Вишну

                Вишну – бог богов, Господин, Высшая
                личность, непроявленный изначальный принцип,
                дух вселенной, принимающий все формы.
                Шива [1]

В “Ригведе” карлик Вишну играет незначительную роль. Основным его деянием являются “три шага”, которые он делает “для жизни”, отвоёвывая у асуров вселенную [2]. Какой смысл этих шагов? Веды не дают ответа, последующая литература индусов – тоже. Можно предположить, что этими шагами Вишну производит своего рода синтез только что возникшего мира, укрепляет его структуру и целостность, выступая в роли опорного столба, соединяющего небо и землю. Кроме того, он соединяет собой миры девов и асуров, не принадлежа полностью ни к одному из них. Применительно к характеру самого Вишну “три шага” могут быть поняты как символическое выражение его способности переходить все границы, проникать повсюду, а также воплощать собою могучую и благую энергию. Видимо, именно эти качества Вишну сделали его фигуру подходящей для выхода на позицию верховного бога, бога творца всего сущего [3].

Значение Вишну начинает возвышаться в брахманах и упанишадах. Но особенно сильно возрастает в период складывания “Махабхараты” и “Рамаяны”. Вишну оттесняет Праджапати с позиции бога-творца. «Я – Вишну, я – Брахма» [4] – заявляет он. И, следовательно, видит в Брахме лишь проявление своей собственной сущности. Вишну говорит о том, что не раз оборачивался Брахмой [5]. В связи с этим характерен образ Вишну с лотосом, растущим из его пупка, в венчике которого восседает Брахма [6]. Стебель лотоса можно рассматривать как амбивалентный символ – своего рода пуповину, соединяющую двух богов, находящихся в отношении взаимопорождения. Функция творца всего сущего, формально остающаяся за Брахмой, по существу переходит к Вишну. Всесилие Брахмы может декларироваться, но на самом деле его нет. Когда “неизмеримо могучего” Брахму донимают демоны Мадху и Кайтабха, он не находит ничего лучшего, как разбудить Кешаву, то есть Вишну [7]. Единственно реальной возможностью Брахмы остаётся право награждать аскетов-подвижников, даруя им невероятную силу, непобедимость в бою, бессмертие и т.п. Такие дары часто получают демоны (асуры и данавы), чем создаётся угроза благополучию богов и всего мира. Осознавая это, Брахма сопровождает свои дары некими условиями, соблюдение которых создаёт интригу многих мифологических историй, имеющих своей основой борьбу девов и асуров.

Колоссальную роль в развитии образа Вишну сыграла концепция аватар – воплощений. Аватара – это “смена костюма”, “новая маска” бога, новая роль его, как актёра. Имел аватары и Праджапати, представая в образе рыбы, черепахи, вепря. Впоследствии эти аватары стали ассоциироваться с Вишну. Основные аватары Вишну, это: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама Дашаратха, Кришна, Будда и Калки. Всего у Вишну 29 аватар. Целый ряд второстепенных богов был назван аватарами Вишну, вследствие чего их заслуги перешли к самому Вишну. К вишнуизму примкнул громадный мифологический и культурный материал, имевший самое разное происхождение, в том числе и аборигенское. Благодаря этому вишнуизм обрёл корни в древних, глубинных пластах индийской культуры, сильно окреп и смог вырасти до уровня мощной общеиндийской религии.

В последние века идёт тенденция к сближению Вишну с Шивой. Эпос рассказывает, что Вишну решает породниться с Шивой – выдаёт свою дочь замуж за Муругана (сына Шивы). Хотя сам Вишну – отец Шивы. И отец Брахмы. В мифологии появляется Харихара (т.е. Вишну-Шива) – бог, сочетающий в себе признаки как Вишну, так и Шивы. Однако Шива всегда “пускает” в свой храм Вишну, а Вишну Шиву не всегда [8].

                2012 дек. 3 – 4.


[1] Махабхарата-III, Лесная (Араньякапарва). Цит. по: Дубянский А.М. Классическая триада: Брахма, Вишну, Шива. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 147.

[2] “Ригведа” VI.69,5.

[3] Дубянский А.М. Классическая триада: Брахма, Вишну, Шива. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 134.

[4] Махабхарата-III, Лесная (Араньякапарва), пер. с санскр., предисл. и коммент. Я.В.Василькова и С.Л.Невелевой. Л., 1987, с. 387.

[5] Там же, с. 389.

[6] Там же, с. 405.

[7] Там же, с. 405.

[8] Дубянский А.М. Классическая триада: Брахма, Вишну, Шива. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 151.


Предыдущий этюд по индуизму: http://www.proza.ru/2012/12/04/409

Следующий: http://www.proza.ru/2012/01/05/1275


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.