75 лет с момента первого перелёта через Сев. полюс

В этом году исполняется 75 лет с момента первого в мире беспосадочного перелёта из Москвы в США через Северный полюс на самолете АНТ-25 в 1937 г. Командиром экипажа был Валерий Павлович Чкалов, штурманом и радистом - Александр Васильевич Беляков, а Георгий Филиппович Байдуков исполнял обязанности сменного пилота, сменного штурмана, сменного радиотелеграфиста и условно "врача".
Самолет АНТ-25 создавался специально для достижения предельной дальности полета. Он назывался еще РД – Рекорд дальности. АНТ-25 представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с двигателем АМ-34 конструкции А.А. Микулина. Отличительной особенностью его являлось большое удлинение крыла. Размах крыльев самолета составлял 34 метра. Крыло не только выполняло аэродинамические функции, но впервые в мире было построено и как вместилище бензина (свыше 7 т), что резко снизило общий вес самолета. Обшивка его крыльев была выполнена из гофрированного дюралюминия, обтянутого для уменьшения сопротивления полотном. Пустой самолет весил 4,2 тонны, максимальный взлетный вес составлял – 11,5 т., посадочный – 7,6 т. В конструкции самолета была предусмотрена возможность посадки на воду. Самолет имел самое совершенное по тем временам радиооборудование и аэронавигационные приборы.


Самолет вылетел 18 июня 1937 года с Щелковского аэродрома Москвы. Значительная часть маршрута пролегала над полярными районами, о которых не было никаких фактических данных. Около суток из-за сильной магнитной бури экипаж не имел связи с землей. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения. Но самой опасной неприятностью было обледенение самолета, его крыльев и винта. Это уже грозило катастрофой. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000 - 6000 метров. А там трудно было дышать, не хватало кислорода.

В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, кончалось топливо. Летчики выбирали приемлемое место посадки. Они отказались от посадки в Портленде, опасаясь, что огромная толпа встречающих распотрошит самолёт на сувениры. 20 июня после изматывающего полета самолет АНТ-25 приземлился на военном аэродроме Баракс в городе Ванкувер. Полет продолжался 63 часа 16 минут. За это время АНТ-25 преодолел 9,13 тысяч километров. Это было выдающееся достижение для авиации того времени.
Американский народ организовал экипажу торжественную встречу. Тысячи граждан пришли на аэродром Баракс встречать и поздравлять советских летчиков с окончанием перелета. Героический экипаж был принят в Белом доме президентом США Франклином Рузвельтом. Первый полпред СССР в США Александр Антонович Трояновский на торжественном приеме в Нью-Йорке в честь чкаловского экипажа сказал: " Ныне их имена известны не только в СССР, но и во всем мире. Они стартовали из Москвы как Герои Советского Союза и прибыли в США как герои мира…."
За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Ранее за совершение беспосадочного перелёта из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке на том же АНТ-25 всех членов экипажа наградили орденами Ленина, почетными званиями Героев Советского Союза и крупными денежными премиями. 14 июля 1937 года на трансатлантическом лайнере «Нормандия» чкаловский экипаж отплыл домой. Встреча героев в Москве была настоящим триумфом и всенародным праздником.


При подготовке текста использованы материалы из интернета и воспоминания Г.Ф. Байдукова: "Москва – Северный полюс – США. Год 1937. Новая и новейшая история №2, 1987.


Рецензии