Папины письма

                ПАПИНЫ   ПИСЬМА

Внукам и пра-пра-правнукам
Марфиных Александры и Василия


К   счастью, в нашей  семье  сохранились  некоторые  папины  письма.  Адресованы  они, в  основном, маме (Шуре).
        К счастью - потому что  именно  из  них  возникает  образ  папы  живым  во  всей  своей  многогранности. Такой  же  и  жизнь  страны  тех  периодов.
Письма  относятся  к 1932,1948, 1952 годам.
        Так как  они  целиком  не  представляют  интереса  для  всех (материальные  проблемы  семьи в  тонкостях, а частично  для  всех  и  не  предназначены), то мне в голову  пришла  мысль  препарировать их  и  объединить  по  определенным  граням  папиной  жизни.
Немного  о годах  написания  писем:

1932 - Папа  работал  в  Горьком  в  "Нефтегазстрое" прорабом , заместителем  главного  инженера. Мама  временно находилась у своих  родителей в Минеральных Водах. Из  детей была только  Шурочка (имя, как и у мамы) - 2г.8мес.

1948 - г. Орск  Чкаловской  области. Папа - управляющий  трестом
№1 "Главнефтестроя". Жили  в  коттедже, при  котором  был  большой  сарай  с  сеновалом  и  участок  земли.  Детей  уже  трое. Мама ждет  еще  ребенка.  С Борей в мае  уезжает  на лето  к  папиной  сестре в Железноводск  (Сев. Кав. Мин. Воды - ее  родина). Шура  учится  в  мединституте  в Ленинграде. Галя остается  с  отцом, заканчивает  учебный  год и тоже отправляется с оказиями и пересадкой в Москве в  Железноводск.  После  сессии  туда  же  отправляется Шура, а затем и папа в отпуск.

1952 -  Папа  начальник  строительства Новокуйбышевского  н/п завода.
Жили  тоже  в  коттедже, при  котором тоже  сарай (уже без сеновала и меньших размеров) и участок  земли. Папа  с мамой  вместе  были в санатории  на  Кав. Мин. Водах, затем  папа  возвращается, а  мама  остается  еще  на  лечение (после  которого, вернувшись  домой, она  слегла  и уже  больше  не  поднялась).
 
        "ДОМАШНЕЕ  ХОЗЯЙСТВО"  я  выделила  специально, отдавая дань  скрытому  чувству  юмора  папы и ненавязчиво-увлекательному  рассказу УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРЕСТОМ  ПО  СТРОИТЕЛЬСТВУ  ЗАВОДА -ГИГАНТА (СТРОИЛИ  ВМЕСТЕ  С  АМЕРИКАНЦАМИ ) о  своей  жизни.
               

СЛУЖЕБНЫЕ  ДЕЛА

        21.03.1932г. "...и начальство  попалось  такое,  что и  подучиться  нельзя,  вот,  я  тебе  посылаю  заявление  свое  с  резолюциями,  прочитай  и  узнаешь, в чем  дело ( только  не  потеряй  его )".

16.05.1948г. "  Служебные  дела  мои  очень  плохие,  верчусь,  как  белка  в  колесе,  с  утра  до  поздней  ночи,  а  толк  плохой  и не в самом  деле (стройка  идет  успешно, к  сроку  кончим ),   вот  денег  нет. Нечем  платить  зарплату, нечем  выкупать  материалы. Уже  сократил  половину  аппарата, а в лимиты  не  вкладываюсь, а тут еще заказчикам  позакрывали  финансирование,  вот и  работаем  бесплатно - прямо  хоть  в  петлю  полезай.  Но, правда, до  петли-то  не  дойдет,  а  вот  под  суд  как бы  не  угодить.  Но  ничего,  Бог  не  даст  -  свинья  не  съест,  как-нибудь  вывернемся. Еще  донимают  всякие ревизоры  да  комиссии, насчет  моего  отпуска - он  возможен  только  в  конце августа  или  в  сентябре."
" Вчера  по  телефону  из  Москвы  мне  сообщили, что  я  награжден  орденом  Трудового  Знамени, официального  пока  еще  ничего  нет.  За  твое  отсутствие  уволил  Плотникова  за  попытку  к  изнасилованию  уборщицы."
" Уволил  и  перевожу в  Уфу  Чалпанова  и  еще  45  человек,  кого -  ты  не  знаешь".

20.05.1948г. " По  моим  производственным  делам  за   последние  3  дня  наметились  определенные  положительные  сдвиги  и,  чего  доброго, в  июне  мы  еще  выйдем  на  премию,  хотя  это  и  трудно -  но  большевики  не  боятся  трудностей."          

15.06.1948г. " По  содержанию  писем  вижу,  что  моего  третьего  письма  ты  еще  не  получила  -  в  нем  есть  ответы  на  многие  вопросы  из  твоих  2-х  последних  писем. Написать  собирался  тебе  давно,  да  так  все  выходит, что  к  концу  дня   наступает  такое  отупение  и  апатия  ко  всему,  что  голова  совсем  выхолощена  и  не  хочет  ни  о  чем  думать,  а  тут  еще  на  подсобном  хозяйстве  потерял  Шурочкин  подарок - ручку.                Работать  стало  так  трудно,  что  у  меня  все  чаще  и  чаще  напрашивается  желание  дать  телеграмму  о  том,  чтобы  сняли  с  работы.  Сегодня  еще  ни  один  служащий  не  получил  зарплату  за  май, не  говоря  об  авансе  за  июнь,  да  и  платить  нечем  -  все  лимиты 11  квартала  на  это  дело  израсходованы,  нечем  выкупать  материалы  и  платить  рабочим  -  Мельников  должен  6 м.р. и  не  платит,  потому  что  кончилась  смета. Вот  уже  возятся  с  получением  разрешения  на  увеличение  сметы, а МАСЛЯНЫЙ  БЛОК   кончать  все-таки  надо.  Словом,  голова  идет  кругом.
Дома  я  только  сплю,  ем  один  раз  в  день  в  столовой -  ни  утром,   ни  вечером  готовить  что-либо  дома  у  меня  не  хватает  энергии.  На  прошлой  неделе   повторилось  это, знаешь, "неудобно   ноге  лежать ". Так  я  в  субботу  уехал  на  рыбалку, не  спал  всю  ночь и  весь  день  бултыхался  в  реке и,   как  бурлак, таскал  лямку  от  бредня, вернулся  домой  в  10  часов  вечера, еще  мобилизовался  до 12  часов -  почистил  и  посолил  рыбу ( привез  таких  лещей кг  6), а  потом  до  9  утра  спал,  и  ничего  вообще  не  слышал, и  сегодняшнюю  ночь".
"А  насчет  ордена  ты  зря - это  больше,  чем  месячный  оклад, он  освобождает  от  уплаты  от  подоходного  и  культурного  налога".

22.06.1948г. " С  долгами ( кроме  квартиры)  я  завтра, наверное,  расплачусь  совсем .  Аванс  за  июнь,  зарплату  за  май   получаем  только  сегодня. Сейчас  у  меня  снова  живет  Московский  гость  Игнатченко.  Приехал  в  воскресенье,  в  отличие  от  Чижова  это  гость  беспокойный, формально  увлекается  кино  и  театром,  но  каждую  ночь  приходится в  час,  в  два  открывать  ему  дверь. Приехал  на  пуск  завода,  ожидаю  еще  одного  Чечика.  С  окончанием  завода  идет  все  так  хорошо,  так  что  появляется  кой-какая  надежда  на  подкрепление  в  виде  премии.  Написал  в  Главк  рапорт  о  предоставлении  отпуска  с  5  августа,  и  кажется ,  что  нет  никаких  причин  к  отказу."

01.07.1948г. " Ты, Шура,  серчай, но  не очень  сильно,  за  то,  что  пишу  не  так  часто,  сейчас  подбивается  итог  работы  и  подводится  база  под  дополнительное  довольствие. Вчера,  всвязи  с  некоторым  сопротивлением  завода  в  приемке  масляного  блока (у  них  нет  реагентов  для  пуска),  состоялось  бюро  Горкома,  и  оно  записало  в  своем  решении,  что  стр-во масляного  блока  закончено, в  субботу  по  этому  поводу  собираем  митинг,  на  котором  будет  принят  рапорт  т. Сталину  об  успешном  завершении  в  срок  строительства  всего  завода.  Последние  3  недели  рабочие  работают  круглыми  сутками,  а  прорабы  и  мастера  прямо  валятся  с  ног."
"А  теперь  о  самом  главном - о  поездке  к  вам.  Сафрозьян  дал  согласие  на  отпуск.  Тридубу  с 5.07, а  меня в  августе  или в  конце  июля собираются  вызывать  в  Москву,  зачем  -  не  знаю, но  в  отпуск  я  пойду  во  что  бы  то  ни  стало. Когда?  Уточню к  20-25  июля."

11.07.1948г. "  Ну  вот  ,  Шура,  ОТШУМЕЛИ  МИТИНГИ ,  ПОСЛАНО  ПИСЬМО  СТАЛИНУ  -  МАСЛЯНЫЙ  БЛОК,  А  ВМЕСТЕ  С  НИМ   И  ВЕСЬ  ЗАВОД   ЗАКОНЧЕНЫ,  и  сразу  какой-то  провал  -  все  кажется  смешным  и  ненужным:  и  дом  и  повседневные  заботы. Все  кажется  мелким  и  смешным,  а  собственное  пребывание  здесь  бесцельным.  Но  это,  повидимому ,  реакция  после  напряжения. Московских  гостей  проводил,  с  ними  полетели  в  Москву  списки  на  награды  и  премии,  надежда  на  скорый  вызов  в  Москву  и  оттуда  в  отпуск,  обещали  устроить  получение  вместо  путевки  денег  на  лечение. Словом,  перспектива  богатая,  если  только  она  не  окажется  миражом."
"От  тебя  уже  давно  не  получаю  писем... Когда  после  сумасшедшего  дня  приходишь  в  пустую  квартиру, чтение  письма  заменяет  беседу -  ведь  ты  знаешь  МОЮ  МАНЕРУ  РАЗГОВАРИВАТЬ:  СЛУШАТЬ  И  НЕ  ОТВЕЧАТЬ".


ОТДЫХ  И  ПРАЗДНИКИ

        16.05.1948г. "Апросов  назначен  управляющим  треста  в  Ишимбай, и уже  уехал - был  с  Галиной  у  него  НА  ПАСХЕ ,  ПРИУРОЧЕННОЙ  К  ПРОВОДАМ.
2 мая  ездил  на  рыбалку,  но  рыбы  не  поймали ,  а  машину  сломали -  еще  было  грязно  и  не  смогли  доехать  до  места.
Галя  все-таки  молодец  для  своих  10  лет. Хозяйство  она  вела  идеально.  Спроси  ее, как  справляли  пасху и красила  яйца  и  пекла  плюшки".
       
        29.05.1948г. "Ездил  сегодня  на  рыбалку. Народ  с  вечера, а я  утром  к  ухе.  Хорошо  отдохнул,  но  сжег  плечи, и  сейчас  даже  знобит, да  утопил  часы. Правда, я их  поймал, но  разобравши,  положил  на  машину  сушить, а  потом забыл  и  поехал,  потерял,  вернулся  и  нашел,  но...  Как  ты  думаешь,  целы  ли  они?"
       
        22.06.1948г.  " Ты, Шура,  радовалась, что у  Марты  телочка , но ее  пришлось  зарезать. На  ее  тощем  мясе  отпраздновали  у  Иссикова  ПОЛУЧЕНИЕ  ОРДЕНОВ  И  ТРОИЦУ  ВМЕСТЕ.  Там  же  угостил  остатками  вина  Р.М.  и  жену  Иссикова  и  сказал,  что  это  твой  подарок (вино  было прислано  мамой  из  Мин. Вод)".
"Ты  пишешь  про  морское  побережье, а меня  туда  совсем  не  тянет и  ни  в  какой  санаторий  попадать  тоже  не  хочется,  мне  просто  хочется  поболтаться  в  родных  местах,  в  крайнем  случае,  покупаться  в  нарзанных  ваннах. Шура,  если  тебе  так  необходимо  поехать  в  санаторий   на  берег  моря,  можно  ведь  сделать  так,  что  я  приеду,  побуду  там с  детишками и  заберу  их  домой, а  ты  съездишь  одна  и  отдохнешь, если  так  хорошо - пиши,  я  займусь  путевкой  на  твое  имя,  только  пиши, куда".
"В  заключение  я  Вам  признаюсь - очень  я  за  Вами  всеми  соскучился. Целую  всех  женщин,  жму руку  мужчине."
      
        01.07.1948г. " В  прошлую  субботу  был  на  новоселье  у  Дорофеева"



ЖЕНА

        21.03.1932г. "Ой, Шурочка, Шурочка,  как  я  соскучился  за  Вами, вчера  хотел  дать  телеграмму,  чтобы  выезжали,  да  удержался,  а  сейчас  вот  что  скажу:  оставляй  ты  Шурочку (ой,  как  не  хотелось  бы), а  сама  приезжай  после  того, как  получишь  после  первого  деньги, и  ну  его  к  черту  с  работой,  поживешь  последние  месяцы  в  свое  удовольствие, встретим  вместе  весну, а  то  ведь   все  кругом  радостно, щебечит, журчит, а на  душе  будет  тускло и пустынно, ну,  так  хорошо?  Договорились. Сегодня  опять  хорошая  погода,  солнышко и  тепло.
Шура,  ты  хоть  пиши  чаще,  легче  будет,  а  теперь  пока,  до  свидания, надеюсь  скорого. Целую  Вас крепко. Ваш  Вася и папочка ".

24.03.1932г. "Ну ладно , я на  тебя  не  сержусь, понятно,  виноват  и  я  все-таки...
По  всем  твоим  письмам  могу  заключить  только  одно,  что  ты  нездорова,  хотя  и  успокаивала  меня,  что  тебе  стало  лучше,  и  ты  поправляешься - ничем  другим  объяснить  такое  раздражительное  письмо,  как  последнее,  не  могу...
Я  буду  надеяться,  что  твое  письмо  написано  под  впечатлением  минуты,  а  теперь  до  свиданья,  ЦЕЛУЮ  ТВОИ  РУГАТЕЛЬНЫЕ  ГУБКИ,  ТВОЕ  НЕСЧАСТЬЕ.  Вася
И  крепко  целую  свою  дочку. Папочка".

16.05.1948 г. "Думая  о  старости,  нужно  сказать  так, что  через  15  лет  выпорхнет  из  гнезда и  Борис, и  тогда  мы  одни, а  вот  если  он (будущий  ребенок ), то  это  одиночество  отодвигается  ещё  на  пяток  лет.  ПОДУМАТЬ  ТОЛЬКО - ПРОЖИТЬ  ЕЩЕ  20  ЛЕТ (папе  оставалось  жить  6  лет!).
Ты  ничего  не  пишешь,  были  ли  у  деда (папиного  отца),  как  понравились  они  с  Борисом  друг  другу?  Как  живет  отец,  есть  основания  для  подтачивающих  меня  угрызений  совести  в  отношении  помощи  ему?"

15.06.1948г. "Насчет  Чехословакии  Лариса ( сестра )  молодец, одиночества  бояться  нечего, а  ,наоборот,   от  родных  всегда    надо  держаться  на  почтительном  расстоянии - чувства  как-то  лучше  сохраняются".

27.09.1952г. "Очень  сожалею,  что еще  ничего  нет  от  тебя. Когда  я  уезжал , у  меня  укоренилась  и  удерживается  сейчас  твердое, фанатическое  убеждение,  что  в  Пятигорске  ты  быстро  поправишься,  и  вот  уже  хочется  иметь  подтверждение  этой  уверенности,  а  как  хочется,  чтобы  это  было  так.
  До  свидания , целую. Пиши, родная, скорей."

26.10.1952г. "Сегодня, наконец,  получили  от  тебя  обнадеживающее  письмо, и на  душе  отлегло.
Сегодня  ночью  выпал  снег  и  целый  день  таял, слякоть и  промозгло - холодно. Не  отослал  тебе  теплого  пальто  и  теперь  изболелся  душой, но  уже  ничего  сделать  нельзя - посылка  не  дошла  бы.
До  скорого  свидания.  Ждем  с  нетерпением  и  здоровую.
Крепко  целуем   Вася, дети."



ДЕТИ

06.03.1932г. "Вот  дочка,  так  это  молодец  всестатейный,  письмо-то  папочке  какое  написала,  поцелуй  ее, мама,  в  самую  попочку  за  папочку,  а  главное - так  хорошо  помнит  папочку и, наверное, в  обиду  не  даст".

21.03.1932г. "Нет, Шура, не  оставляй  Шурочку, бери  с  собой  и  девчонку,  и  все  будет  в  порядке, а то  вот  я  сейчас  задумался  и  сердце  сжалось,  ведь  еще  тогда  3-4  месяца  ее  не  увижу,  она  вырастит,да  и  забудет,  и  пропустишь  столько  интересного  в  ней,  и  ей  не  сумеешь  дать  своего,  нет,  нет,  бери  безоговорочно и с девчонкой  приезжай,  сейчас  же,  как  получишь  деньги".

16.05.1948г. "Вместе  с  твоим  переводом  посланы  деньги  и  Шурочке,  а  еще  раньше  я  послал  письмо, в  котором  выругал ее  за  растраты и запретил  тратить  деньги, которые  ей  посылаются  ни  на  что  другое, кроме, как  на  еду".
"Об отъезде  Гали  я  тебе  телеграфировал, Завшколой  мне  сказала, что  она  закончила  отлично  и  ей  намечается  похвальная  грамота."
"Сегодня использовал  воскресенье  на  приведение  себя  и  квартиры  в  порядок. После  хозяйничания  Гали  и  после  гостей (у  нас  жил  Чижов  из  Главка)  вывез  целый  воз  мусора. Ты  же  знаешь,  как  она  умывается -  захватывает  только  фасад  лица,  а  шея,  уши  и  прочее  оставляет  так,  вот  так  и  подметала -  посредине  вроде  чисто,  а  под  кроватями  одна жуть".

29.05.1948г.  "Боря,  на  чем  сейчас  ездишь? Хотел  я  с  тобой  этим  летом  на  рыбалку  ездить,  а  ты  сбежал. Теперь  я  совершенно  один - даже кот,    и  тот  сбежал,  наверное,  надоело  ему  нежрамши  быть. Как  доехала  Галя? Надеюсь,  без  происшествий. Как  ее  встретили  в  Москве, напишите. Получил письмо  от  Шурочки,  пишет, что зачеты  все  сдала  и  с  28.05  начинает  сдавать  экзамены. Я  в  ответном  ей  письме  высказал  мысль,  что  ей  нужно тоже  проехать  напрямую  в  Железноводск  и  уже  оттуда  всем   вместе  ехать  домой,  может  быть,  в  августе  удастся  подъехать  и  мне. Но  такую  мысль  я  подал  в  порядке  обсуждения".

22.06.1948г. "Собрал  Вам  посылку, да 2 дня  никак  не  отправлю.  За  подарок  спасибо, вино  замечательное  и  папиросы, Боря, тоже."

01.07.1948г. "Теперь ,наверное, приехала  и  Шурочка,  поздравляю  ее  со  "счастливым "  завершением года  и  званием  студента  второго  курса.
Обнимаю  всех крепко  Вася и папа."

11.07.1948г. "От  второкурсницы  последнее  время  получил  две  открытки - у  нее  плохо  с  выездом, но, думаю, это  письмо  застанет  ее  уже  у  Вас,  пользуясь  случаем,  поздравляю  с  "благополучным "  исходом.
Предполагая,  что  будут  какие-то  деньги,  я  хотел  бы,  чтобы  ты, Шура,  написала,  что  нужно  будет  купить  тебе  и  детям  в  Москве".

22.09.1952г. "Долетел  я  благополучно,  встречали  меня  на  аэродроме  и  Галя  И  Борис.  Ты  не  можешь  представить  их  разочарования,  когда  выяснилось,  что  я  один,  а  тебя  нет. Дома  все  в  полном  порядке.  Ты  восторгалась  бережливостью  и  экономностью  Шурочки, а  вот  Галина  за  все  время  истратила  из  оставленных  ей  500  рублей  100  и,  сияющая,  вручила  мне 400.
Ты  знаешь,  ребята  сорвали (и  представь  не  ели  до  нашего  приезда)  штук  40  арбузов и дынь, и  десятка 2  еще  лежит  на  огороде. Картофель  на  огороде,  как  те  Чкаловские  лапти, и  пока  еще  растет - здесь  мороза  не  было. Вчера  ездили  по  магазинам, купил  Борису  ботинки на  кожаной  подметке. Костюм  Борису  великоват, и пока  его  мы  в  дело  пускать  не  будем. Постараюсь  ему  купить  брюки. Расчет  на  выигрыш лопнул: из 2-х тиражей  только  одна  в  100  руб  вышла  в  тираж  погашения (об  облигациях  займа  по  обязательной  подписке, которые  потом  заморозил  Хрущев).  В  Мин. Водах  купил  Гале  2 м  черной  ленты  шелковой".

26.10.1952г. "Ничего  нового  или  существенного, о  чем  следовало  бы  писать,дома  нет. Борис  по  2-м  последним контрольным  письменным  работам  принес  пятерки."

ДОМАШНЕЕ  ХОЗЯЙСТВО

КУРЫ
        29.05.1948г.  "Вот  еще  одна  напасть: теперь  все  куры  вздумали  квохтать,  несутся  только  две.  Но  они  как-то  странно  себя  ведут -  квохчут,  а  на  гнездо  не  садятся.  Сегодня  получил  такую  загадку,  что  никак  и  не  отгадаю.  До  сего  времени  я  был  уверен , что  яйца  ворует  ребетня ,  но  после  того,  как  я  осуществил  известный  тебе  план, т.е. прорезал  дырку  в  двери,  а  на  дверь  повесил  замок,  из  гнезда  исчезло  даже  и  подкладное  яйцо, чего  раньше  не  случалось. Вот  теперь  и  решай,  кто  же  ворует  яйца?  Больше, пожалуй,  по  хозяйству  ничего  достойного  нет..."

15.06.1948г.  " Я  тебе  писал,  что  у  нас  странные  квочки,   а  оказалось - хитрые: позавчера,  нет,  в  субботу,  я  обнаружил  наверху  в  сене  гнездо  с  20-ю  яйцами  и  выгреб  их, да  обратил  внимание  на  то, что  они  горячие - разбил  одно,  а  оно  уже  здорово  насиженное.  Тогда  я  яйца  высыпал  назад  и  вот  только  боюсь  полезть  посмотреть,  сидит  она  на  них  или  нет,  чтобы  не  спугнуть, а  из  дали  нельзя  -  ничего  не  увидишь.  Потом  решил,  что  черт  с  ней,  пусть,  что  хочет,  то  и  делает - это  ее  куриное  дело,  а  у  меня  хватает  человечьих."

22.06.1948г. " Куры  медленно,  но  все-таки  исправляются, теперь  они  несут  ежедневно  по  3  яйца и  не  вижу  резона  их  продавать. Квочка  продолжает  сидеть, но  что-то  я  часто  вижу  ее  днем  на  улице."               

       01.07.1948г.  " В  первую  очередь  должен  с  Вами  поделиться  своим  огорчением и, наверное,  огорчить  Вас: заметив  во  время  кормления  квочку,  полез  проверить  гнездо  и  не  обнаружил  там  ни  одного  яйца  и  ни  одной  скорлупки,  только  один  куриный  пух. "
       
       11.07.1948г.  " Куры  ежедневно  несут  3  яйца,  они  едва  поспевают  за  моим  аппетитом,  но  все-таки  с  1/2  сотни  яиц я  скопил."


КОРОВА

       16.05.1948г. "Сегодня  отелилась  Марта рыжей , как  и  она  сама,  телочкой.  Ко  мне  пришел зоотехник  за  консультацией,  как  ее  доить,  ибо она  никого  к  себе  не  подпускает,  и  нельзя  ли  послать  человека,  который  ее  всегда  доил.  Приглашать  Эму  я  не  счел  возможным  и  поэтому  пошел  сам,  вспомнив  при  этом  твой  рецепт -  хворостиной  по  морде.
       Пользуясь  этим  приемом,  мне  удалось  дотянуться  до  ее  соска,  а  потом  под  нее  села  доярка  на  скамеечку  и  доила  обеями  руками  без   происшествий,  поскольку  я  ей  показывал  все  время  хворостину.  Я  им  сказал,  что  она  приучена,  чтобы  ей  перед  дойкой  давали  кусочек  хлеба. Думаю,  что  всё
обойдется - прослежу  сам."
      
       29.05.1948г. "Я,  кажется,  уже  писал, что  16.05  отелилась  корова. Сейчас  она  на  стану,  последний  раз  помимо  трех  телячьих  литров  мне привезли  8,5  литров - это  было  20-го. Сейчас  я  поступил  с  молоком  так:  поручил  подсобному  хозяйству  собрать  и  сдать  ГОСПОСТАВКУ  57,5 литра.  Это  будет  сделано  примерно  в  6-7 дней, а  за  это  время  я думаю  подыскать  человека  для  реализации  молока  на  рынке,  чтобы  улучшить  бюджет."

       15.06.1948г. "В степи  все  высохло, и  коровы  все  резко  убавили  молоко,  Марта  стала  было  давать  14  литров , а теперь  сбавила  до 12.  Теленок  родился  хилым  и  каким-то  вялым (не  помню,  писал  я  тебе  об  этом  или  нет). Сейчас  тоже  чахлый, кашляет, и  я  не  знаю,  что  с  ним  делать - продать?  Никто  не  купит. Зарезать? - пропадет. Госпоставку  по  молоку  сдал,  налог  уплатил."

       22.06.1948г. "Ты, Шура,  радовалась, что  у  Марты  телочка.   Но  ее  пришлось  зарезать. Почему?  Тебе  будет  легче,  когда  прочтешь  вложенную  записку  ветфельдшера (продолжение  о  судьбе  телочки  см. "Отдых  и  праздники ")
Записка:"Василий  Иванович!  Довожу  до  Вашего  сведения,  что  у  Вашей  телки  обострился  процесс  плевропневмонии  и  положение  безнадежно.  Принятые  меры  лечения  не  оказали    никаких  положительных  результатов. Сообщите , что  предпринять?  19.06.48г. Подпись "
"Корова  продолжает  убавлять  молоко,  сегодня  было  уже  только  10  литров. Это  правдоподобно, потому  что  стоит  страшная  жарища  и  пылища (хорошо,  что  Вас  здесь  нет),  но  все-таки  я  хочу  выбрать  время  и  съездить  посмотреть.  Страшно  много  болеет  и  умирает  детей."               

11.07.1948г. "Марта  совсем  забастовала - дает  6-7 литров в день,  из  коих  я  сам  выпиваю 1-1 1/2 литра. Вот,кажется, и все. Хлеба  в  области  погибли,  из  поселка  стадо  уже  не  гоняют  в  степь -  она  такая  же,  как  дорога. Для  того,  чтобы  купить  машину  сена  надо  продать  2  коровы, сейчас  корова  2,5 -3 т.рублей. Последние  5  дней  прошли  небольшие  дожди, но  они  уже  ничего  не  исправят.  Наше  просо  и  овес  тоже  сгорели. "


КОТ

        15.06.1948г. "Рыба  все-таки  протухла (после  рыбалки), я  ее  сварил  и  немного  пожарил,  вареной  кормлю  кур, а  жареной  на  сливочном  масле  ( иначе  он  не  ест)  кота,  он  пропадал  где-то  10  дней, а  теперь  вернулся."

                ***
 


Рецензии