Покровитель России

ПОКРОВИТЕЛЬ РОССИИ

О, край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил!

                С. Есенин    
               
Звёзды очаровали отрока, околдовали так, что и хлебом не корми, а только дай на звёздное небо посмотреть. Что там за прелесть,  что за  красота! Какая тайна в этом звёздном хоре, какие песнопения для тех, кто может слушать духом, а не ухом! Небеса живут своей бессмертной жизнью, свысока  взирая на суету людей. Сколько народов видели они, сколько древних цивилизаций рухнули при свете нетленных звёзд, а они – всё так же спокойно, мудро, пристально – смотрят на Землю. Смотрят мальчику в глаза.
Мальчик лежит, бывало, на покосе или где-нибудь в ночном возле реки. Под боком костерок трепещет крылами жар-птицы.  Лошади неподалёку траву стригут, позвякивают боталами. Тихо. Коростель своими «вёслами» скрипит во мгле на дальнем берегу. Летучая мышь промелькнёт – налетит на костёр и шарахнется  в темень, пугая, загоняя душу в пятки.   Золотистая картошка на углях поспевает – кто не едал, тот много потерял. Чёрный хлеб посыпан крупной солью. Молоко в бутылке серебрится. Поешь, попьёшь, утрёшься рукавом  – и опять лежишь возле костра, смотришь в небо и думку думаешь. Кто там? Что за огоньки? Кто их зажёг? Зачем? Может быть, там тоже кто-то живёт, свет в окошках палит по ночам?
Вдруг промелькнёт звезда – опять загадка. Что такое – звездопад? Куда он катится? В копилку бога? Или куда?  Сердце замирает, сладко, жарко – так только в детстве оно замирало при виде звёзд,  стремительно   сбегающих за чёрный окоём и оставляющих в небе нестерпимо-блистательный след, по-зимнему чистый, с переливом серебра и тоненькой лазури.
Ночь набирает силу. Уже туман скирдуется по-над рекой. Уже затих скрипучий коростель за дальнею покосной луговиной. Прогоревший костерок напоминает корзину спелой  ягоды, рассыпанной в траве. Река чуть слышно  плещется на перекате, поёт голосами русалок, плетущих венки из июльских цветов.  Изредка щёлкнет уголёк, малиновой букашкою подскочит в воздухе – на мгновенье чётко нарисует красноталовую ветку – и свалится в траву, загадочно мерцая красным глазком. Незримая какая-то козявка под кустом шуршит. Роса, набухая, сорвётся – дробиной клацнет по ладошке сонного листа.  Затаившись, ты лежишь, ты чётко слышишь все эти звуки, но душа твоя витает где-то в непостижимом, необъятном мире звёзд. И вот что интересно.
В небе внимание мальчика всё больше привлекал грандиозный, алмазными камнями сияющий Орион –  яркое, роскошное созвездье.  Только в начале житейской дороги все звёзды  у мальчика над головой были без имени-отчества. Где Лира? Где Лебедь?  Где Стожары? Где Возничий? Где Плеяды? Где Кассиопея? Где Орион? Ничего не понять. Всё как будто бы одно и тоже – какая-то звёздная каша.
 Мальчик видел рисунки безликих созвездий и  просто любовался ими, как, должно быть, любовался наш  далёкий пращур, пещерный человек. И только много позже – по буквам, по слогам, по коротким светлым строчкам – повзрослевший этот, любознательный мальчуган выучился   поднебесной грамоте. И для него  «открылась бездна, звёзд полна, звёздам числа нет, бездне – дна».  Открылась  великая Звёздная Книга, среди бесчисленных страниц которой  по-прежнему особенно пленял и волновал Орион со своим  алмазным, туго затянутым «поясом», больше похожим на перекладину огромного креста – три звезды ярчайшего накала, а рядом с ними серебристый колдовской дымок – Туманность Андромеды. 
Влюбившись в Орион, мальчик не хотел быть однолюбом. Другие звёзды тоже грели душу, но  только Орион способен был  своими жгучими лучами доставать до самой глубины  души, озаряя нечто  заветное, согревая  нечто сокровенное. Как часто повзрослевший этот мальчик – в минуты грусти и тоски, в минуты внезапного разлада с самим собою или целым миром –  как часто обращал он свои глаза и мысли именно к нему, необычайно яркому, алмазами окованному Ориону. И после этого  он почему-то вдруг чувствовал себя спокойней. Ему становилось уютно, умиротворённо. Как же это так? И почему? Что это за колдун такой, что за волшебник  – этот Орион? 
Подобные вопросы долго оставались без ответов. И только много позже открылась тайна. Орион – покровитель России. Так ему сказали наши современные звездочёты, влюблённые в свою отчую землю и в свой небосвод.  Правда, потом повстречались ему и другие знатоки звездного мира. Они сказали, что это выдумки – никакого Ориона-покровителя не было и нет у России. Но сердце уже крепко верило в то, что есть покровитель и с этим невозможно было справиться прохладному и трезвому рассудку. Плохо это или хорошо, только по вере нашей нам и воздастся.       


 

          


Рецензии