Об идеологических поисках и о неопределенности, во

 


   Среди очевидных   дикостей      Основного    закон,  принятого  в   1993   году, первенствует ,  вне  всякого  сомнения,  статья,  провозглашающая  приоритет   международных   законов  перед российскими. Однако,    и  статья   тринадцатая ,  блокирующая  появление  государственной   идеологии  в  России, по  нелепости своей,  из  того  же  ряда...
  Цивилизация   под   названием Россия    не  может   устойчиво существовать  без    государственной  идеологии.      И   хотя  формальные   лидеры   страны(   действующий   президент   и  окопавшийся  в  правительстве   президент    вчерашний)   в  своих   идеологических   поисках по-прежнему   мечутся,  в  основном,   в неком  "бермудском"   треугольнике " ВТО-ЮЮ-приватизация", государственная    идеология  России  все-таки   постепенно  выкристаллизовывается...  Пока    пусть   в  отдельных,  не  претендующих  на  законченность   и   цельность,  выступлениях,   статьях,  комментариях....

1.   Александр  Дугин

Эффективным   вкладом  в  разработку  государственной  идеологии   можно  считать   приводимое   далее   выступление   А.  Дугина.

Православие  -  ось   нашей  идентичности…
Россия   концентрировалась вокруг  православия     и  прежде  всего  вокруг   православной   культуры. ..
Сформированная   в  поле  православия    культурная   матрица   проступила    и  сквозь   русский   коммунизм...
  Эти    мысли   А.  Дугина,  четко  ориентирующие   Россию   на   ее   тысячелетнюю   традицию  и,  что  очень  важно,   не  исключающие   советский  период  из  этой  традиции,   являются  очень  серьезной   заявкой   -  они вполне   могут  стать    идеологической  основой  консолидации национально-патриотических   сил  страны.. 


http://www.youtube.com/embed/ZCWQmeDqo04
2.  Сергей  Кургинян

Именно разработкой   национальной  русской   идеологии  занимается,   по  существу,  в  своих  последних   работы    и  С.  Кургинян.   Он,  кажется,    сумел  критически  оценить     свою  мировоззренческую  позицию      -  во  всяком  случае,    в  его  речах  появились  смыслы,  которые  раньше,  до   лета  текущего  года,  он   старательно  обходил...
  Это почувствовалось   уже     в   спецвыпуске,   "Смысл   игры",  посвященном  ЮЮ-голосованию   в  Думе.   И  хотя  обновленной в   нем    была,   в  основном, была  манера   подачи  материала,  внутренняя  работа   чувствовалась,  и     прежние  смыслы звучали  значительно  сильней  и   убедительней.    Оценка     затянувшегося  ценностного    флирта России с  Европой дана   была  сокрушительная,  убийственная:  если  Европа  подняла  флаг  аморализма,  блуда,  пакости,  то  зачем  нам  туда  стремиться...

http://www.youtube.com/embed/t5i1kKV491M
Заключительные   же   сорок   минут    восьмого  выпуска   "Школы   сути"   определенно  свидетельствуют   о  том,  что в  мировоззрении  С. Кургиняна   наметился     отчетливый  сдвиг    в  область   традиционных   ценностей  России

http://www.youtube.com/embed/h1dR4gghDfY
   При  этом он  не  ограничивается   одним лишь  перечислением  этих  ценностей,  а  пытается    разобраться   в   метафизической   основе   их. 
  И  здесь  важнейшую  роль  играет приведенное   им    определение     коммунизма: коммунизм  -  это   раскрепощение  и  пробуждение   в  каждом  человеке   его  высших  творческих  способностей.
   Именно   исходя  из  этого  определения,  а  конкретно  из  того  противоречия,  которое  заложено  в  комбинации   раскрепощение  -   пробуждение,  он  и     подводит    к   главной   причине  крушения    советского  проекта,   решительно подчеркивая  ,  что  коммунистические   мечты  об  раскрепощении   и  пробуждении  очень   близки христианской  идее  обожения     человека(   стремление  человека к  богоподобию  через нравственное совершенствование).
Основная    ошибка  коммунистов,  по   С.  Кургиняну,  была  заключена  в  иллюзорных  надеждах,  что  достаточно  человека   раскрепостить,  и  все   высшее  в нем   пробудится.   Он   напоминает,  о  том,  что  иллюзия  эта  носила  массовый   характер. И  только   единицы  в  среде  коммунистов,  такие  , как   А.  Богданов (основоположник  эмпириомонизма ,  в   клочья   растерзанного   В.Лениным,  и      тектологии-  блестящего   прообраза   системного  подхода),  который      уже   тогда понимал,  что   одного  раскрепощения   недостаточно,  а  пробуждение   требует  колоссальных  и    хорошо  продуманных   усилий  общества (   его   идея  всеобщей  организационной   науки  и  предполагала   такие     усилия).    Человека  надо   собирать.  Если   не  собирать,  то   человеческое  в  нем  не   пробудится.  Пробуждение    есть   собирание.  В  таких  словах   передает   С.  Кургинян    главную  идею  А.  Богданова.
   Немало  внимания   уделено  С.  Кургиняном  и той  контр-идеологии,  которая,  потеснив  христианство   евангельского  извода,   восторжествовала  в   Западной   Европе  в  Новое   время  и   получила  название  модерн.    Суть  этой   идеолгии  С.  Кургиняном   охарактеризована  приблизительно    так: никаких  раскрепощений-пробуждений   -   человека,   через  систему  по  преимуществу   внешних  ограничений,   надо  заставить нормализовать свое  поведение  -  перевести  его  в  некоторое   средне-нормальное   состояние.   На   К. Леонтьева    С.  Кургинян  не  ссылается,  но  леонтьевский   средний   европеец        здесь   несомненно   присутствует -  во  всей   своей тошнотворной  нормальности.
  Оценивая    устойчивость    западноевропейского (классического!)  нормального  состояния,  то есть  состояния     с  неразвитым,  а  то  и  дезавуированным, умышленно  подавленным,        изничтоженным   идеальным,   С  Кургинян  допускает,  во-первых,  возможность    самопроизвольного  пробуждения  низкого  в  норме.      В  условиях   чрезмерно    усилившегося коммерческого    поля,  оставленного  к  тому  же   без  внимания  со  стороны  государства  и   общества, эта  возможность  очень  легко   реализуется  в виде  системы  мировоззрения.  Подкрепленной   при  этом   соответствующими  законами,  то есть   ставшей   новой   нормой. 
   Низкое,  неидеальное  может  культивироваться   и   сознательно .  С  целью ,  скажем,  подавления  избыточного   идеального    -  ссылки    на  М.Бахтина   у  С. Кургиняна, видимо,  именно  об  этом. Целенаправленное  взращивание   неидеального    может     стать   и  государственной   политикой  -  как,  например,  в   постсоветской   России.  В.Путин,  по   мнению  С.  Кургиняна, подобную   практику,  увы, не   попытался  приостановить. Он  лишь    стабилизировал  ее,  превратил   подавление  идеального в  России  из  инфекционного  заболевания  в  хроническую    болезнь.
   Наряду   с  самопроизвольной     нормализацией   низкого    (  Западная   Европа)    и  организованным  насаждением  низкого(  государственная  практика  постсоветской  России )  С.  Кургинян     говорит  и  о  третьей   возможности  - о   внезапном,   лавинообразном   перерождении   нормы: "вы  будете  с  помощью   системы   запретов    наращивать   нормальность,  а  она   ворвется   безумием". Рациональная,   машиноподобная, очищенная   от   влияния  идеального   норма " создает  взрывчатку   в   душе    человека"   И  следовательно,   внешне  устойчивая,    выверенная    западноевропейская  норма столь же иллюзорна, как    и  наспех   из  европейских  ошметков скроенная  квазинорма   современной  России.    Может  быть  даже  в   большей    степени  иллюзорна,  поскольку  чревата  внезапным взрывом.  В  России  же    этой   "норме"   еще   предстоит   себя  утвердить  -  одолеть  веками    формировавшееся   у  русских  благоговение  пред    идеальным.

Все  эти  свои   суждения   С.  Кургинян   завершает   четким  ответом  на  вопрос,   что   делать....   Уберечь  Россию   от     судьбы    Запада   может  только  мобилизационная   задача -  высшая     духовная   мобилизация,   способная   блокировать     усилия  западноевропейской  нормы  в  разрушении  русского   идеального.

   В  следующем,   девятом,    выпуске  "Школы  сути"

http://www.youtube.com/embed/JIJRQtTcp7c
  Кургинян   раскрывает  свои   представления  о  духовной   мобилизации  и,  делая  это,   обращается,  по  существу, ... к  основополагающим принципам   Православия.
  Можно,  конечно,  не  соглашаться  с   той   схемой,  которую  С.  Кургинян рисует:  мелкие  области  в  сознании,  сформированные   под    влиянием   современного    безблагодатного  (деидеализированного)   бытия,  и    способная   вытеснить    этих "тараканов"   область  нового  сознания,  сформированного  новым  бытием. ..  Поскольку более  адекватной  кажется  модель    иная:   напитанное  традицией,   по преимуществу  благодатное  сознание, но  спящее,  заторможенное   безблагодатным  бытием  и  постепенно  захватываемое     "тараканами"   -  сознание  ,  которое  всего  лишь  надо  пробудить.  Различие между  этими  двумя  моделями   существенное  - очевидно,  что  во  второй  модели  роль   традиции,  роль   уже  состоявшегося  русского  бытия  является  определяющей,  тогда как  у С. Кургиняна   традиция  пока  всего лишь ассистент. Но  это  различие     не   является    принципиальным,  поскольку  и  в   варианте   С. Кургиняна  главная   роль   в    борьбе  с  нашествием  "тараканов"   принадлежит   бытию    на  принципах   православной  традиции. "Инобытие  в  бытие, трансцендентное  в  имманентном",    -  так  С. Кургинян  определяет  формулу  русского  православия.    В  переводе   на      незамысловатый   житейский   язык  это   звучит   совсем просто   -  идеальное  в реальном...
  С. Кургинян   нигде  не  ссылается на Нагорную  проповедь,  но основная   идея  этой главной проповеди  Иисуса  из  Назарета -самостеснение  есть  высшая форма   личного самоутверждения-незримо  присутствует в  рассуждениях  С. Кургиняна.  Эта   идея   заключена  и   в  его  метафоре " альпинизм духа".
  В  отдельных   эпизодах  своей  лекции   (  "отрекись  от  себя  для  себя"; "спаси   себя  и  вокруг  тебя   спасутся   тысячи" - ссылка  на  Серафима  Саровского;  призыв,  с  сылкой  на  книгу  архимандрита Тихона," социально  осмыслить  религиозный  опыт"  и  т.д.)
 С.  Кургинян    просто  неотличим   от     православного проповедника,  а  смыслы, которые  он  продвигает,  временами  прекрасно  коммутируют   с  тем,    о  чем  постоянно  говорит   Патриарх .  Взять   хотя бы   Слово Патриарха ,  произнесенное в  годовщину  Бородинского  сражения   на  батарее  Раевского  -   его   рассуждения     о роли   идеального   в  том  великом  противостоянии  русской    и  западноевропейской   цивилизации ( пол Европы собралось тогда,  чтобы  сокрушить  Русь  -  устои  нашей   жизни),  которое   имело   место  под  Бородино.

   3.  Владимир   Путин.

  Я   не  хочу   сказать,  что    материалы,  на  которые  я  ссылаюсь -    единственные  в  своем  числе.  Но они  несомненно   - ярчайшие  свидетельства тех  процессов, которые  набирают  силу  в  среде  русских  интеллектуалов.    И  на  таком  фоне   по-особому     убогой  выглядит  позиция      тех,  кого      называют  почему-то  элитой,  позиция   высшей  власти.  Вся  эта  элита,  весь  этот  авангард   с   его  ВТО,  ЕГЭ,ЮЮ,  с  его     коммерческим    бесчинством  в   армии,  образовании,  здравоохранении  -  всюду ,  неуклонно   смещается  в  обоз  -  на роли без   значимых  слов  и  значимого   влияния.    
Своеобразной   эпитафией нашей элите  с  авангардом   стала   недавняя   статья А.  Дугина  о  В.  Суркове  ( Я  никогда  не  относил  В. Суркова    к   числу      идеологов,  и    его        мировоззренческие упражнения   уже  давно     квалифицировал   как    идеологию  для   по-Гор-Ельцев  Но  А.Дугин, анализируя   ту   роль ,  которую   сыграл  В. Сурков  в  путинское  правление, пошел    значительно дальше  -  он    не   только  предъявил  обществу "теневую  сторону   сурковщины":
"эта помесь византизма с постмодерном войдёт в учебники наиболее успешных форм колоссального социального надувательства в исторических масштабах... вместе с тем, это был триумф бессмыслицы, дурного вкуса и похабщины."
  Но   и подвел нас  к  мысли,  что   все ,  что  совершено В.  Сурковым,   не  столько  достижения  последнего, сколько определенная   ущербность     самого  В. Путина.
   Надо  быть  очень  и  очень  средним,  чтобы,   имея предоставленные российской   конституцией  возможности править, так неаккуратно    делиться   своими  полномочиями. Неяркость   властителей,    возможно ,   и  является   главным   источником       блистательности   серых   кардиналов.
 "... Основные черты путинской идеологической модели: все содержательные и последовательные патриотические, консервативные или социалистические движения, организации и идеологии маргинализируются по причине их противоречия либерализму", -  отмечает  А.  Дугин...
  Но   полностью  нельзя  исключать и  другое: путинские   колебания   патриотизм-  либерализм   есть   сознательное   смешение,   намеренное   взмучивание  вод...  И  мы  имеем   здесь  дело   вовсе не  с  простоватой   ущербностью,  а    с  неопределенностью ,   возведенной   в  принцип. 
И  тогда В. Путин-  это  всего  лишь    средний   европеец,  пробившийся  к  высшей   власти     в  стране   с  устойчивой   не-западноевропейской  составляющей...  И пытающийся   обуздать   эту  страну...
Нельзя  полностью   исключать,  что   основной (  скрытый)    смысл  анализа  А. Дугина  сводится   все-таки  к  одному:  В.  Путин  должен  уйти.  Но  не   так,  как  об  этом   мечтают  на  Болотной,  не  на   журавле   и  не  во  главе  косяка   горбуши  ,  идущей  на нерест,  а  через  им подготовленную  и  обеспеченную  передачу   власти  национально   ориентированной   элите  и правительству  национального  спасения.
   Удар, нанесенный   президентом  по фельдмебелю,   может  быть,  и  является   первым  шагом  В.  Путина на  пути  к  его  триумфальной  отставке. Будут ли   совершены  очевидные второй и  третий   шаги   -  вот   в  чем  вопрос...


Рецензии
Спасибо! Очень важная статья.
«Рациональная, машиноподобная, очищенная от влияния идеального норма " создает взрывчатку в душе человека"» - сразу вспоминается Юнг, говоривший, что моральность одних приводи к взрыву аморальности в других. Тут речь идет именно об этой «машиноподной» моральности. Противостоять этому может только – «спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи».
Дай Бог, чтобы к власти пришла истинная элита и чтобы, получив эту власть, сумела остаться элитой.

Нина Изюмова   05.12.2012 18:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.