Древняя сказка про героев

Да-а, погодка,- фрау Василиса перекрестилась, отошла от окошка и поправила одеяло у сонных ребятишек. Она было направилась к выходу.
-Ма-а, а сказку?- захныкал светловолосый, что постарше.
-Про героев,- подтвердил темноволосый, что помладше.
-Да где ж их взять, героев-то,- она подсела на краешек кровати.- Ладно, слушайте…

Дул холодный пронизывающий ветер. В эту пору, когда в южные края улетел последний косяк Змеей-Горынычей, когда избушка на курьих ножках уже одела теплые полуботинки, по старой заброшенной дороге понуро плелась измождённая лошадь с раскачивающимся из стороны в сторону седоком. Несмотря на погоду, всадник был облачён лишь в куцую кольчужку. Плюс грязная повязка на голове, выглядывающая из-под помятого шлема.
Лошадь остановилась перед щербатым мостом. За ним дорога делилась, в центре стоял огромный дуб, в  кроне которого виднелся маленький домишко с теплым светом в окошках.
Всадник проснулся и сплюнул шелуху от семечки.
- Мы почти на месте,- сказал он.
- И что ?- отозвалась лошадь.
Всадник, кряхтя , спустился на холодные камни и подул на руки. Немного согревшись, вытащил из притороченной к лошади поклажи зазубренный, как тупая пила, меч и сделал пару пробных выпадов. Затем поморщился от боли в пояснице и устало присел на придорожный камень.
- Знаешь что, Илюша, завязывай-ка ты,- посоветовала лошадь,- В твоём-то возрасте шастать по большим дорогам…Неправильно это.
- Никогда ничего не покупай на распродажах…тем более у араратских волшебников. Сколько раз зарекался.
- Да если бы я не умела говорить, ты бы уже давно свихнулся от одиночества!- обиделась лошадь.
Илья Муромец продолжал сидеть на камне. Он не был уверен, что у него хватит сил выпрямиться. Лошадь подошла поближе.
- Илюш, а зачем ты шляешься по распродажам? Столько подвигов, все, судя по слухам, хорошо оплачивались. За свою богатырскую службу, ты, наверное, много сокровищ накопил?.. Давай махнём в тридевятое царство. Там тепло. Нашли бы себе уютный пляж, построили дворец. А? 
- Нет у меня никаких сокровищ,-ответил Илья Муромец,-Что-то потратил, что-то раздал. Нету, в общем.
- Ты что , и на старость ничего не откладывал.
- С моей профессией я и не думал, что доживу до старости.

Лошадь повернулась и посмотрела вниз, за мост. В ущелье. Тракт был изрыт колдобинами, а сквозь булыжники уже начали пробиваться молодые деревца. Через десяток лет  никто и знать не будет , что здесь когда-то была дорога…

- Каждый день я готовлюсь к смерти,- продолжал бурчать Илья Муромец,- Даже сегодня.
Лошадь удивлённо обернулась.
- Зачем, по-твоему, я сюда приехал?
- Ты приехал сюда умирать?!- вскрикнула лошадь.- А я, дура, даже не запомнила дорогу!
Илья Муромец попытался выпрямиться. Кости его захрустели. Лицо стало пунцовым.
- Есть у меня тут одно дельце,- прохрипел он, прокашлялся и добавил уже нормальным голосом,- Предание гласит: «Кто сразится и победит Соловья-разбойника в честном бою, тот станет самым великим воином».
Лошадь непонимающе моргнула. Потом глянула на поросший мхом и деревьями тракт с громадными выбоинами. Она нервно переступила с ноги на ногу, брякнув подковами о крошащийся булыжник.
- А можь лучше в тридевятое царство. Там тепло.
- Нет.
- Тебе не победить Соловья-разбойника. Ходят слухи, что он…да и силы у тебя уже не те. Вы будете сражаться пешими?
- Естественно.
- Хорошо.
- В этом весь смысл...иди-ка сюда…
Лошадь недоверчиво подошла. Илья Муромец ухватился за луку седла и наконец-то выпрямился. Он пошарил в котомке и вытащил мешочек с семечками. Ветер усилился и стал яростно вгрызаться в его спину.
- Когда я был молод, нечисть выпрыгивала из-под каждого куста. И люди были лучше. А теперь сидят в домах, Жиреют. Ни тебе благодарности, ни приюта на ночлег. За что сражался?
Лошадь осторожно ступала по мосту, который так и норовил рассыпаться под ногами. До огромного дуба оставалось совсем немного…
Вдруг из домика вылетела серая фигура и неуклюже приземлилась рядом. Фигура угрожающе взмахнула дубиной. Видно, ей это также стоило некоторых усилий.
- Ага!- громко взревела она.
- Ого,- удивилась лошадь.
Соловей растерянно мигнул. Спустя некоторое время он сообразил, что в лошадином седле никого нет. А потом Соловей-разбойник ещё раз мигнул, потому что в загривок ему упёрлось остриё ножа. Соловей сглотнул. Очень осторожно.
- А почему я не услышал, как ты подкрадываешься?- забормотал Соловей.
- Потому что я научился очень хорошо подкрадываться,- ответил Илья.
- Это точно,- добавила лошадь.
Соловей наконец-то отважился повернуть голову вбок.
- Ты кем себя вообразил, дядя?!- выругался он.- Ильёй Муромцем!
- А ты меня кем вообразил?- в ответ спросил Илья Муромец.
Лишь через некоторое время до Соловья дошёл смысл сказанного.
- Ух ты!- выдохнул он.- На моей дороге. Вот это да!
Он вдруг ловко вывернулся и быстро замахал руками.
- Всё нормально! Всё нормально!- тараторил он наступающему богатырю.- Ты меня победил1 Я не спорю! Вот только семью позову, ладно? Иначе мне никто не поверит…Сам великий Илья Муромец. На моей дороге! Василиса! Иди сюда! И детей веди!.. Да что же я? Говорю, говорю…
Соловей бросил дубину и схватил Илью за руку.
- Меня зовут Соловей Пятнадцатый,-сообщил он.- Великая честь! Ты и представить себе не можешь, какая это для меня честь! Василиса всё время зудит, что надо переезжать. Найти работу получше. А я говорю, наши предки всегда жили на этом дереве…
Гигантская женщина со следами былой красоты, сжимая под мышкой по ребёнку, тяжело спустилась по винтовой лестнице с дерева.
- Это Василиса Премудрая Тринадцатая,-представил Соловей. Жена смерила Илью Муромца злобным взглядом.- А это,- он вытолкнул вперёд свою хмурую миниатюрную копию, держащую в руках подобие отцовской дубинки,- Мой сынок. Шестнадцатый. Вернее, Соловей-разбойник Шестнадцатый. Настоящий разбойник! Вот кто сменит меня на этой дороге! Смотри, сынок! Это знаменитый Илья Муромец! Представляешь! На нашей фамильной дороге. Это тебе не какие-нибудь старые толстые купцы,- продолжал Соловей, обращаясь к сыну и в то же время поглядывая с ухмылкой на жену,-Это настоящий герой, прям как в старину.
Василиса внимательно оглядела Илью с ног до головы.
- А деньги у него есть?- спросила она.
- Деньги тут ни при чём,-махнул рукой Соловей-разбойник.
- Ты что, убьёшь нашего папу?- подозрительно спросил сынок.
- Ну конечно,-строго произнёс Соловей.- Это же его работа. Мы сразимся с ним в честном бою и он по-честному меня проткнёт вот этим вот мечом. А потом меня прославят в песнях и преданиях…Это же сам Илья Муромец, не какой-нибудь там деревенский придурок с вилами. Великий богатырь! Он специально сюда пришёл, чтобы с нами встретиться…Так что ведите себя повежливей.
- Куда катится наш мир,- хмуро произнесла лошадь.
На некоторое время воцарилось молчание. Его нарушила Василиса.
- Так вот чего мы всю жизнь ждали?-съязвила она.-Столько лет торчим на дереве, в этой облупленной хижине, которая к тому же и течёт. И ради кого?
- Ладно, отдавай сокровища, да я поеду,-перебил её Илья.
- Понимаешь…-Соловей отвёл Илью в сторону,-Дело в том, что у меня нет никаких сокровищ. Этой дорогой уже давно никто не пользуется. Ты первый, кто появился здесь за последние пять лет. Брёвна всё время выпадают, а гномы сейчас столько дерут за работу, ого-го! Чтобы хоть как-то прокормиться, мне пришлось устроиться на лесопилку к лешему…Сутки через трое…Время сейчас такое…нужны другие разбойники.
Илья понимающе кивнул.
- Вот скажи, что плохого сидеть на дереве?-спросил он.-Я же потомственный Соловей-разбойник! Меня растили и воспитывали, чтобы я сидел на дереве. Одна надежда: когда помру, Шестнадцатый меня заменит. А, иначе, зачем всё это? Для чего?
Илья и Соловей угрюмо опёрлись о парапет и уставились на пенную воду.
- Она, конечно, права,-продолжал свой внутренний монолог Соловей Илье Муромцу,-всю жизнь по деревьям скакать- карьеры тут никакой.
Илья ударил кулаком по парапету. Один из камней вылетел и покатился в ущелье.
- Извини,-виновато промолвил он.
- Ничего страшного. Сыплется мост, сыплется.
Илья повернулся к Соловью.
- Да что ж такое творится? Я помню войны, что велись на этой земле…А ты? Тоже .наверное, повоевать пришлось?
- О да, я тоже дубиной немало отмахал.
- Мы вроде сражались за светлое будущее. За справедливость и всё прочее. По крайней мере, нам так говорили…
- Жалкий Соловей-разбойник на жалкой дороге…- Соловей повесил голову,- мне, правда, очень неудобно, что ты в такую даль тащился…
- И был ведь какой-то царь,- задумчиво произнёс Илья, глядя на речку,-И, кажется, волхвы были…Насчёт их я не уверен, но царь точно был. Хотя я с ним ни разу не встречался. Знаешь,-усмехнулся он вдруг,-я даже имени его не помню. Помню, сражался за царя, а вот как звать его, нам так и не сказали…
- Убей меня да и закончим это дело…- вдруг произнёс Соловей.

Примерно через полчаса лошадь Ильи Муромца выехала из мрачного леса на безжизненную, продуваемую всеми ветрами равнину. Какое-то время она шла молча, а потом спросила:
- Ну и сколько ты ему дал?
- Двенадцать.
- А почему именно двенадцать?
- Потому что у меня больше не было.
- У тебя совсем мозги размягчились! Последние деньги Соловью-разбойнику отдал!
Илья Муромец сплюнул шелуху в сторону садящегося солнца.
- Ну чего ради? Чего ради ты это сделал?
Илья Муромец посмотрел на небо. Алый горизонт был холоден, как стены преисподней.
- Ради того, что должно быть,-ответил он.

Фрау Василиса поправила одеяло у заснувших детей, потушила свечу и тихонько вышла из комнаты.

С равнины дул острый пронизывающий ветер, наполняя воздух ледяными кристалликами. В такие минуты на большую дорогу из лесов выходят стаи голодных волков.
Вот только лесов становится всё меньше...
КОНЕЦ


Рецензии
Уважаемый автор! Эту Вашу сказку муж нашел в сборнике "Дебют -2014", прочитал мне вслух, и мы обрадовались и восхитились.
Собственно, почти с этого началась моя страница на этом сайте - с моего письма Вам, как автору. Никакого ответа не получила, а позже стало ясным, что этот сервис на сайте не работает)).

Желаем Вам полноты бытия и радости развития талантов)).

Геля Островская   22.01.2015 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за Ваши тёплые слова! Очень-очень приятно!!

Архип Шарапов   04.08.2020 22:20   Заявить о нарушении