Как нас имеют краткий обзор

(Хотя грубых выражений я старался избежать, людям с тонкой душевной структурой от чтения рекомендую воздержаться)

Вы, надеюсь, меня понимаете. Поэтому я не буду давать точного энциклопедического определения термину "имеют".
И обзор свой начну не с обезьян (в зоологии я не силен), а с человека социального.
Общество, или , учитывая его первобытный характер, община, возглавлялось вождем. Вождь имел кого хотел и сколько хотел. Именно тогда, в начале времен, и сформировалось основное деление человечества на два класса: на "они" и "мы".
Они - это те, кто имеют, а мы - это те, кого имеют. Не хочу спорить с Марксом, но считаю свой вариант классового деления  более научным.
Классовое разделение не признает ни пола, ни расы, ни религии, ни языка. Впрочем, как и классовая солидарность (я ж сказал - с Марксом не спорю) .
Классовое общество основано на насилии, или подавлении, применяемом одним классом к другому. Но, (и тут старик дал Маху) классовое общество основано и на молчаливом согласии этого другого класса подавляться.
И хотя классы нельзя признать полностью однородными, но различия тушуются перед общей классовой сутью. Позднее я укажу некоторые особенности каждого класса.
В соответствии с предметом настоящего обзора виды классовых обществ я подразделяю не по отношению к средствам производства, а по способу, которым "они" имеют "нас".
Да простят меня читатели, если в описании этих обществ я использую не строго научные, но доступные и общепонятные термины.

Итак, первым по времени формирования, и по некоторым другим признакам, следует считать авторитарно-тоталитарное общество.
Характеризуется оно достаточно строгим соблюдением ритуалов.
По приказу сверху, т.е. от "них", организованно, "мы" собираемся в определенных местах. Затем по команде фельдфебеля (центуриона, комиссара, политрука, муллы) спускаем штаны, юбки, набедренные повязки, нагибаемся, и громко прославляем власть. Подойдя сзади "они" засовывают в каждого десятого из "нас" ствол огнестрельного оружия (от пистолета до установки "Стэллс") и производят выстрел. Иногда- холостой, или, уж совсем редко -просто щелкают затвором.
До изобретения огнестрельного оружия использовались луки, катапульты, змеи и скорпионы, которые засовывались с той же целью в те же места.
Затем всех оставшихся стегают по всем выступающим частям тела шпицрутенами, шомполами, фасцами и т.п. и лишь после этого имеют. Следовательно, сам акт воспринимается с нескрываемым облегчением. После чего следует команды: "Засупонься!", "Подтянись!", "Рр-няйсь-смиррна!" и "имевший" сообщает каждому: "Молодец, сволочь! В следующий раз ноги отрежу!" На что "мы" дружно отвечаем: "Рад стараться, Ваше б-родь!", или, более патриотично: "Служу Отечеству" и добавляем "Урррааа!!!"
Наивным упрощенчеством было бы считать, что этот вид общества изжил себя, устарел, или остался только в недоразвитых африканских и азиатских странах.
Вовсе нет! И в самых цивилизованных и гуманных государствах находится для него достаточно места. Разве армия любой страны - не соответствует описанию?
Характерной чертой этого общества является пирамидальность, или ступенчатость. На нижней ступеньке - народ. "Они", которые стоят на следующей ступеньке (условно можно назвать "их" унтер-офицерами) "отимев" свое, тут же превращаются в "нас", которых имеют "офицеры", стоящие повыше. Причем "офицеры" имеют как "унтер-офицеров", так и остальных "нас". И так далее. Сверху пирамиды - вождь, хан, фюрер, аятола, генеральный секретарь. Он имеет всех.

Если авторитарно - тоталитарное общество появилось десятки тысяч лет назад, то следующий вид - общество бюрократическое, возник не более, чем за 8 тысяч лет до Рождества Христова.
Создали его, вероятно, древние шумеры. Бюрократ - в нынешнем понимании - владелец места за канцелярским столом (бюро - фр.)
Бюрократ приходит к "нам" домой, либо "мы" приходим в его канцелярию. Затем бюрократ придавливает нас своим столом (бюро), так, что мы не можем пошевелиться, и имеет нас столько, сколько может.
Особый ритуал при этом не соблюдается, за исключением разве что условного поведения. Бюрократ делает вид, что "иметь" нас ему тяжело и даже неприятно, а мы, наоборот, изображаем полное удовлетворение и, в некотором роде, восторг. При этом не воспрещаются, а даже приветствуются постанывания и крики "Ох!" и "Ой!"
Хотя и это общество имеет пирамидальное строение, но пирамидальность эта отличатся от уже названной в обществе авторитарно-тоталитарном.
А именно: бюрократ с вышестоящей ступени "имеет" только нижестоящего бюрократа, не опускаясь ниже, и уж, ни в коем случае, не снисходя до того, чтобы "иметь" народ.
Большая часть населения мира и сейчас живет в условиях преимущественно бюрократического общества.

Наконец, позднее всех формируется общество демократическое. В этом обществе подавляющий класс настолько слит с классом подавляемым что невозможно провести четкую грань между ними. Взаимовлияние и взаимопереходы из класса в класс создают этому обществу не пирамидальную, а спиральную структуру.
Для этого общества характерны два наиболее распространенных вида взаимодействия классов:
Первый вид - простой. "Нас" просто имеют за деньги.
Второй, столь же распространенный, это когда "они" говорят "нам": "А вот десять долларов лежат на земле, никому не принадлежат!" И, стоит нам только нагнуться, тут-то нас и поимеют. В некоторые периоды, например во время выборов, "десять долларов" заменяются на какие-нибудь абстрактные понятия, вроде права на труд и отдых, свободы слова, и т.д.
Характерной особенностью демократического общества является также то, что "мы" можем устно, а иногда и письменно, возражать против того, что нас имеют.
Впрочем, на результат это нисколько не влияет.

Конечно, нельзя все разнообразие человеческого общества уложить в картинку  черно-белого цвета.
В классовых обществах существуют подвиды, да и сами общества дополняют друг-друга и проникают друг в друга. Особенно быстро это взаимопроикновение происходит последние 100-200 лет.

Обзор был бы неполным, если бы я обошел молчанием то новое, что возникло в последние десятилетия и напрямую связано с рассматриваемой темой.
Я имею в виду Интернет.
Конечно, взаимоотношения людей в Интернете в основном копируют их взаимоотношения в жизни. Но есть и особенности. Так, второй вид взаимодействия демократического общества получил в Интернете особо активное развитие. Интернет значительно расширил ассортимент того, за чем предлагается нагнуться.
Кроме того, очень широкое распространение получило некое течение, характеризующее сущность нас, как класса имеемого. Это течение отмечалось и раньше, но в Интернете приняло широкий размах: люди, собираясь в группы, оголяют некоторые части и нагибаются просто так, очевидно в ожидании, что их кто-то поимеет. Характерными местами таких сборищ стали популярные сайты  "Тихис.Ру" и "Розап.Ру"
Так выражают себя некоторые элементы мазохизма, характерные для развитого и гуманного человеческого общества. Вероятно, сказывается общая недостаточность прямого насилия во взаимоотношениях.

Завершая обзор я хотел бы заверить заинтересованного читателя, что развитие этой темы возможно и нужно. Ведь тема лежит просто на земле. Достаточно нагнуться...


Рецензии