Каганский вертолетный полк

Нас разбудили утром. Приведя себя в порядок,командированные пошли завтракать. После завтрака было построение. Там перед нами выступил, командующий ВВС среднеазиатского военного округа. Он нам сказал:
- Сейчас только половина вашей эскадрильи, должны подъехать еще десять экипажей Ми-24, которые едут с Белоруссии. Когда вы все соберетесь, вас научат работать в горно пустынной местности, после этой подготовки вас перекинут в Афганистан. Сейчас ваша эскадрилья поступает в распоряжение командира учебного полка. Он представил полковника командира местного полка.

После отъезда командующего, нас повели на склад и выдали по два голубых комбинезона. Все в начале стали подбирать комбинезоны по фигуре. Прапорщик начальник склада сказал:
- У нас здесь очень жарко, комбинезоны синтетические, если будут по фигуре, вы в них спаритесь.
- Советую выбирать на размер, а то и на два больше.
Наш экипаж так и сделал, в Афганистане нам в этих комбинезонах было удобно и прохладно. Комбинезон (комбез) был странный, голубого цвета,был заметен ночью, такое ощущение, что он притягивал свет. Как нам сказали, он совсем не горит, оказалось, что при большой температуре он плавился. Лётный состав смог убедиться в этом в курилке, когда одному из пилотов на штаны упал горящий табак. Быстро появилась оплавленная дырка, а на ноге ожог. Все поняли, что при пожаре мы погибнем вместе с комбинезонами.  Через год начали выдавать хлопчатобумажные желтые комбинезоны. Те же голубые, приносили большие потери в рядах летного состава, они погибали от ожогов и пуль снайперов.   В них было очень жарко,но они хорошо стирались и быстро высыхали.
Первое время голубые комбезы нам нравились,но со временем в них разочаровались  жалели, что не взяли свои синие комбинезоны, в которых летали на Дальнем Востоке. Правда, некоторые пилоты взяли их. После того как нас переодели, начались теоретические занятия. В начале, нам  рассказывали замполиты об истории Афганистана, о том, как и кто, совершил апрельскую революцию. Лекторы рассказали как американский наемник Амин, убил мученика Тараки, что он хотел сдать американцам весь Афганистан. Только успешное введение ограниченного контингента спасло Афганистан от американцев. Нас в Афганистане везде встречают с цветами, причем нас в этом так переубедили, что все думали, что едут помогать строить социализм , что нас будут встречать как освободителей. По приезду через неделю  вся эта пропаганда улетучилась. В действительности в Афгане нас ненавидели.

Переменный состав (командировочных) провели по аэродрому, показали вертолеты,  на которых нам предстояло летать. Это были Ми-8 ТВ Ми-8 МТ. Эти вертолеты отличались от наших на которых мы летали , усиленным вооружением, бронированием кабины экипажа, системой нейтрального газа, топливных баков. Спереди в остеклении кабины, стоял пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) у него был усиленный патрон, дальность стрельбы доходила до 1800 метров.

 Бортовой техник опускал мягкую седушку на автопилот, садился и стрелял из пулемета. Отстреленные гильзы падали в брезентовый мешок. На пилонах(держателях) куда подвешивались блоки и бомбы, ставились еще два ПКТ. Они были закреплены и пристрелены так, что на расстоянии восемьсот метров от вертолета, можно было через прицел командира поразить цель. Прицелом был крестик из изоленты, на остеклении кабины.
Бронирование кабины было десять миллиметров. Внутри на полу лежали эти листы и с боков приваренные от борта на расстоянии десять сантиметров, такие же бронированные десяти миллиметровые листы. Еще на бортах были приклепаны выпуклые зеркала, в которых ничего, кажется, не было видно. Оказалось, что в них во время полета на высоте, очень хорошо видно, что делается внизу за хвостом вертолета.

 Нам также рассказали, что собой представляет система нейтрального газа. Топливо по мере  расхода в баке заполнялась нейтральным газом, который не давал воспламеняться парам керосина. Также внутри топливные бак был из резины, когда пуля пробивала бак, резина вступала в реакцию с воздухом, газом и затягивала дырку. За счет этих доработок увеличивалась живучесть вертолетов.

Также нас и командиров учили ориентироваться в горных условиях. Как пользоваться навигационными приборами. Даже рассказали, как можно выйти на свой аэродром, настроившись на радиостанцию « Маяк». Дали под запись координаты всех точек, где стояли наши вертолетные части. Многое чему нас учили в Кагане, после очень пригодилось. Бортовые техники занимались со своими инструкторами, им рассказывали как, в этих условиях, смотреть за бортом, как стрелять из пулемета. Нам преподали уроки выживания в горно-пустынной местности, что делать, если надо идти по пустыне, что можно есть, пить, как и где можно добыть воды. Первую неделю была теоретическая подготовка, после неё начались полеты. В первых полетах принимали участие только командиры экипажей и бортовые техники. Правые летчики ходили без дела. Узнав у местных, что рядом с Каганом находится Бухара. Мы вчетвером отпросились у комэска и поехали в Бухару на экскурсию. Нас комэск отпустил на день.

На фото: посадка вертолетов в горной местности

http://www.proza.ru/2012/12/04/1956


Рецензии
Жаль, что такой кровный опыт наши Вооруженные силы использовали лишь частично. Более того- погубили Армейскую авиацию.
Но я не соглашусь с вами, что местный люд ненавидел нашего брата---да, такое было но не во всех районах Афгана.
А вначале наоборот к нашему военному относились вполне прилично.
Я учился с ребятами вертолетчиками, и мне они говорили об этом.
Вообще-мужественный вы народ-вертолетчики!!!
Как говорят-респект!
С теплом-Равиль

Равиль Минигаздинов   12.02.2013 01:44     Заявить о нарушении
Спасибо Равиль за комментарий! Я не знаю с чьих это указок было сделано. Все вертолетные полки выведенные из ЗГВ. А их по моему подсчету было 6. Сейчас на данный момент существует 1. остальные расформированы. не нужны они в В.С. отдайте в МЧС в МВД. Нет под корень, летчики уходили на пенсию с громадным боевым опытом. Офицеры Б.У. авиановодчики прошедшие через Афган тоже самое на пенсию. Хотели центр переучивания летного состава в Торжке тоже под нож пустить, война в Чечне не дала, а то бы пустили. Потом грянула Чечня летать не кому было. летали летчики с Буденовска. С Торжка инструктора, эскадра с нашего полка.потом когда Чечня закончилась наш полк расформировали. по поводу Афгана, вы правы в начале относились миролюбиво. Когда я попал туда в 1982 году. Дехкане в основном с автоматами и гранатаметами бегали. Мы же у них уничтожали посевы мака. За пшеницу и рис им очень мало платили, а за мак хорошо. Вот вражда с Советскими и началась. потом сами афганские "товарищи" свои разборки устраивали,а сваливали на нас, что мы их заставляли.Вот и получалось мы во всех грехах виноваты. Нас за это и били. правда когда в 1983 году на севере ДРА сильное землетрясение было 7 балов. Мы летали привозили гуманитарную помощь. По нам никто не стрелял. в 1984 году. Уже начали по новой стрелять. С уважением Б.К.

Борис Кириллов   12.02.2013 09:49   Заявить о нарушении
Привет Борис.
Да, во всем виноват был наркотик.
Тронули--и получили. Да и до сих пор он играет политику в регионе.
Раньше возили бортами американцы-теперь и наземным жд. транспортом--я имею ввиду - Ульяновск-перевалка через Россию. Не сомневаюсь, что это может быть.

Равиль Минигаздинов   12.02.2013 22:47   Заявить о нарушении