Школа

               

           Я всегда училась хорошо и была общественно активной. Избиралась председателем совета пионерского отряда, а потом дружины. С дружиной было все не так просто. Моя старшая сестра Юлия Петровна Коваль, она к тому времени вышла замуж, некоторое время преподавала в нашей школе рисование и черчение. Ее подругой была старшая пионервожатая Галина Сергеевна. Вот они и уговорили меня возглавить Пионерскую Дружину. На этом посту я пробыла не долго, стеснялась своего высокого роста, и вообще быть слишком на виду. Помню,что один раз пришлось командовать дружиной при приеме в пионеры на Красной площади.
  Никогда не забуду свое собственное вступление в пионеры в третьем классе. На момент приема  должно было исполниться 10 лет. Праздник назначили на 7 марта, а день рождения у меня 8 марта. Я всю ночь не спала, боялась, что в последний момент меня не примут, потому что нет еще 10 лет. Приняли, и я этот день запомнила на всю жизнь. Принимали в музее Ленина, а потом повели в Мавзолей. Сейчас я сравниваю, как учились мы, мои дети и внучки - разница большая. Нами занимались: возили в театры, в музеи, на выставки. В каждом классе был вожатый из старшеклассников. Мы тоже, став пионерами, занимались с октябрятами: водили на прогулки, читали книги, устраивали утренники, помогали с уроками. В школе были различные кружки, спортивные секции. Все это было бесплатно. Были и шалости. Помню я болела и вдруг  вижу ко мне идет весь мой класс (я тогда была председателем пионерского отряда). Спрашиваю, в чем дело?
Оказывается, они ходили на прогулку в лес и на обратном пути при переходе через железную дорогу кто-то толкнул девочку из класса. Она упала на рельсы и сломала руку, никто не признавался  в содеянном, и весь класс  выгнали из школы. Они пришли ко мне за советом. На следующий день я пришла в школу, вызвали родителей и провели собрание вместе с нами. Обидчик признался, но мы его отстояли. Девочка вела себя по отношению  к классу не честно, ябедничала. Никто не хотел ей такого зла, это произошло случайно. Другой случай, уже в старших классах: у нас была учительница литературы ( не помню имени), которая  была очень косноязычна. Наши ребята, лучшие ученики, собранные из разных школ, знали литературу и говорили намного лучше ее. Однажды перед ее уроком мы приперли дверь класса  шваброй, и не пустили ее в класс. Опять была разборка, собрание в присутствии родителей, но мы победили: ее убрали из школы ( потом я ее видела, торгующей цветами около кладбища). Вот такие мы были непримиримые. Возможно ли такое сейчас, не знаю.

      Вспоминается такой случай: в четвертом классе к нам пришла новая учительница молодая и красивая. К Новогоднему празднику мы с ней  шили костюмы снежинок. Она собрала всех у себя дома, угощала чаем со сладостями. Было очень радостно и весело. Кто-то из девочек разбил бусы, которыми мы украшали костюмы. Людмила Владимировна, так звали учительницу, с улыбкой достала какой-то агрегат  и, включив его, собрала осколки. Так я впервые увидела пылесос. В классе была всегда веселая доброжелательная атмосфера. Я тогда написала первые стихи, и показала их только Людмиле Владимировне. Одно из них  помню до сих пор:
                Стояла белая береза
                у одинокого окна.
Своими листьями резными,
                смотря в окно и шелестя.
А там то гас, то разгорался
                огонь средь сумрачной ночИ.
Скрывая ночь тревожную
                среди березовой тени.
*             *            *
Я думы долгие веду,
сижу во мраке одинокий
и вдаль гляжу.
Там за лесами, за горами,
где солнце низкое встает,
сидит девица молодая
и песни грустные поет.

                Ко дню рождения мама покупала обновки: новое платье и туфли. Помню, что 8 марта, в мой день рождения, было сухо и тепло, и мне удавалось выйти на улицу во всем новом. Только часто туфли мне были малы. Нога росла очень быстро, купить большой размер было невозможно, и я  обманывала маму, говорила, что туфли в пору. Ходила в них, как в колодках, ноги очень болели. Старшая сестра Юля  очень хорошо шила. Тогда были в моде плиссированные и гофрированные юбки.  Плиссе и гофре делали в специальных мастерских. Помню, что получала длинные рулончики завернутые в газету, и уже  сестра  шила  юбку. Мое платье их белой шерсти на выпускной вечер тоже сшила Юля. Потом я научилась шить сама. Шила даже пальто. Обшивала маму, а она меня обвязывала. Как у нее хватало терпения вязать мне костюмы и платья! Но это было уже, когда я училась в институте.
        Школы тогда назывались производственно-образовательными, с различными уклонами. В 9 класс (а учились мы 11 лет) набирали по специальностям:  электромантажник, слесарь, швея, воспитатель детского сада, а позднее и программист.  Конечно многим хотелось в класс программистов. В него набирали лучших учеников со всех школ города. Учеба по специальности проходила на базе МФТИ. Мы, как студенты, занимались в аудиториях и лабораториях института.  В классе было 26 человек. Классный руководитель Тамара Леонидовна, учитель истории, активно привлекала нас к общественной жизни школы. Ни один вечер не обходился без нас.  Мы пели, танцевали, разыгрывали сценки. Многие занимались спортом, и отстаивали честь школы  в районных соревнованиях (я в том числе). Школу весь наш класс окончил на хорошо и отлично. 13 человек поступили в МФТИ, остальные в другие ВУЗы. О нашем классе ходят легенды. Многие аспиранты, которые работали с нами, стали профессорами МФТИ .Они часто в разговоре вспоминают наш класс.   Профессором МФТИ и Членом корреспондентом РАН стал  мой одноклассник Валя Гущин, Женя Ермачкова стала директором Физико-математического лицея №5. Что не говорили бы - это было интересное незабываемое время!
 
Завьюжило-завьюжило,
Кругом белым-бело!
Висит на ветках кружево,
Как в сказочном кино.

Подзоры, занавесочки,
Из снега кисея.
Из детства  эти весточки,
Где жили ты и я.

Ходили в платьях форменных,
Манжеты в кружевах,
И в фартучках подогнанных,
И бантик в волосах.

Смотрелись все кокетливо,
Хоть скромен был наряд,
И были все приветливы
Без рангов, стар и млад.

Завьюжило-завьюжило,
Кругом белым-бело!
Воспоминаний кружево
Меня обволокло!...



   НА ФОТО НАШ 4 "А" КЛАСС ШКОЛЫ №1 г. ДОЛГОПРУДНОГО, ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА СПРАВА (я стою за ней, самая высокая). Крайняя слева в моем ряду моя подруга Оля Крутикова.

     ЕСЛИ КТО-ТО НАШЕЛ СЕБЯ НА ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ, ОТКЛИКНИТЕСЬ!


Рецензии
Уверен, Вы были самой хорошей девочкой в своей школе!
А что день рождения 8 марта, так это здорово!!!
Я вот недельку не дотянул... родился 1 марта. Ну это тоже замечательно!.. первый день весны как никак!

С дружеским теплом и улыбкой - В. Ч.

Владимир Чадов   06.12.2012 11:42     Заявить о нарушении
Спасибо за теплый отзыв! Успехов и радости! Лина.

Лина Широких   06.12.2012 15:19   Заявить о нарушении
Очень трогательно написано и с любовью ко всему, с чем соприкасалась Ваша жизнь.

Ольга Реймова   10.12.2012 09:06   Заявить о нарушении
Спасибо! Несмотря на трудную жизнь, воспоминания светлые.

Лина Широких   10.12.2012 13:09   Заявить о нарушении