Царица дома

  Я вновь и вновь вспоминаю свое детство. Маленькой я часто летом гостила у бабушки в деревне. Для меня это было счастливое, незабываемое время. В избе у нее стояла большая русская печка, словно появившаяся из сказки.

    Бабушка в ней пекла изумительные пироги, варила суп. Запах стоял не только в коридоре, но даже на улице. Электричества и газа тогда не было, готовили, пекли, жарили - все в печке.

   Даже чай кипятили в самоваре, в трубу которого клали приготовленные заранее угли, с помощью лучины разжигали их. Один конец трубака надевали на трубу самовара, а другой присоединяли к отверстию в печке, обделанному железом, которое называли почему-то «душник».

    Так что печь в доме была не только для обогрева, но и кормилицей, и поилицей. В общем она была «царицей» всего дома. Мы любили забираться на печь и рассказывать всякие истории.

  Особенно интересно было, когда рано темнело и зажигали керосиновую лампу. Вот тут самое время для страшилок. Я любила ходить с бабушкой в лес за ягодами, грибами, а еще мы ходили за березовыми ветками, из которых дома вязали веники.

  Однажды по дороге домой наломали сосновых веток. Я спросила бабушку: «Для чего это?» «А вот придем домой и свяжем из них помело», - ответила та. И я сразу же представила Бабу- Ягу на нем и спросила: «А что, она придет за ним?» «Да нет, это нам», - ответила бабушка - Вот приедешь зимой, тогда узнаешь, для чего это».

    Потом мы с ней ходили и вязали снопы из соломы. Она говорила: «Зимой пригодится». Раньше я гостила в деревне всегда летом, а тут меня отправили зимой. Печка мне показалась еще более сказочной и какой-то важной, таинственной.

  От нее исходило такое нежное тепло. На ней можно было лежать, греться, и даже спать. Я любила наблюдать, как она топится. Дрова складывали в ней решеткой, зажигали лучину.

   Дрова разгорались все сильнее и сильнее. Первый раз, я помню, очень испугалась, казалось, дым выскочит оттуда, и я окажусь в нем. Но он поднимался вверх и уходил в трубу, а пламя в печке становилось все больше и больше.

  Бабушка сказала: «Сегодня печку нужно топить особенно жарко, так как будем мыться». Надо, чтобы в печке не было «дворовушка», т.к. если в ней будет мало жара, то сажа не выгорит, стенки будут черные и грязные.

    Но самое интересное ожидало меня впереди. Когда печка протопилась, туда поставили чугунки с водой и закрыли заслонку. С интересом и нетерпением ждала этого вечера. И вот он настал.

   Бабушка достала чугунки с водой. Принесла то самое помело, которое мы связали. Только теперь оно было еще и на палке, и все в печке им вымела. «Вот, посмотри туда, ни пылинки, ни соринки».

  Принесла из сарая солому, от которой исходил морозный свежий аромат, и положила в печку. Когда солома нагрелась, бабушка разделась и быстро нырнула в печь. Я удивленно наблюдала за происходящим.

  Бабушка попросила меня подать ей березовый веник, а тазик с водой она взяла сама, и позвала меня к себе. Сейчас я понимаю, что мыться в русской печи - это нечто. В начале мне было страшно, казалось очень темно, так как свет туда падал только от лампы, висевшей напротив печки.

   Бабушка окунала веник в тазик и шлепала им меня, приговаривая: «Расти большая да умная». Когда мы вылезли из печки, меня окатили водой и вытерли полотенцем. Я бывала во многих современных банях и саунах, но все это не идет ни в какое сравнение с воспоминаниями из детства.

  О русской печке, с тем необычным удивительным теплом, которое излучали ее стены, с восхитительными запахами соломы, нагретой словно летним солнышком, а потом сбрызнутым теплым дождиком; свежераспаренного березового веника и влажной глины.

  Легкостью и свежестью всего тела, пропитанного до самых косточек, теплом и тем изумительным ароматом, который подарила мне русская печка. А после выпитой чашки чая из русского самовара, гармония души и тела уже не казалась такой недосягаемой.!


Рецензии
как тепло написано, молодец Антонина Николаевна!

Вера Удалова -Киселёва   22.01.2017 22:29     Заявить о нарушении