Собака Павлова, или как бросить курить

 
  Давно, а точнее 17 лет назад, работал я в "нервном" бизнесе.
Ломбард, в центре негритянского района Лос Анджелеса, не есть место спокойное.

Каждый входящий -потенциальный грабитель, особенно когда в длинных плащах. А уж праздник Хaловин, просто находка для любителей скрывать своё лицо. В этот день совершается наибольшее число нераскрытых ограблений.
 
Как следствие нервной обстановки, я начал покуривать, а потом втянулся и стал "про".
Две пачки в день, практически прикуривая одну сигарету от другой. Я частично потерял вкус и обоняние, чёрные сгустки по утрам стали нормой.
И вот, в один из ничем не примечательных дней, в дверь позвонил высокий, худощавый человек в очках и галстуке.

 Он чем-то напоминал служащего налоговой службы или элитного детектива Бэверли Хилс.
После короткого разговора, оказалось что он обычный человек, попавший в беду, которому требуется некоторая сумма денег в долг.

В залог он оставлял довольно дорогие часы в коробочке и документы о месте их покупки, всё чисто.  Клиент оказался достаточно разговорчив. Выяснилось, что он по профессии психолог, профессор, автор нескольких книг.

-Что же Вы, молодой человек, дымите-то как паровоз?
Удивлённо обратился он ко мне, видя как я прикуриваю третью сигарету от второй.
-Бросал, не получается, работа нервная...
Парировал я. "Брось курить, это так легко"-навязло в зубах рекламой всевозможных жевательно-приклеивающихся средств.

-А хотите, я Вас научу? Бросите без проблем?
 Вот же достал, подумал я.
-Нет не хочу, я не верю в то, что я могу бросить!
Ответил я, надеясь, что интеллигентно выглядящий человек поймёт и на этом наша беседа будет закончена.

 Не тут-то было, клиент решительно не оставлял идею поделиться со мной достижениями современной психологии.
-Здорово, прекрасно! Я и мечтать не мог о том чтоб вызвать у Вас подобную реакцию! Не в коем случае не бросайте курить!

  Наверное сумасшедший - подумал я. Говорят, что настоящие психологи сами того...недалеки от своих пациентов.   
-Прошу прощения сэр, но только что вы убеждали меня бросить курить, теперь вы радуетесь, что я отказался?

-Да, вы абсолютно правы! Я радуюсь...и хочу чтобы вы тоже радовались! Я научу вас бросить курить, не желая бросать.
-Ну да? Серьёзно?
-Серьёзней некуда. Видите ли, Вы курите так много не потому, что нервничаете, а потому что производители сигарет, специальными добавками заставляют вас хотеть курить больше.

-Согласен, это давно известный факт, что это меняет по отношению ко мне?
Наша беседа начинала меня утомлять.
-Ничего не меняет и всё меняет. Давление извне, которое можно обмануть, а затем контролировать.
Самое главное-никогда, ещё раз повторяю, никогда не говорите, что бросили курить. Потому, что вы не бросили и не собираетесь бросать. Курение-это одно из многих удовольствий, но не надо им злоупотреблять.

Самая распространённая ошибка заключается в том, что заставляя себя бросить курить, вы автоматически создаёте платформу для стресса. Борьба с курением оборачивается для вас борьбой с самим собой. Помните, вы не бросаете курить, вы всего лишь уменьшаете количество сигарет, для того чтобы не подорвать здоровье. Вы контролируете, когда и сколько вам курить, а не табачная компания.

Как красиво излагает, я не мог не согласиться, он во многом прав.
-Хорошо, согласен стать подопытным кроликом. Что я должен делать?
Пытаясь перейти от слов к делу, торопил я.
-Вы конечно помните классический опыт профессора Павлова, объясняющий присутствие и суть рефлексов на примере собаки и лампочки?

-Помню, по биологии проходили. Включают лампочку, собаку кормят. Повторив так несколько раз, лампочку включили, а еду не дали. Но слюна у собаки выделяется-рефлекс. Как это может помочь мне?

-Совершенно верно. Человек тоже имеет рефлексы. К примеру, вы пришли на работу, руки тянутся к пачке сигарет, сели в машину тоже самое. Вы становитесь рабом рефлекса.
-Какой кошмар, что же мне делать!?
И я картинно  простёр руки вверх, как бы прося небеса о помощи.

-Купите кухонный таймер. Сколько времени вы можете обойтись без сигареты?
-Больше получаса не могу.
Грустно ответил я.

-Вот и прекрасно. Поставьте таймер на полчаса. После звонка получите свою сигарету. Через неделю, поставьте таймер на час и так далее. Маленькая победа нас собой будет радовать вас, даст уверенность в себе. Но чур не обманывать, вы ведь не меня, вы себя обманываете. По контракту, я должен буду прийти к вам через четыре месяца, чтобы забрать мои часы, тогда вы и расскажите мне о ваших успехах. Удачи!
Он кивнул и быстрым шагом уверенного в себе человека, вышел из магазина.

На следующий день я купил кухонный таймер.
Через четыре месяца мужчина пришёл за своими часами. Вынув квитанцию, он поинтересовался.
-Сколько я вам должен?
-Ничего, никаких процентов.

-Спасибо. А вы не ошиблись? Ведь я продержал заём четыре месяца.
-Нет, не ошибся. Не вы должны мне, а я вам. Спасибо, я больше не раб своих рефлексов. Курю когда хочется, раз в неделю, или раз в месяц, в компании или под чашечку кофе.
Я вышел из за стойки и поклонился. Он смутился, протянул мне руку. Мы обменялись рукопожатием-так состоялась моя самая крупная сделка.


Рецензии
Если бы все курильщики следовали логике! Умный рассказ. Недавно в аэропорту в Мадриде один наш русский товарищ метался по всему зданию в поисках уголка для курения. Работники аэропорта разводили руками и говорили, что таких мест тут нет вообще, а рейс задерживался. Мужчина был в ярости, а жена ему сказала:"Вот тебе еще один повод бросить курить - не везде есть места для курения." Когда он отошел от нас, я ее спросила, какой же первый повод. Дама ответила, что перед отлетом в Испанию подала ему расчет затрат на ежедневные 2 пачки сигарет за год - он составил 3,5 тысячи евро. Умножив эту сумму на 20 лет, мужчина простонал, что прокурил стоимость квартиры для одного из детей.
Потом дама приложила палец к губам - к нам приближался ее муж, который в досаде плюхнулся в соседнее кресло и зло сказал жене:"Лови меня на слове - гадом буду, брошу курить, как прилетим домой!"
Творческих удач!

Татьяна Хожан   06.06.2014 23:48     Заявить о нарушении
Все хорошо в меру. Хорошая сигарка с коньячком да в приятной компании...Проблема в отсутствии саоконтроля.В умении отличать удовольствие от зависимости. Спасибо Таня, что заглянули. И за отзыв спасибо отдельно.

Олег Крюков 3   07.06.2014 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.