На автобусе в прошлое

Правильно говорят, что человек живёт не днями, а событиями. И сегодня был именно тот день, который буду помнить долго, возможно, всю жизнь. Я встал с утра пораньше попил горячего, крепкого чаю и пошёл на остановку, чтобы уехать в прекрасное далёко, которое было ко мне так жестоко. Я ехал в ту деревню, где когда-то давно жил в детстве. Я не был там 20 лет и вот спустя столько времени возвращаюсь туда, не зная, что там увижу. Может того дома, где раньше жил, давно уже нет, а может там живут новые люди. Когда-то давно там жили мои дедушка с бабушкой, но после смерти деда и бабушки мы продали дом и переехали в город. Я мысленно часто переносился в свой старый деревенский дом. Тогда он казался мне очень большим. Я помнил двор, загон для кур, свиней, козы, деревянный сарай из полупрогнивших досок. За домом большой металлический сеновал с черепичной крышей. Качели, у калитки, висевшие на дереве. Ещё помнил колодец во дворе, к которому меня не подпускали из соображения безопасности. Помнил, что в метрах 50 от дома протекала быстрая шумная река, через неё был перекинут хлипкий навесной мостик, который при ходьбе сильно раскачивался, и я боялся по нему ходить. Автобус остановился и водитель, обращаясь ко мне сказал:

-Ваша остановка. Посёлок «Горный»

Я поблагодарил его и вышел из автобуса. На улице было прохладно. Дул пронизывающий северный ветер. Ночью был морозец, и трава была покрыта инеем. Солнце светило ярко, но не грело в это ноябрьское утро. Я стоял на остановке, с трудом узнавая улицу, на которой раньше жил. Прошло много времени, и могло всё сильно измениться. Я шёл по улице, рассматривая дома и напрягая память, пытаясь вытащить воспоминания детства, но мозг не хотел делиться своими знаниями и я получал лишь размытые обрывки мыслей. Навстречу ехал на велосипеде средних лет мужчина в фуфайке и старых рабочих штанах. Поравнявшись, он поздоровался, я ответил, ведь в деревне здороваются все даже с незнакомыми. Чем ближе я подходил к своему дому, тем ярче становились воспоминания. Вот чей-то покосившийся дом и я вдруг вспомнил, как с бабушкой ходил сюда за молоком. Хозяйка этого дома держала корову, и мы брали у неё вкусное парное молоко. На меня накатила горячая волна ностальгических воспоминаний, и в душе стало так тепло и уютно от щемящих сердце мыслей. Я подошёл к дому, ставни на окнах были закрыты, на двери висел огромный амбарный замок и я понял, что в этом доме давно уже никто не живёт. Во дворе рос густой бурьян по пояс, забор покосился, крыша местами отсутствовала. Я попытался открыть окно, чтобы заглянуть вовнутрь и понимал, что увижу там лишь запустение, разрушенные комнаты с поломанной мебелью и запахом смерти. Но мне надо было это увидеть, потому что я помнил его совсем другим, полным жизни и надежд. Мне не удалось открыть ставни, но я смог сквозь небольшую дыру в стене увидеть кусочек своего прошлого. Может и мой дом также стоит закрытый, не жилой, с покосившейся крышей?

Я вышел с чужого участка и продолжил путь в сторону своего прошлого. Чем ближе подходил к своему дому, тем ярче и отчётливей были воспоминания. И вот я вспомнил, что за следующим домом должен стоять тот самый, ради которого приехал сюда. Шёл не спеша с замиранием сердца, приближая с каждым шагом момент, когда увижу его в каком он состоянии?

Я вышел на пустырь, где стояли обломки моего старого дома. Открылась ужасная картина. Я, конечно, предполагал, что могу такое увидеть, но в душе хранил маленькую надежду, что дом хоть и не будет жилой, но он будет стоять на старом месте. Я стоял у обломков стены некогда былого величия усадьбы, и мне стало грустно, даже хотелось заплакать. В моей памяти он был целый. Мне виделось, что я открыл калитку, прошёл мимо качелей на дереве, вошёл во двор, поздоровался с нынешними хозяевами, они предложили пройти в дом. Я сел на деревянную табуреточку и из окна увидел сенник с черепичной крышей и старый каменный колодец, к которому меня не подпускали взрослые. В доме было чисто и по-деревенски тепло, топилась дровами русская печь. Я всё сидел и думал, как хорошо вернуться в свой старый дом. На самом деле я стоял на развалинах своего прошлого с трудом по воспоминаниям, восстанавливая картину давно происходящего. Мой детский ум всё воспринимал по-своему. Тогда дом казался мне очень большим, а теперь вижу, что, если стать двум людям в центре этой комнаты, и взявшись за руки они смогут дотронуться до противоположных стен. Назад шёл другой дорогой переполненный ностальгическими чувствами. Холодный осенний ветер дул теперь в лицо, небо было пасмурное, отчего становилось ещё холодней. Погода соответствовала моему настроению. Было ещё одно место, которое я хотел посетить - это река и тот мостик, по какому в детстве я боялся ходить. Подходя к речке, я не увидел того бурлящего потока, который помнил в детстве, река сильно измельчала, теперь это был небольшой ручеёк, и моста не было тоже. Неожиданно для себя я вышел к школе, в которой учился короткое время. На меня нахлынула новая горячая волна воспоминаний, вспомнил, как рано утром до восхода солнца зимой вставал и долго шёл по глубокому снегу в школу. Я не удержался и зашёл. Это был мой бонус к полученным уже впечатлениям. Вошёл в тёплое, светлое помещение с высокими потолками и широкими коридорами. Навстречу шла группа учеников, они поздоровались со мной, я приветливо ответил им. Школа была одноэтажной, с большими светлыми классами. Я попытался узнать свой класс, но не смог. В этой зоне памяти всё было слишком размыто. Со мной здоровались школьники и учителя. Это было приятно, в городе такого не увидишь. Меня окликнула женщина с ведром и шваброй:

-Вы кого-то ищете? Вам помочь?

-Нет, спасибо,- ответил я, оглядываясь вокруг, как турист на заморские достопримечательности. Объяснил, что я бывший ученик, этой школы и приехал проведать её. Дежурная с удовольствием всё рассказала, что в окнах вместо деревянных стояли пластиковые рамы, на крыше висела спутниковая тарелка, также в школе организован компьютерный класс и подключён интернет. Это была последняя остановка в моей сегодняшней экскурсии по прошлому. Она же рассказала, что уехать в город по расписанию автобусов можно в 13:30, это значит что у меня ровно 40 минут до отправления в будущее. Я зашёл в магазин напротив школы, купил горячий кофе, пил его и смотрел из окна магазина на школу и думал: раньше сюда ходил автобус раз в сутки, а теперь рейсы через каждый час; раньше работал только один поселковый магазин, а теперь их пять, один из них даже круглосуточный; раньше не в каждом доме был телевизор, а теперь почти в каждом есть спутниковое телевидение. Может, я проживу ещё 70 или 80 лет, но больше никогда не приеду в эту деревню, которой отдал свои детские годы жизни.


Рецензии