того времени. Рукописи того времени до нас не дошли, однако существует много других источников, рассказывающих нам о том времени. Например, сочинения таких известных философов как Платон и Аристотель, живших в 4 веке до н.э., труды Плутарха, жившего в 1 веке н.э. Многие из авторов этих рукописей были историками, а некоторые - напрямую пифагорейцами.
Многие годы своей жизни Пифагор посвятил поиску знаний и мудрости. Милетос, Крит, Делос, Спарта, Финикия, Иудея – это его остановки на этом пути. Один исторический источник сообщает о его посещении Зороастра. Свои путешествия Пифагор закончил в Египте, где пробыл более двадцати лет и где был посвящён в величайшие мистерии. Он возвратился на свой родной остров, но не надолго. Уходя от власти Персии, захватившей Самос, Пифагор перебрался на юг Италии, которым тогда владела Греция. В городе Кротон он основал свою школу. Это сообщество или братство было этико-политическим и философско-религиозным объединением. По мнению Пифагора, государством должны управлять только самые лучшие и самые благородные из людей. Сам он, однако, от предложения возглавить государство отказался и посвятил себя деятельности на благо сообщества.
Политическая победа демократов в Греции принесла Пифагору, как защитнику аристократии (власти самых лучших) и его школе, много гонений. Однажды, восставший народ поджёг их школу в Кротоне, при этом большинство находящихся в ней членов братства погибла. Пифагор перебрался в другую греческую колонию Метапонт, где и умер в глубокой старости. Но его наука продолжала жить сохраняемая в Италии и Греции членами ордена, который заложил Пифагор. «Остатки» этого ордена сохранились и до наших дней.
ОРДЕН ПИФАГОРА
Из каких же духовных источников черпало это содружество свои силы, чем притягивало вновь приходящих, в чём причина его удивительной живости? Быть принятым в пифагорейское братство означало безоговорочно принять его строгие правила жизни и подвергнуться нелёгким испытаниям. Первым таким испытанием для вступающего в братство было испытание молчанием(5лет). Когда же неофит (вступающий в орден) приобретал умение молчать и слушать других, тогда ему позволялось самому задавать вопросы и высказывать своё мнение. Пифагор знал силу молчания. Каждый из вновь приходящих должен был отдать ордену всё своё имущество. Таким образом, он приобщался к нерушимому братству, члены которого были связаны тесными узами дружбы. Дружба, уважение к старшим, осознание ценности жизни - были особенно почитаемы там. Все члены ордена были подчинены беспрекословной дисциплине. Роскошь и наслаждения были недопустимы. Пифагорейская наука выделялась упорядоченностью и гармонией, занималась постижением красоты, религией, накоплением знаний.
Орден имел три степени посвящения, но существовала и четвёртая степень тайных знаний. Орденом управлял mistr, личность которого сохранялась в тайне.
Все науки и мудрость передавались только устно. Бумаге не доверили даже описания проводимых ритуалов. Непосвящённым принимать участие в ритуалах было запрещено.
Самым высшим достижением пифагорейского мышления было исследование таинственных свойств чисел и нахождение вытекающей отсюда гармонии и полярности в ней. Согласно пифагорейцам гармония всего мироздания отражается в числах, и это подтверждается как в астрономии, так и в математике, музыке. В музыке число проявляется особенно зримо; из соотношения первых четырёх чисел появляются основные интервалы: октава, квинта, кварта. Число четыре было для пифагорейцев священным. Также как и число десять, которое является суммой первых четырёх чисел. Таинственные свойства чисел привели к пониманию полярности, над которой властвует гармония: ограниченность и неограниченность, неравенство и равенство, мужское и женское, правое и левое и т.д. Число - это творческий принцип в космосе, оно творит тела, ограничивает одно тело от другого, даёт им меру. Без числа не может существовать ничего. Даже современному физику-теоретику близки мысли пифагорейцев. Он также стремится к тому, чтобы выразить всё через числа в форме уравнений, и гармонию всего мира он видит в атоме.
Главными предметами, изучаемыми пифагорейцами, были математика и музыка. Именно музыка тесно связана с умением лечить, поэтому пифагорейцы занимались и врачебным искусством тоже. Очищение души через развитие более гармоничной личности, очищение музыкой - это, как и всё в жизни этого сообщества, было выражением одного и того же основного принципа - священного продвижения вещей к гармонии. Гармония является предпосылкой и сутью здоровья тела, в гармонии должна быть заложена и полярность.
«ТРИЖДЫ ВЕЛИКИЙ ГЕРМЕС»
Число, размер и пропорциональность, музыка и врачевание считались в те времена главными областями в развитии таких высших наук того времени как эзотерика и магия. Особое внимание в них уделялось молчанию, которое мобилизует мощные потоки сил и даёт возможность отслеживать ежедневные внутренние продвижения. И наконец, в пифагорейской философии всегда существовало учение о реинкарнации. Главной целью этого учения о перевоплощении было освобождение человека из круга повторных рождений.
В 5 столетии до н.э. высшего своего расцвета достигли Афины, как в жизни общественной, так и в жизни культурной. Большая заслуга в этом была Перикла - государственного деятеля, духовного руководителя политических событий. Он был прекрасно образован, благороден, был умелым организатором политической, культурной и творческой жизни. Остатки великолепных сооружений, которые до сегодняшнего дня ещё можно увидеть на холме Акрополя в Афинах, были построены в основном во время жизни Перикла.
Одним из друзей Перикла, был философ Анаксагор, явивший собой пример настоящего учёного, который вопреки своей учёности, или может быть - как истинный учёный, поставил дух выше материи. Он ясно отделил друг от друга двигающуюся материю и двигающийся дух, который везде является одним и тем же - как в большом (мировой дух), так и в малом (дух человека). Дух Анаксагору представлялся творцом и создателем мироздания, принципом стоящим выше материи, благодаря которому она обретает своё лицо, движение и жизнь. Анаксагор подобно Платону тоже стал яркой фигурой среди идущих «путников к земле утренней». Своими мыслями он создал условия для расцвета платоновской, аристотелевой, и можно сказать всей европейской философии.
Слово герметический означает тщательно сокрытый, тайный. Это понятие образовалось от имени Гермеса Трисмегиста, который в культурной и религиозной истории человечества является настолько же таинственной фигурой насколько и значимой. Кто, собственно говоря, был этот Гермес Трисмегист? Это имя греческое и обозначает «трижды великий Гермес». Но это не бог Гермес Меркурий из греко-римской мифологии. Скорее здесь речь идёт о древнеегипетском боге Техути или Тоте, в котором Греция увидела своего Герма и назвала его «трижды великий».
КАК НАВЕРХУ, ТАК И ВНИЗУ
Культовым местом поклонения богу Техути был Схмум, что в переводе означает «место восьми богов». Согласно этому культу, исконные боги Египта образовывали четыре божественных пары. Это должно было свидетельствовать о том, что космологическая праструктура во-первых: считалась египтянами четверичной и во-вторых: парной. В основе этого лежит глубокая мудрость. Вся вселенная управляется с самого начала таким образом, что на основе разделения начинается её непрекращающееся дальнейшее развитие от общего к частному. Последующий Техути-Тот позже объединит в себе эти четыре божественных пары и его символом станет равноконечный крест, в четырёх полях которого присутствуют по две линии. Таким образом, можно сказать, что Техути-Гермес является тем путём, который ведёт к знаниям о значении четверичной полярности, к знаниям о кресте.
Разные варианты креста являются с начала развития человечества символом солнца, света, творческого принципа жизни, полярности, символом великого зодчего вселенной, символом Бога, божественной Истины.
Пифагорейцы одним из самых важных занятий в своей школе считали занятия посвящённые умению молчать. Таинственная сдержанность и молчаливость, необходимость которых всё время подтверждается на практике, как в большом, так и в малом, составной частью входят также в принципы Гермеса. Благодаря им посвящённые сохранили в тайне свои теоретические и технические знания. Эти герметичные принципы основаны на глубокой этике. Той этики, недостаток которой так ощущается сегодня, и что должно привести, наконец, к кризисной ситуации для человечества.
За всей этой древнеегипетской и древнегреческой символикой богов, их четверичностью и парностью, угадывается некий древнеегипетский мудрец, быть может священник или посвящённый, который прокладывал этот путь, а позднее был почитаем египтянами как «бог». Этот мудрец мог жить в 3-2 тысячелетии до н.э. и определённо, был одним из самых влиятельных и самых возвышенных учителей мудрости доисторического времени. В его жезле со змеёй соединяются символы ума (змея) и власти (жезл), образуя символ - «могущество мудрости».
Этот жезл Гермеса был в руке у Герольда, провожавшего посвящаемых в элевсинский храм. Он был изображён и в руках у Христа жезлом пробуждения на рисунках в катакомбах . Жезлом превращения он был в руке Моисея, когда тот заставил расступиться море и повелел воде бить ключом из скалы. Он же является древним символом «путников к земле утренней», что сохранился и до наших дней. Герметическая философия очень древняя. Её след можно отыскать со времён древнего Египта в культурах средиземноморья, западноевропейском средневековье и даже в 18 столетии. Однако эта наука мудрости мало постижима, так как основана на герметической традиции передачи знаний из уст в уста, из поколения в поколение.
Возможно, всё-таки, представится возможность найти какие-то письменные документы, скрывающие своё содержание за строго сокрытыми тайными формулами. Одна такая находка уже сделана. Речь идёт, о так называемой, «Изумрудной скрижали», которая возможно принадлежит египтянам. Её латинский перевод, сделан около 13 века н.э. позволяет нам узнать об основном герметическом принципе, который гласит: «Как наверху, так и внизу, как внизу, так и наверху, как внутри, так и вовне, как вовне, так и внутри».
Этот древний герметический принцип говорит о том, что существует закономерность и аналогия между разными уровнями явлений жизни, и тот, кто этот закон правильно поймёт и сумеет применить его в жизни, тот сможет на основе своих знаний и опыта исследованного сделать выводы о сферах неизвестных и неисследованных. Следуя этому принципу, каждая форма вещественности становится изменяющимся выражением духовного. За чувственно видимым стоит духовное как его причина и цель.
Герметический принцип духовности это самое главное условие герметического мышления. Герметическая философия это наука о высших духовных законах, воздействию которых подчинена вся жизнь.
Пифагор, Анаксагор, Гермес Трисмегист - это три великие личности древней Греции, принёсшие людям того времени послание от Света отвечавшее их пониманию, указавшее им путь к свету вечного восхода через метаморфозы повторных рождений.
«Учись мудрости в молчании внутреннего самоуглубления, которое ведёт тебя к гармонии с бесконечным. Познай основы бытия, крест Истины, найди в тишине познание того, что великий зодчий Света заложил в своём творении закономерностью, священным и неуничтожимым порядком. Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».
По книге доктора Е. Петерса “Die grobe Morgenlandfahrt”
составил Z.Krivka
перевод с чешского Светлой Р.А.
Свидетельство о публикации №212120401360