Я подарю себе луну


Зрительский отзыв на Премьеру спектакля «Калигула» в Театре «Ангажемент»  по пьесе Альбера Камю.

Альбер Камю. КАЛИГУЛА.

Молодёжный Театр «Ангажемент» имени В.С. Загоруйко, г. Тюмень. Сезон 2012 – 2013 года. Премьера 23 ноября 2012 г.
Перевод: Евгений Горный, Олег Постнов.
Режиссёр Антон Милочкин.
Художник Александр Зыбин.
Пластика: Любовь Лешукова.
Художник по свету – Олег Бобылёв.

Действующие лица и исполнители:
Гай – Денис Юдин
Цезония – Екатерина Душина
Геликон – Роман Зорин
Сципион – Виталий Мигунов
Керея – Максим Рогоза
Сенектий – Андрей Захаренко
Муций – Дмитрий Анисимов
Люция – Яна Швеина
Лепидий – Ринат Гарифуллин
Октавия – Вера Прунич
Метелий – Никита Герасимов
Друзилла – Ирина Нестерова.

За девятнадцать лет своего талантливого пребывания в авангарде театральной жизни г. Тюмени «Ангажемент» уже воспитал своё поколение зрителей. Преданных, верных, страстных, придирчивых. Режиссёры приноравливались к публике, выравнивая курс. Художественный руководитель театра, Народный Артист России Леонид Григорьевич Окунев сразу, с момента обретения особых прав и власти, стал вести поиски именно молодёжного театрального языка и соответствующих выразительных средств. Пьесы избирались острые, где были подняты проблемы, схожие с сегодняшними, актуальными. * Характерным был и вызов публики на оценки показанных эпизодов.
В результате многих успешных (а в некоторых случаях и спорных)
• - «Собаки», «Очень простая история», «Носферату», «Он пропал. net».
творческих поисков на сцене театра «Ангажемент» действительно сформировался и тяготеющий к определённой линии репертуар с высоконравственной драматургией, и точный по адресности театральный язык.
Со зрителем стало возможным говорить на самые «взрослые» темы. Вот тогда-то, сродни взрыву кометы в космосе, и появилась премьера экзистенциальной драмы «Калигула». Если можно так выразиться, это – хит театрального сезона 2012 года в Тюмени.
Альбер Камю – очень трудный для постановки драматург. Но ничто никогда не остановит режиссёра Антона Милочкина, которому и туманы сомнений, казалось бы, нипочём. Во всяком случае, спектакль, вызвавший единодушное одобрение публики, сразу стал ярким, обсуждаемым культурным событием года.
Искренне благодарю Заведующую Литературной частью Театра «Ангажемент» Анну Михайловну Николаеву за приглашение посмотреть премьеру, за предоставленную возможность попасть на спектакль.
Я не ошиблась в своих ожиданиях и оценила смелый театральный опыт. А. Милочкин – режиссёр – педагог, ему подвластна по определению вся театральная палитра, но в данном случае он, беря в дорогу творческую интуицию, кураж экспериментатора и математическую логику (что тоже немаловажно для настоящего – Стоящего – Театра) и… отправляется в почти полную неизвестность.
А что там? Как воспримет юная, модная, часто пресыщенная острыми впечатлениями публика эту чужую для неё драму? Почувствует ли она живую боль сквозь выписанную для неё формулу? Зачем понадобилась в наше неопределённое время пьеса, где молния нерва, словно бешеная стрелка компаса, всё время мечется между плюсом и минусом?
Калигула уже давно стал нарицательным образом, этот антигерой – не для нежных создателей салонных сюжетов.
- Ставить эту пьесу – всё равно что ходить по канату, - сказали сомневающиеся во время антракта.
При такой странной избранной жестоко-лунной тематике даже в самом театре сегодня всё было наоборот: не публика ждала выхода артистов на сцену, а, напротив, труппа приготовилась ждать застрявших в автомобильной пробке студентов столько времени, сколько потребуется им для преодоления остатка пути. Что такое мокрая ноябрьская слякоть и пробки на автомобильном мосту по сравнению с неодолимым театральным аппетитом горожан на новые впечатления?
Я уже давно говорю, что Тюмень была и остаётся самый что ни на есть театральный город. Это качество у неё стало развиваться с рубежа XIX –начала ХХ вв. (активно). Поэтому совершенно неудивительно, что «Калигулу» народ воспринял сразу и безоговорочно.
А. Камю, рассчитывая объём текста, организовал его в четыре действия. А. Милочкин, учитывая ряд местных обстоятельств, сжал его до двух. И оказался прав: пьеса приобрела ещё большую остроту, цельность, её внутренний эмоциональный заряд сгустился, а напряжение взвилось до предела.
Результат, которого достиг А. Милочкин, в спорте – футболе, например, - обозначается как пенальти. Или можно просто гол. Мы же назовём этот поразительный эффект более точно: ошеломление.
Очень даже актуальная пьеса. И решена она подчёркнуто современно. Художник Александр Зыбин не только прекрасно выполнил главную режиссёрскую задачу – сделать так, чтобы вся сцена – с актёрами и в их отсутствие – представляла собой внутренний – изрядно опустошённый – мир (анти)героя пьесы, вздорного молодого тирана.
Калигула на протяжении всей драмы переживает поступенно зенит славы, точку опустошения, злость от неудовлетворённости неслыханными желаниями, постепенный приход к пониманию собственного «я» - достаточно адекватному пониманию; - и, наконец, трагический финал. Который Калигула также должен осознать, ощутить и прожить. И Калигула, который, издеваясь, произносит в адрес патрициев реплику о том, что спускаться по социальной лестнице легко, сам совершает по ней сначала постепенное, а потом стремительное скольжение вниз – с трагическим ускорением. По всем неумолимым законам физики, космоса и морали.
Калигула остался в веках, в том числе и в нашем, пока ещё не осознанном полностью, - двадцать первом веке.

…В котором ещё стреляют.
…В котором ещё воюют.
    И убивают безвинных
                безвольных
                и мирных
                людей.
               …У каждого века,
                стало быть,
                свой злодей?!

Вот для того, чтобы их не было вовсе, режиссёр Антон Милочкин – Гражданин и Человек с большой буквы – и поставил эту пьесу. Он сделал это виртуозно.
Восхищаюсь тем, что окружение Калигулы было обрисовано актёрами столь талантливо, что намеченные несколькими штрихами роли актёры сумели сделать точно, сдобрив яркими характерными чертами. Антитеза Гай – Геликон (как всегда, насыщенно и значительно исполненный Романом Зориным) усиливается противопоставлением Калигулы всему миру, эта мысль выражена зрительно в детали, из шеста, зовущего к восхождению, превращающейся в преграду.
Меч как разящий луч – также остроумная игра деталей, рассчитанная на то, чтобы в опрокинутом священном треножнике (символ мира с попранными святынями) читался затем, при перемещении, уже космический – в наше циничное время – полёт).
Когда в мире происходит переоценка ценностей, говорить о чёрном и белом вообще порой смысла нет. Сколь выразительны костюмы Калигулы! В герое и его облачении есть всё: и звериное начало, которое вообще должно всегда глубоко дремать в человеке, но по тайным сигналам оно просыпается, и, если даже вулканы гаснут, а войны кончаются, то звериное начало в человеке – бездна непобедимая. Возможно, это и есть геенна огненная. Наверное, это и есть настоящий ад. Ад в самом человеке. Калигула Альбера Камю – это совсем не грубый, похотливый или объевшийся римлянин. Нет. Это – молодой неженка с нарушенной психикой и, собственно, изломанной судьбой. В молодости меня несколько отталкивали критические воззрения некоторых писателей на современное им человечество. Слишком точны были в своих оценках эти проницательные исследователи общества. Теперь я и сама критична по отношению и к себе, и к другим.
Но этому спектаклю я готова отдать все самые прекрасные слова, какие только знаю. Я не очень умело пытаюсь выражать свои чувства, что-то говорю, пишу кое-как, а они всё равно остаются невысказанными…
…поэтому правильно думаю, что мне в этом помогут знакомые зрители, которых мне посчастливилось встретить на премьере.
На спектакль пришли и уже упомянутые многострадальные (из-за трудной, переполненной пробками, дороги) студенты, в том числе те, что глубоко и серьёзно изучают философию, - во главе с преподавателями. Пришли дизайнеры, люди других творческих профессий.
Великая Актриса Сибирской Сцены, Анта Николаевна Колиниченко, одобрила спектакль и нашла для него самые тёплые слова.
Двое участников Студии русского романса «Сюрприз» (при ОДНК «Строитель»), Виктория Александрова и Николай Посохов, сидели в первом ряду. Спектакль им очень понравился. Они – настоящие любители искусства: за день у них хватает сил посетить несколько культурных мероприятий. Виктория особенно оценила актёрскую работу Дениса Юдина. «Как он играл! - восхищалась Виктория. – Как выкладывался, сколько душевных сил вложил в эту роль!»
Действительно, Денис Юдин в этой роли превзошёл самого себя. Он в жизни милый, добрый человек, с тонкой душевной организацией, очень коммуникабельный, тёплый и обаятельный. А здесь он играл нечто такое, что вызывает отвращение.
Эта тема – отвращение к себе, отвращение к окружающим, что ниже по званию; к полученным удовольствиям, что вызывают пресыщение; к миру вообще, - повторяется в спектакле многократно. Сам Калигула не испытывает катарсис. Его переживают патриции. Он в своей трагичности исторически дан им в качестве катализатора…
…Чтобы когда-нибудь, ну хотя бы когда-нибудь… произошла эта долгожданная – не химическая, а космическая – реакция, - и камень стал бы Другой Водою, а воздух земной – пока ещё без песен птичьих – стал бы чистым, как в первую космическую эру…
…Но пока этого не происходит, нам, как верное лекарство, необходима пьеса Альбера Камю «Калигула».

…Уже в откровенно «чёрном» костюме, Калигула, сомневающийся во всём, кроме постулата, что он сам – центр своей призрачной вселенной, - находится внутри живого круга. Мимо, призрачным кольцом сжимаясь, проходят чужие – близкие, близкие – чужие, сподвижники и жертвы. Все они непрестанно меняют своё положение.

Чёрное знамя уже развевалось
Чёрного времени бездна осталась.

Александр Зыбин в центре сцены поставил две дизайнерские модульные конструкции, символизирующие упорядоченный синий космос, - недостижимый, потому что действие происходит не в нём, и слишком красивый, потому что вокруг – страшная действительность.
А. Зыбин лаконичен. Он намеренно сгущает сценическое пространство вокруг Калигулы. Это вызывает у зрителя совершенно правильную ассоциацию: Калигула способен создавать именно такой порядок, в котором зреет энтропия. Формула идеального устройства мира, как известно, представляет собой пространственную формулу нулей: «Ничего. Никто. Нигде. Никак. Нисколько».   Калигула осознаёт этот свой путь в черноту достаточно вовремя для себя.
Нужно, чтобы современные злые юноши, те, которые живут по принципу пещерного человека с копьём (увидел – убил – съел – полюбил) как можно скорее посмотрели бы этот необходимый, современный спектакль. Он один собой заменяет многие классные часы и нравственные беседы. Я вообще искренне верю в прогресс и в просветление человечества. Но, поскольку до этого ещё не так близко, у людей есть самое верное и действенное средство. Это всемогущее средство – ТЕАТР.
У сильного спектакля нет слабых сторон, все составляющие равновелики. Раньше я рассматривала элементы спектакля отдельно. Но в данном случае обращу внимание зрителя на две красивые линии, построенные режиссёром.
Одна линия – разящий меч квинтэссенции спектакля – представлена актёрской игрой и музыкой (Павел Шиманьский и Дьёрдь Лигети). Музыка то спотыкается, вся составленная из диссонирующих аккордов, то плачет тонко голосом душ очередных жертв. Иногда эта музыка выражает сомнения главного (анти)героя. Тогда она становится болезненной и очень беспокойной.
Другая линия – это симбиоз пластического решения спектакля, предложенного и осуществлённого Любовью Лешуковой, и артистически выверенный свет, разработанный Олегом Бобылёвым. Свет в спектакле способен показать и отразить время, трагичность момента, состояние души (у тех, у кого она имеется).
Пластика же столь выразительна, что порой освобождает актёра от слов. Кстати, произносить реплики в положении «лёжа на спине» в зрительный зал может только сверхтехничный актёр, постоянно соблюдающий творческую самодисциплину, занимающийся сложными актёрскими тренингами. Денис Юдин – актёр блестящий, высокопрофессиональный. Психологически играя антипода, он сделал это великолепно.
Пластика показывает, как легко повелители встают на мысленные котурны, как легко они пробегают короткую дистанцию от раба до повелителя и обратно, - в зависимости от ситуации; как быстро человек становится зверем; и как может не умирать нежность.
Ещё несколько слов восхищения в адрес мастеров перевода пьесы: Евгения Горного и Олега Постнова. Вариант пьесы на русском языке получился такой, что его одинаково легко и интересно воспринимать и молодёжи, живущей лишь сиюминутным, модным; и интеллектуалу, иронизирующему в своём горьком размышлении. Текст расцвечен афоризмами («И всё же нужно приводить аргументы в пользу этого мира, если хочешь жить в нём», например.). Реплики и монологи удобны для актёров.
Пьеса поднимает много проблем. Я отметила лишь несколько. Передаю эстафету следующим зрителям. Рискну посоветовать молодёжной аудитории: решайтесь посмотреть «Калигулу» Альбера Камю в «Ангажементе». Чтобы стать сильнее. Чтобы стать справедливее.
23 – 24 ноября 2012 г.
 
   


Рецензии