молодость

Пришла на КРАЗ сопливой ,девчонкой и прошла все цеха. С дочкой полугодовалой училась на кран. Мостовой. Передавали её из рук в руки по всему классу и каждый успевал наиграться с ребёнком. А началось с того, что девчонки все потянулись на краны – там больше платят…
ну, а я что хуже всех что ли или глупее?..
Доча только из больницы. Лежала с ней полгода. Пневмония и диспепсия. Из одного в другое.
А курсы не ждут. Если не сейчас тогда через полгода. У меня трое детей. Зарплата ой как нужна! Муж тоже по сменам. Да электрикам когда много платили…
И вот с девяти до пяти я на занятиях, потом из садика пацанов забрать, что-то сготовить, постирать. А ещё и выучить что-то надо.
Конечно, муж помогал, не без этого. Но он девять дней без выходных, потом с семи до часу ночи, потом с часу ночи до семи утра. Да ещё в тайгу на длинный выходной надо, иначе зиму лапу сосать будем. Крутились, что там говорить. Сейчас всё это вспоминаю и мороз по коже, а тогда – вроде так и надо. Все так живут.
Ну вот, окончила курсы, вышла на работу. Да не в литейку, а на АВЧ. Это корпус где выливают металл высокой чистоты. 999 – й пробы.
 Ночь. У нас, как всегда, выливка. Выливщик Саша Семёнов. Крепкий мужик! Огромная ванна и на ней карман 50 на 50 см. Мне в этот карман надо попасть носком ковша. Ковш 5 тонн. И похож он на перевёрнутый чайник. Вот этим носком мне надо попасть в карман.
Сколько было слёз… никто не знает. Это ж высоко! Двенадцатая отметка. И мне не всегда хорошо видно. А качка!
И вот в одну из ночей Саша взорвался. Когда я ему раз за разом свернула три горшка. Горшок этот пристраивают к носику «чайника», и этот процесс долгий. Надо так сделать, чтоб создался вакуум и можно было тянуть металл из ванны. Горячий! 900 градусов. Горшок особо вмазывают и надо, чтоб шов высох. Иначе опустишь в ванну и… рванёт!
А время-то идёт! А на выливку тоже норма. Сколько тонн за смену. Это ж деньги наши! Бывало пять ковшей, бывало в пять раз больше. Это ведь и от крановщиков тоже зависит. И я-то сижу в этом «курятнике», а он-то снизу тяжести ворочает…
И вот тишина в корпусе и озверелый Саша падает на колени посреди корпуса, и кричит; в цирке медведя обучают! Когда же ты научишься? И мат!.. Ядрёный.
А стыдобища! Это ж все слышат! Я сквозь землю готова провалиться, да где она – земля?
Прошло какое-то время и я научилась, и любо дорого было со мной работать, но этот случай запомнила на всю жизнь.
 Нас было в корпусе АВЧ всего две крановщицы. Ну уж и подарки нам дарили за нашу работу! А ведь там, наверху весь газ… Особенно над ванной – маткой, где электролит. И все болезни наши от этого газа. Так просто на десять лет раньше на пенсию не пускают…
И всё равно – молодость брала своё! Молодёжь лучше была, чем сейчас. Ещё и на концерты ездили, выступали. И времени хватало.


Рецензии